USD 91.4292 EUR 101.5057
 

Топливный коллапс

Алёна КОВРОВА
Дефицит и удорожание бензина и дизельного топлива отчасти связывают с уходом на ремонт семи НПЗ. Нефтяные компании после снижения демпфера ситуацию не комментируют. Фото: Андрей Заржецкий
Дефицит и удорожание бензина и дизельного топлива отчасти связывают с уходом на ремонт семи НПЗ. Нефтяные компании после снижения демпфера ситуацию не комментируют. Фото: Андрей Заржецкий

Скачок цен на нефтепродукты поставил под угрозу уборку урожая и качество жизни россиян

В Новосибирской области, как и по всей стране, продолжают дорожать бензин и дизельное топливо. За последние три месяца стоимость неф­тепродуктов подскочила на пять-шесть рублей. Такая динамика шокирует потребителей и ставит под удар стабильность практически всех сфер жизнеобеспечения.

Грузоперевозчики, сельхозпроизводители, автотранспортные и коммунальные предприятия бьют тревогу, опасаясь надвигающегося коллапса. И дело не только в цене: в ряде регионов наблюдается дефицит нефтепродуктов.

Перевозчики повышают тарифы

Автомобилисты часто шутят, что в России стабильными остаются только цены на бензин. Они неизменно ползут вверх, независимо от стои­мости нефти и доллара, природных катаклизмов и прочих факторов, влияющих извне. Постепенное удорожание нефтепродуктов неприятная, но все же привычная сезонная данность. Мириться с ней готовы до тех пор, пока хватает средств на заправку автомобиля. Однако когда позиции с расценками на АЗС меняются ежедневно, это вводит в ступор даже самых терпеливых.

Ситуация на топливном рынке усугубилась после урезания демпферных выплат неф­теперерабатывающим заводам. После этого сразу семь НПЗ, в том числе и Омский, имеющий ключевое значение для потребителей в Сибири, встали на плановый ремонт. Потребители тут же отметили перебои с поставками, а сельхозпроизводители заявили об угрозе срыва уборочной и посевной.

В сентябре к Президенту РФ Владимиру Путину обратился руководитель Сибирской ассоциации автомобильных перевозчиков Вячеслав Трунаев. «В стране быстрыми темпами растет стоимость дизельного топлива. Она увеличивается как на оптовом, так и на розничном рынке. При этом условия продажи корпоративным клиентам стали абсурдными: чем больше объем потреб­ления, тем меньше скидка. У грузоперевозчиков вызывает серьезное беспокойство скорость, с которой растут цены. Себестоимость транспортных услуг на треть состоит из цены топлива. Его подорожание вынуждает перевозчиков повышать тарифы. По цепочке это приведет к росту цен практически на все товары в стране.Если топливо исчезнет с заправок, то это приведет к коллапсу экономики. Грузоперевозчики обеспокоены надвигающимся дефицитом. Убедительно просим Вас вмешаться в ситуацию и оперативно принять все меры для того, чтобы российский рынок был обес­печен необходимым количеством нефтепродуктов, а темпы роста стоимости дизельного топлива не превышали инфляцию», — говорится в открытом письме.

Позже из администрации президента был получен ответ о направлении обращения в антимонопольную службу. УФАС вскоре анонсировало проверку мелкооптового рынка топлива в регионе с целью выяснения экономического обоснования отпускных цен на горючее для потребителей. На данный момент ситуация на АЗС практически не изменилась — топливо продолжает дорожать.

Вслед за топливом подорожает всё

Рост цены на дизельное топ­ливо на 15 процентов за две недели — сильный удар по экономике транспортных компаний. К проблеме добавляется и отмена скидок нефтяными компаниями крупным корпоративным клиентам. Перевозчики не могут разорвать заключенные контракты на доставку грузов и повышают тарифы на услуги. А между тем примерно 70 процентов всех грузов, доставляемых в России по суше, перевозятся автомобильным транспортом.

Ремонты на нефтеперерабатывающих заводах приводят к дефициту топлива.

