USD 69.3372 EUR 75.4062
 

Необычно гастрономично — наш конёк

Наталья ИВАНОВА
Книжная полка «кулинарных путеводителей» по Новосибирской области пополняется, начавшись с успешного проекта «Советской Сибири» в 2019 году. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»
Книжная полка «кулинарных путеводителей» по Новосибирской области пополняется, начавшись с успешного проекта «Советской Сибири» в 2019 году. Фото: архив ИД «Советская Сибирь»

Каталог аутентичных рецептов блюд, попробовать которые можно только в Новосибирской области, в этом году пополнился сразу тремя изданиями

Продвинуть на туристическом рынке крупный культурный объект или фестиваль несложно.

Попробуйте привлечь путешественника в небольшую деревеньку: что заставит туриста свернуть со «столбовой» дороги и прокатиться в глушь? Один из вариантов — гастрономическая изюминка. Но к ней должны прилагаться и все остальные элементы комфорта, включая туалет и уютный гостевой дом. Конечно, доступность «глуши» обеспечит хорошая дорога, понятная логистика. И да, придется подумать о том, кто и кому расскажет про потрясающие деревенские вкусности и пасторали.

Составляющих успеха для продвижения сельского туристического бренда много. Сама идея очень востребована. В нашем регионе направление только начинают осваивать: кто-то — пользуясь госпрограммами, в рамках инициативных бюджетов, кто-то привлекает гранты. И проекты эти весьма достойны внимания. В текущем году впервые в Новосибирской области в самостоятельные книги оформили рецепты, по которым принято готовить в отдельных районах. Первыми стали сразу три из них — Сузунский, Тогучинский и Краснозёрский.

Отметим, эти сборники — своего рода продолжение успешного проекта «Вкусный путеводитель по Новосибирской области», который издал в 2019-м и переиздал в этом году издательский дом «Советская Сибирь». Путеводитель был признан лучшей краеведческой книгой на фестивале «Книжная Сибирь», заинтересовал крупного инвестора. Такие издания становятся достойным подарком для партнеров по бизнесу, гостей региона. Необычно гастрономично.

Три новых сборника рецептов — проект «Деревенский обед. Гастрономические мастерские» Центра поддержки сельских инициатив «Живая земля».

— Находили рецепты, потом вместе с профессиональными коллегами из Федерации рестораторов и отельеров давали новое прочтение этим блюдам, чтобы их специалитеты, местные рецепты и локальные фермерские продукты образовали единое целое и заиграли свежими красками, а жители, когда к ним приезжают гости, могли бы показать, что у них имеется на территории, — рассказала директор АНО «Центр поддержки сельских инициатив «Живая земля» Алла Канаева.

Где взять идеи и ресурсы

На пятом агропродовольственном форуме на минувшей неделе теме сельского туризма посвятили отдельную дискуссионную площадку. Алла Канаева рассказала о ресурсной поддержке этого направления. Напомним, форум организован правительством Новосибирской области и объединил экспертов в различных отраслях — не только в АПК, а в целом по развитию сельских территорий. Туризм — тренд, можно сказать, новый. И, как показывает практика, перспективный.

046-12-02.jpg

— Мы поняли, что впечатления от гастрономии — это ключевая точка, про которую не то что нельзя забывать, а она будет и должна быть локомотивом, — прокомментировала Алла Канаева. — Когда приезжаешь на территорию и остаешься без вкусовых впечатлений, это равно потере туристической истории. Сельский объект туризма не может быть идеальным на 100 процентов, это не всегда красивая картинка, тем более в наших реалиях, но даже в успешных практиках для людей обязательно предусматривают гастрономическое мероприятие — обед, угощение или дегустацию, — объяснила эксперт.

То есть спасти даже не самый эстетически благоприятный тур способна аутентичная кухня. То, что вкусно и чего гость не пробовал нигде и никогда. И именно это он увезет домой в качестве впечатления и воспоминания. Оказывается, это подтверждают и специальные исследования, есть методики управления гастрономическими впечатлениями. Восприятие сельского туризма формируется у гостей в основном на бессознательном уровне. Именно впечатления от еды зачастую сглаживают бытовые и организационные проблемы и побуждают гостей вернуться на сельскую территорию снова.

