USD 92.6962 EUR 103.2490
 

Четвёртый мост соединяет берега

Эльвира НОВИКОВА
Уже завершено 13 из 16 стадий надвижки нового мостового строения, возведено 12 опор, включая русловые. Фото: Андрей Заржецкий
Уже завершено 13 из 16 стадий надвижки нового мостового строения, возведено 12 опор, включая русловые. Фото: Андрей Заржецкий

Концессионер планирует завершить переправу через Обь к концу года

Министр транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Анатолий Костылевский сообщил, что строительство основного хода трассы четвертого моста в створе улицы Ипподромской в Новосибирске планируется завершить в конце 2022 года.

График строительства объекта озвучен концессионером (ООО «Сибирская концессионная компания», входящее в группу компаний «ВИС») на выездном совещании в сентябре 2020 года, на котором присутствовал зампредседателя Правительства России Марат Хуснуллин.

В соответствии с концессионным соглашением все работы по этому проекту в рамках второго этапа, в том числе завершение строительства левобережных транспортных развязок на площади Труда и площади Энергетиков, планируется закончить в 2023 году.

Сдержит ли стройку коллектор?

По проекту четвертый мост через Обь — шестиполосный переход длиной 1,5 километра — соединит Южную площадь на правом берегу с площадью Энергетиков в левобережье Новосибирска. Запланировано также возведение транспортных развязок на обоих берегах реки, которые впишут его в дорожную сеть города, и тоннеля под железной дорогой.

Общая стоимость проекта в сегодняшних ценах составляет 40,9 миллиарда рублей. Из них 26,3 миллиарда — грант из федерального бюджета, 3,9 миллиарда — средства областного бюджета, 10,7 миллиарда — деньги концессионера. Предполагается, что после сдачи четвертого моста в эксплуатацию вечные пробки в районе площади Труда и площади Энергетиков исчезнут.

Но у многих новосибирцев возникли сомнения в том, что график будет соблюден, ведь в прошлом году стремительно выросли цены на стройматериалы. Министр транспорта и дорожного хозяйства региона эти сомнения развеял.

— На сегодняшний день темпы работ позволяют завершить строительство основного хода трассы четвертого моста в конце 2022 года, — заявил Анатолий Костылевский. — Рисков срыва сроков ввода объекта в эксплуатацию при взятых темпах строительства нет.

Стройка идет. Можно наблюдать, как с левого на правый берег сибирской реки надвигают пролеты мостового перехода. По официальным данным, к началу февраля завершено 13 из 16 стадий надвижки, возведено 12 опор, включая русловые. Чтобы успеть к молодежному чемпионату мира по хоккею 2023 года, производственный график значительно оптимизирован, многие работы выполняются параллельно. Сегодня строительство развернуто одновременно на восьми технологических площадках на обоих берегах.

Но не все идет гладко на этой масштабной и столь важной для мегаполиса стройке.

На стройплощадке в районе площади Труда не ладят между собой субподрядные организации. Одна пыталась вывезти технику, другая заблокировала проезд. Неудивительно, что конфликт двух хозяйствующих субъектов привлек внимание общественности, ведь это масштабная стройка федерального значения.

Главное, что труба соответствует ГОСТу

Наша редакция обратилась в ГКУ НСО «Мост», подведомственную организацию регионального минтранса, с просьбой прокомментировать ситуацию.

Начальник ведомства Юрий Алексеевский согласился дать пояснения. Он подтвердил, что во время инцидента были вызваны сотрудники полиции, при этом ситуация была урегулирована на месте и никак не повлияла на ход строительства. Он сообщил, что генеральный подрядчик — ООО «ПФ ВИС», а субподрядная организация, АО «ИнБР», должна была выполнить часть работ по переустройству инженерных коммуникаций. Но в связи с ненадлежащим выполнением работ договор подряда с ней был расторгнут в конце прошлого года. Объем работ, который входил в договор, ООО «ПФ ВИС» сейчас выполняет собственными силами и с привлечением специализированных организаций. Задолженность ООО «ПФ ВИС» перед АО «ИнБР» по расторгнутому договору отсутствует. Как говорится, вопрос исчерпан.

Есть проблемы, связанные с коллектором на площади Труда, который строят в рамках этого проекта. Он еще не сдан в эксплуатацию, потому что просел. В связи с этим появились вопросы к качеству строительных материалов, которые там были использованы.

Юрий Алексеевский прокомментировал и эту ситуацию. Он напомнил, что в соответствии с проектной документацией, получившей положительное заключение ФАУ «Главгосэкс­пертиза России» от 25 октября 2015 года, при строительстве коллектора дождевой канализации диаметром 2 500 миллиметров допускается использование труб не только фирмы HOBAS, но и других производителей, если их продукция имеет сходные технико-экономические параметры (по ГОСТ Р ИСО 10467). Аналогичные положения проектной документации есть и в отношении остальных комплектующих объекта. А вот как раз обозначение единственного поставщика в документации — это, по сути, нарушение требований Федерального закона «О защите конкуренции». К тому же по федеральному законодательству концедент (местная власть. — Прим. ред.) не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность концессионера.

Новосибирский коллектор соорудили из труб производства турецкой компании Subor Boru San, на которые представлен сертификат соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10467. Кроме того, получено заключение генерального проектировщика — АО «Институт «Стройпроект» о том, что турецкая труба аналогична продукции HOBAS. Концессионер провел испытания кольцевой жесткости, по результатам которых было установлено, что труба турецкого производства даже имеет преимущества по сравнению с аналогом от HOBAS.

Но если в теории все хорошо, почему тогда коллектор просел?

Юрий Алексеевский объяснил, что на участке от площади Труда до площади Энергетиков залегает прослойка водонасыщенного мягкопластичного грунта. Во время строительства левой ветки ливневого коллектора произошел резкий крен проходческого комплекса. Сейчас принимаются меры, чтобы это исправить — говоря на языке специалистов, «привести технические характеристики ветки в соответствие с проектными показателями».

Руководитель ГКУ НСО «Мост» заверил, что на сроки завершения строительства объекта это не повлияет.