USD 91.4292 EUR 101.5057
 

Беспилотники, станкостроение, радиоэлектроника. Кто следующий?

Инна ВОЛОШИНА
Фото: Андрей ЗАРЖЕЦКИЙ
Фото: Андрей ЗАРЖЕЦКИЙ

Государство готово вкладывать деньги в научные исследования и современные производства, а также в подготовку квалифицированных кадров.

— В этом году на совете по науке и образованию президент поручил обеспечить скорейшее внедрение новых прорывных разработок в научной сфере, направленных на рост качества жизни людей, — подчеркнул модератор пленарного заседания технологического форума «Технопром», заместитель председателя правительства РФ Дмитрий Чернышенко. — Это возможно только в матрице, в основе которой триумвират «образование — наука — бизнес». Мегапроекты — один из инструментов, обеспечивающих разработку и производство приоритетной высокотехнологичной продукции. Напомню, председатель правительства утвердил перечень первой очереди мегапроектов и определил ключевые критерии для их отбора.

035-03-03_M.jpg

Фото: Андрей ЗАРЖЕЦКИЙ

По словам вице-премьера, всего мегапроектов будет десять. По трем из них уже ведется работа с представителями отраслей и экспертами, сформированы планы мероприятий и паспорта проектов. Это прежде всего станкостроение и инструментальная продукция, беспилотные авиационные системы, электронная и радиоэлектронная продукция. В перечень остальных направлений вошли медицинская промышленность, производство дизелей, судов и воздушных судов, сжиженного природного газа и критически важной химической продукции. В течение сентября паспорта этих мегапроектов будут разработаны.

Как особо отметил Дмитрий Чернышенко, у страны сегодня нет цели производить абсолютно все самостоятельно. Технологический суверенитет — это в первую очередь обладание современными технологиями производства. Взять хотя бы станкостроение. Ни для кого не секрет, что тридцать лет назад эта отрасль была фактически загублена, и предприятия, которые остались на плаву, можно буквально пересчитать по пальцам. Между тем, чтобы реально быть независимыми, средства производства надо производить самим — это аксиома. И это реально доказали события последнего года, когда многие предприятия столкнулись с дефицитом деталей и комплектующих к импортному оборудованию.

Догнать и перегнать Томск

С другой стороны, можно разработать технологии и построить современные заводы, но кто там будет работать, если нет квалифицированных кадров? Как отметил Дмитрий Чернышенко, именно на это направлен в том числе федеральный проект «Передовые инженерные школы».

— Чтобы поднять качество инженерного образования на новый уровень, мы отобрали 30 таких школ в 15 регионах России. Одна из школ открыта в Новосибирском госуниверситете, — сообщил вице-премьер. — В 2023 году на развитие передовых инженерных школ выделено более 10 миллиардов рублей из федерального бюджета. Правительством принято решение о проведении второй волны отбора ПИШ, которая состоится в сентябре. Мы сфокусируем отбор на приоритетных отраслях и уделим особое внимание кооперационным проектам с дружественными странами.

Как рассказал зампред правительства РФ, всего во второй волне будет создано десять передовых инженерных школ. И тут Новосибирской области важно не упустить свой шанс. Сегодня в Сибирском федеральном округе таких школ всего четыре, и три из них — у наших соседей — томичей, при ТГУ, ТПУ и ТУСУРе. А у нас всего одна, на базе НГУ.

В числе перспективных инструментов подготовки кадров Дмитрий Чернышенко также назвал кампусы мирового уровня, которые предполагают создание среды для кооперации науки с бизнесом и поддержку студенческих стартапов.

Деньги будут уже в этом году

Как отметил первый замминистра промышленности и торговли РФ Василий Осьмаков, два мегапроекта — по станкостроению и БАС — сейчас находятся в главной фазе.

035-05-02_M.jpg

Фото: Андрей ЗАРЖЕЦКИЙ

— После того как проведена работа с экспертами и сложные дискуссии, осталось найти на них деньги, чем мы и занимаемся. Мы подготовили решения, касающиеся станков и беспилотников. Финансирование мы начнем уже в этом году, — заверил Василий Осьмаков. — Сегодня в стране реализуется 47 государственных программ, которые позволяют гибко распределять средства, несмотря на то, что бюджет на 2024–2026 годы будет очень непростым.

Президент Российской академии наук, академик РАН Геннадий Красников подчеркнул особую роль научной экспертизы мегапроектов, чтобы избежать распыления средств.

035-05-01.jpg

Фото: Андрей ЗАРЖЕЦКИЙ

— Мы сейчас работаем над созданием сообщества высококлас­сных экспертов, которым в недалеком будущем предстоит обсудить и оценить десять дорожных карт по самым разным направлениям — от квантовых исследований до построения спутников, — отметил Геннадий Красников. — И еще один важный аспект. До февраля прошлого года мы могли все купить. Сейчас нет. Поэтому сегодня необходимо формировать технологические цепочки от фундаментальных исследований до конечного результата, и роль научной экспертизы тут особенно велика.

«Это кропотливая работа»

Председатель правления фонда «Сколково» Игорь Дроздов отметил, что сегодня для поддержки региональной науки существуют различные инструменты — финансовые и нефинансовые.

035-03-05_M.jpg

Фото: Андрей ЗАРЖЕЦКИЙ

— Наш основной фокус — поддержка малых высокотехнологичных компаний, которых сегодня в России более трех тысяч, и примерно половина из них находится в регионах, — сказал Игорь Дроздов. — Естественно, без поддержки не должны оставаться и вузы, выпускники, а порой и студенты которых создают инновационный бизнес. Нами разработана платформа НИОКР-сервисов, где 2,5 тысячи заказчиков уже разместили свои заявки на проведение исследований на общую сумму шесть миллиардов рублей. Восемь новосибирских вузов, кстати, уже подключены к этой платформе. Сейчас мы хотим интегрировать ее с доменом «наука».

Губернатор Новосибирской области Андрей Травников, рассказывая о поддержке науки, инноваций и высокотехнологичных производств в регионе, среди факторов успеха особо отметил грамотную постановку и сопровождение задач, причем с формулировкой ожидаемых технологических результатов. А также выстраивание связей между инноваторами и их потенциальными индустриальными партнерами и индивидуальный подбор мер государственной поддержки, наиболее эффективных в каждом конкретном случае.

— Это достаточно кропотливая работа, особенно если регион претендует на лидерство, — подчерк­нул глава региона. — Для этого необходима соответствующая система управления, и одного вице-губернатора по НТР точно будет недостаточно. Должен быть в хорошем смысле бюрократический элемент управления, потому что бюджетные деньги всегда требуют строгого сопровождения. Это должны быть неформальные элементы, такие, например, как научно-образовательные центры. А также такие структуры, как институт советников губернатора по отдельным направлениям. Этой работой должно быть пронизано каждое отраслевое министерство.