USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Служебный «роман», или Как презентовать свою профессию?

Наталья ИВАНОВА
Формат шоу личных историй является одним из восьми треков проекта Центра опережающей профессиональной подготовки Новосибирской области 
«ПрофПерспектива». Фото предоставлено ЦОПП НСО
Формат шоу личных историй является одним из восьми треков проекта Центра опережающей профессиональной подготовки Новосибирской области «ПрофПерспектива». Фото предоставлено ЦОПП НСО

В Новосибирской области предложили взглянуть на профориентацию школьников по-новому — в формате шоу личных историй

Кем быть? Чем пахнут ремесла? Преподаватели колледжей и техникумов рассказали молодежи о своем становлении как специа­листов, ответили на вопросы школьников и студентов, объяснили, как делать карьеру в системе среднего профессионального образования (СПО).

014-09-02.jpg

Фото предоставлено ЦОПП НСО

— Мне 24 го­да, работаю в колледже третий год и параллельно учусь в институте. Благодаря моим учителям в школе, с детства хотела быть учителем немецкого языка, много занималась и, когда в приоритете для общества оказался другой иностранный язык — английский, расстроилась. Пришлось выбирать другую профессию. В геофизический колледж я поступала, не зная, кто такой геолог. Меня, что называется, затянуло в геологию, стало очень интересно, — рассказала преподаватель спецдисциплин Сибирского геофизического колледжа Кристина Парахневич. — По завершении обучения предложили остаться здесь преподавателем, так как увидели, что у меня есть способности к геологическим наукам. Меня также поставили в известность, что преподаватель колледжа должен иметь высшее образование, поэтому я поступила в Новосибирский педагогический университет на специальность «Психология и социальная педагогика». Учусь дистанционно, перешла на третий курс. С моей точки зрения, самое важное в работе со студентами — создать такую обстановку, чтобы их ничего не стесняло и не смущало. Считаю себя строгим преподавателем, но, несмотря на то, что изучаем такую серьезную науку, как геохимия, обсуждаем и бытовые ситуации. У нас свободное общение. Конечно, лучше определяться с профессией со школьной скамьи, но, с другой стороны, если выбор сделан, а это оказалось, что называется, «не твое», понимание, кем ты хотел стать, обязательно придет позднее.

Хорошо, если история зацепит

Примерами из жизни молодые специалисты поделились на шоу личных историй «Педагог СПО — проводник в профессию и творец моего будущего». В рамках своего проекта «Проф­Перспектива» такое мероприятие провел Центр опережающей профессиональной подготовки Новосибирской области.

— Мы долго думали, с какого ракурса показать профессию, которая, пожалуй, является основой для всех остальных, как представить специалистов, которые вводят вас в профессию, и как показать, что это за труд, — обратился к ребятам директор центра Юрий Водянкин. — И ничего другого мы не нашли, как пригласить таких спикеров, которые смогли бы вам объяснить, тяжелы или легки обязанности педагога, что они из себя представляют, на личном примере. Хорошо, если ваш профессиональный выбор закрепит или определит именно сегодня прозвучавшая история.

Знакомимся с участниками проекта.

Софья Клюшова тоже преподает в колледже, где еще недавно училась.

014-09-04.jpg

Фото предоставлено ЦОПП НСО

— Мне 20 лет, и я работаю первый год. Свою профессию выбирала тщательно, училась в колледже электроники, но по другой специальности — на программиста. Когда я переступила порог этой образовательной организации, то сразу поняла, что это мой второй дом, — рассказала преподаватель спецдисциплин Новосибирского колледжа электроники и вычислительной техники Софья Клюшова. — Стараюсь не создавать студентам каких-то рамок. Если хотят сделать проект — пожалуйста, буду рада помочь. Среднее профессиональное образование (далее — СПО) дает огромную базу для того, чтобы в дальнейшем работать. Сейчас немаловажно, как человек развивается после обу­чения. Искать себя можно в течение всей жизни, поэтому, если лет через пять захочется поменять специальность, это вполне реально.

Шоу, да не то

Опытом делятся не только молодые педагоги, но и те, у кого колоссальный стаж. Первые настраивают молодежь на смелый поиск, что, несомненно, важно, а вторые рекомендуют в процессе поиска все же не отрываться от реальной ситуации на рынке труда и максимально впитывать знания, чтобы потом успешно трудоустроиться.

014-09-03.jpg

Фото предоставлено ЦОПП НСО

— В системе начального профессионального образования работаю с 1976 года, — рассказала мастер производственного обучения Новосибирского архитектурно-строительного колледжа, ветеран педагогического труда Галина Цирукина. — Самое важное для молодых специалистов, что рядом есть опытный наставник, который поможет, подскажет. А главное, нужно любить профессию, которой учишь, и тех, кого учишь. Моя задача — научить студентов навыкам, умениям, чтобы мои студенты были конкурентоспособны, стали настоящими профессионалами.

Честно говоря, захватывающих и интригующих историй, если говорить о шоу в привычном понимании, не было. Зато с избытком — искреннего стремления презентовать те возможности, которые открываются студенту в том или ином колледже в процессе обучения и далее, после получения диплома. Собственно, это — главное.

В этом году был настоящий аншлаг. «Советская Сибирь» уже писала о том, что в колледжи подавали документы не только выпускники 9-х классов, но и одиннадцатиклассники, причем даже отличники. Проходной балл в иных учебных заведениях просто зашкаливал. Так что, даже не планируя поступление в вуз, современному школьнику нужно думать о качестве аттестата об общем образовании чуть не с пятого класса.

Педагог может стать супергероем

Участниками профориентационной встречи стали 70 ребят. Для них организовали сразу несколько площадок. Школьники прошли профессиональные пробы «Объективный препод», а также Dog Tamers от кинологического клуба Новосибирского государственного аграрного университета. Для студентов был подготовлен интенсив «Педагог СПО — супергерой», направленный на развитие креативного мышления, навыков коммуникации и самопрезентации. Работали площадки «Коммуникативные навыки педагога» и «Применение сингапурской методики в преподавании дисциплин СПО», состоялась дискуссионная «карусель» по решению педагогических ситуаций.

Шоу личных историй «Педагог СПО — проводник в профессию и творец моего будущего» положило начало реализации профориентационного проекта. Он действует с 1 сентября текущего года и позволяет молодым людям познакомиться с работодателями — предприятиями Новосибирской области, выбрать профессию, где они могут быть востребованными.

На самом деле, проект — результат системного подхода правительства региона к решению кадрового дефицита в отраслях экономики. «ПрофПерспектива» призвана также максимально приблизить систему среднего профессионального образования к потребностям областного рынка труда. Проект реализуется в соответствии с принятой министерством образования Новосибирской области в мае 2022 года концепцией управления качеством образования в регионе.