USD 91.8692 EUR 99.4500
 

Проактивный вектор внутреннего государственного финансового контроля

Сергей Васильев, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Новосибирской области, Кристина Лещинская, заместитель начальника контрольного управления Новосибирской области
Коллектив контрольного управления Новосибирской области высаживает еловую аллею в честь 10-летия управления (2022 год). Фото предоставлено  контрольным управлением Новосибирской области
Коллектив контрольного управления Новосибирской области высаживает еловую аллею в честь 10-летия управления (2022 год). Фото предоставлено контрольным управлением Новосибирской области

 К 100-летию с момента образования контрольно-ревизионных органов Министерства финансов России

Продолжение. Начало в № 34 от 23 августа 2023 года.

Современный этап развития госфинконтроля знаменуется 2017 годом. Продолжает развиваться риск-ориентированный контроль.

В органах контроля появляются тематические подразделения, при Федеральном казначействе для проведения специализированных экспертиз создается ФКУ «Центр обеспечения деятельности казначейства». В контрольном управлении Новосибирской области, помимо основных контрольных подразделений, создается отдел оценки, анализа и методологии для нормативного и методического сопровождения перманентных изменений бюджетного законодательства и законодательства в сфере закупок.

Внедрение классификатора нарушений в финансово-бюджетной сфере

В настоящее время, в целях единообразия в оценке выявляемых ревизорами фактов, Минфином России совместно с Федеральным казначейством и контрольными органами субъектов РФ ведется активная работа над созданием единого Классификатора нарушений для всех органов финансового контроля.

Сегодня методология организации финансово-бюджетного контроля, прошедшая многолетнюю проверку контрольно-ревизионными органами Минфина (Наркомфина), закреплена в федеральных стандартах внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, принятых Правительством РФ в 2020 году.

Планирование, основанное на риск-ориентированном подходе, порядки проведения, реализации контрольных мероприятий, формирования отчетности имеют нормативную основу, представляют единую систему организации контроля.

Потребность современного этапа экономики направила вектор контроля на выработку мер профилактики выявляемых нарушений, усиление разъяснительной работы с объектами контроля, осуществление методической деятельности.

Ревизоры отправляют разъясняющие памятки, рекомендации

Широким кругом органов госфинконтроля используется практика привлечения объектов контроля к совместному рассмотрению результатов контрольного мероприятия. Объект контроля получает возможность выразить мнение о выявленных нарушениях, совместно с органом контроля проговорить их причины, обсудить варианты устранения и профилактики.

В свою очередь, контрольный орган получает возможность в 99 процентах случаев коллегиально снять возражения объекта контроля и получить в качестве реализации действенные меры по возмещению денежных средств в бюджет и устранению нарушений. Представления, предписания, постановления, вынесенные в рамках рассмотрения административных дел по выявленным правонарушениям, и другие меры воздействия на объекты контроля, которые используют современные контрольно-ревизионные органы, также прежде всего направлены на профилактику нарушений.

Современная организация эффективной профилактической работы предусматривает тесное взаимодействие органов госфинконтроля с финансовыми, иными контрольными и правоохранительными органами. Повсеместно заключаются соглашения о сотрудничестве и взаимодействии, ежегодно проводятся совместные между субъектами РФ конференции по обмену опытом.

В целях повышения качества контроля на местах органы контроля субъекта РФ занимаются популяризацией контрольной деятельности на муниципальном уровне. Так, контрольное управление Новосибирской области ежегодно проводит мониторинг осуществления муниципальными контролерами контрольных полномочий, формируется рейтинг органов контроля, контролерам даются рекомендации по повышению качества организации и проведения контрольных мероприятий.

При органах внутреннего госфинконтроля создаются профильные Советы

Так, в 2022 году при Контрольном управлении Новосибирской области создан Координационный совет по совершенствованию нормативного правового регулирования в Новосибирской области и выработке мер по предупреждению и устранению причин выявленных нарушений, в число участников которого вошли представители органов власти и профильных учреждений.

Накапливая и обобщая практику по результатам проверок, на коллегиальное обсуждение ставятся вопросы о выявленных пробелах нормативного регулирования, «излишней зарегулированности», вопросы профилактики выявленных нарушений через призму внесения изменений в нормативные правовые акты.

Важным перспективным направлением становится переход к цифровому контролю. С повсеместным развитием цифровой инфраструктуры ревизоры адаптируются получать исчерпывающую актуальную информацию об объекте контроля без его участия: упор делается на аналитику для выявления рисков нарушений и выработку предложений по их устранению. Имея доступ к информационным системам, контролеры удаленно проводят аналитические мероприятия, выявляя «барьеры» при реализации госпрограмм, нацио­нальных проектов или в целях исполнения отдельных социально значимых поручений.

Не только привлечь к ответственности, но и вовремя принять управленческие решения

В настоящее время для законодательного закрепления нового вида предупреждающего контроля обсуждается проект Федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный Кодекс РФ», которым предлагается расширить список аналитическими методами контроля.

При всех свершившихся новациях в развитии бюджетного контроля ключевым элементом системы остается контролер-ревизор. Частая реорганизация госфинконтроля не способствовала закреплению специалистов. Овладение специальными навыками в основном происходило путем передачи опыта от наставников молодому специалисту во время проведения проверки, поэтому для освоения профессии требовалось время. И сегодня задача подготовки кадров является актуальной: время предъявляет к квалификации все более высокие требования. Профессия контролера-ревизора предполагает владение широким набором знаний: экономики и бухгалтерского учета, юриспруденции и других областей. А главное, чему не научат ни в одном высшем учебном заведении, — это умение достойно нести статус ревизора, сохраняя нацеленность на результат и обостренное чувство справедливости, когда поведение и поступки обязаны соответствовать самым строгим требованиям.

За прошедшие годы ревизорами проведены сотни контрольных мероприятий, в бюджет возвращены миллионы рублей. Сейчас орган внутреннего государственного финансового контроля — динамично развивающийся орган, безусловно влия­ющий на формирование бюджетной политики. При этом на протяжении многих лет цель его деятельности остается неизменной, и все также актуальны слова наркома финансов СССР А.Г. Зверева: «Финансовая система обязана заботиться о том, чтобы каждый рубль государственных денег был затрачен с максимальной пользой».