— Отдельные потребители пытаются приобрести дизельное топ­ливо, что называется, про запас, при этом заправляются не только в бензобак транспортного средства, но и в большие емкости, которые приво­зят с собой, тем самым грубо нарушая требования к безопасности на АЗС, а также правила транспортировки ГСМ. Такие действия лишь разгоняют панические настрое­ния и способствуют образованию дефицита, — отмечает Вячеслав Трунаев.

Ситуация на топливном рынке волнует и владельцев сельхозпредприятий и руководителей транспортных компаний.

— В сезон уборки урожая всегда росли цены, но чтобы вот так! — комментирует Дмит­рий Минор, коммерческий директор компании «Сибирский экспедитор». — Удовольствия от этого мы не испытываем. Сказать, что дизельного топлива на АЗС нет, не могу, но стоимость его удручает. Кроме того, поставщики решили, что необходимо для юридических лиц к цене добавить процент за сервисный сбор — это тоже вызывает недоумение. Бывают такие промежутки, когда цена вроде стабилизировалась. Но как только привыкнешь к реалиям — опять удар под дых. Это не способствует здоровой атмосфере для ведения бизнеса. Мы на рынке с 2002 года и за последние несколько лет положительных перемен не видим. Может, нам удастся стабилизировать ситуацию, но на это уйдет месяца три-четыре. Все это время мы будем нести существенные убытки, ведь стоимость дизельного топлива в цене перевозки составляет, если усреднить, в районе 35 процентов. Это очень существенно.

То, что происходит сейчас, — это акт безумия и вредительства. Даже министр сельского хозяйства РФ разводит руками: «Ребята, вы что делаете, уборка же?».

Решение пока не найдено

Эксперты отмечают, что стои­мость нефтепродуктов начала расти с февраля 2023 года, после введения санкций — эмбарго Евросоюза и потолка цен от стран «Большой семерки».

Следующим поворотным пунктом стало объявление Минфина о намерении пересмотреть демпферный механизм в сторону снижения компенсаций в два раза. Это произошло в апреле. В июне стало известно о снижении поставок бензина на внутренний рынок.

Во второй половине августа регионы один за другим, в том числе и Новосибирская область, стали заявлять о дефиците бензина и дизельного топлива. На этом фоне росла цена на имеющиеся в наличии нефтепродукты. Минэнерго объяснял ситуацию загруженностью железных дорог, а после были версии с серым экспортом и недобросовестными участниками рынка.

Сегодня политики предлагают для стабилизации ситуации рассмотреть в Госдуме законопроект о введении потолка розничных цен на бензин или тарифов для перевозчиков. В Мин­энерго и Минфине предлагают ввести заградительную пошлину на экспорт всех видов нефтепродуктов в размере 250 долларов на тонну, что почти в 40 раз больше, чем сейчас. Крупные нефтяные компании, владеющие НПЗ и наиболее пострадавшие от корректировки демпфера, пока ситуацию никак не комментируют.

КОММЕНТАРИЙ
Михаил Пошвенчук, владелец компании «Логист Транс Сервис»:
— В предыдущий период, в прошлом году, во время перехода с лета на зиму, стоимость дизтоплива одномоментно повысилась, по-моему, на 10 или 12 рублей за литр. Это был скачок на 17 процентов в один день. Мы на летней солярке ездили за 48 рублей за литр, перешли на зимнюю, а она по 62 рубля. Потом цена на рубль-два откатилась. Сейчас дизельное топливо уже дороже. Исходя из опыта, в этом году мы ожидаем тот же эффект.
Как это влияет на работу нашей компании? Да конечно ужасно. Страдают долгосрочные контракты, которые мы заключаем на полгода, год, два. Мы не можем каждый раз из-за стоимости солярки менять цены. Мучаемся, договариваемся с клиентами: кто-то входит в положение, кто-то нет. Обыватель напрямую не видит этих затрат. Он видит это на прилавках магазинов. А топливо, я думаю, еще подорожает. На самом деле, у нас и без солярки хватает чудес. Сейчас основная проблема — отсутствие водителей. Вот где катастрофа. К «прыжкам» солярки мы привыкли, а к тому, что у нас за рулем сидеть некому, нет — вот главная беда. Молодежь в отрасль не идет, а старики уходят. Кроме этого, проблемой стало отсутствие запчастей, которыми мы привыкли спокойно пользоваться.