— Стало очевидным, что если мы не будем параллельно развивать гастрономию — качественно, системно и глубоко, — то на какой-то период развитие сельского туризма может быть отброшено назад, — подчеркнула главный оператор по сельскому туризму в Новосибирской области Юлия Гончарова.

Совсем другая история

Как правило, агротуристические проекты реализуются в сфере среднего и малого бизнеса.

— Для развития сельского туризма, чтобы туда поехал гость, нужна системная работа, — поделилась своим опытом с участниками конференции Юлия Гончарова. — Для внутреннего туризма важна цепочка гостеприимства — объекты и логистика предоставляются гостю как единое целое. А у нас, к сожалению, до сих пор есть информационные разрывы: некоторые не знают, что посмотреть в Новосибирске, а про область информации еще меньше.

046-12-03.jpg

Обмен лучшими практиками между участниками туристического бизнеса, повышение уровня их образования и подготовка новых кадров — в этом, по мнению нашей собеседницы, видится выход. Пока все действуют разрозненно, пазлы не складываются в общую картину. Нет в этой картине и другой составляющей — событийной. То есть туроператоры часто не в курсе, что будет происходить на той или иной территории в конкретный период времени, когда туда могут приехать туристы. Чтобы и уникальную котлету, грубо говоря, съесть, и в хороводе поучаствовать. Или едут на событие с гостями, а там туристов просто не ожидают, в итоге качество праздника на уровне «междусобойчика». А надо быть готовыми.

— На каждой территории, везде есть какие-то свои истории, концерты, акции, но событийные мероприятия с точки зрения туризма — совсем другое. Мы сами с этим столкнулись, — приводит пример Юлия Гончарова. — В 2022 году мы как гости приехали на юбилейную ярмарку в один из районов. Все замечательно, шествие состоялось потрясающее, но абсолютно ничего не было подготовлено для того, чтобы привезти туристов: стоят пять торговых точек с шашлыками, три стульчика и ни одного туалета. Понятно, это праздник для местных, они для себя все хорошо придумали, но с точки зрения туризма это нерабочая история.

Официальность становится плюсом

Чтобы проект презентовать на туристическом рынке, необходимо его упаковать, если можно так выразиться, создать «хорошую картинку». Такой бизнес особенно стремится к тому, чтобы его знали и узнавали как можно больше людей, поэтому для него будет рациональным пользоваться возможностями информационных ресурсов Новосибирской области.

— Благодаря Национальной ассоциации развития туризма мы общаемся практически со всеми регионами, которые занимаются данной темой, — рассказала Алла Канаева. — В тех регионах, где есть плотная связка «некоммерческая организация, бизнес и власть», это направление живет и развивается.

046-12-04.jpg

В системе поддержки в том числе туристических инициатив задействован и издательский дом «Советская Сибирь». Он не только оказывает информационную поддержку, но и сам активно участвует в организации мероприятий областного уровня. Издательские проекты, публикации в газетах и журналах, на сайтах, сообщения в социальных сетях позволяют сделать события узнаваемыми для самых разных аудиторий.

— Почему СМИ нужны бизнесу? Потому что сейчас информационное пространство настолько перенасыщено возможностями, что многие просто теряются: а что же выбрать? Нужно создать портал, завести аккаунт, собрать блогеров — что из этого? Мое личное убеждение: можно использовать абсолютно все, но имея в виду свою целевую аудиторию, — поделилась мнением руководитель-директор издательского дома Наталья Шрейтер. — Нужно понимать, что официальность, когда СМИ имеют лицензию, — большой плюс, потому что люди сейчас научились анализировать информационную картину мира и больше доверяют источникам с проверенной информацией.

В министерстве экономического развития высоко оценили предложение, озвученное руководителем издательского дома «Советская Сибирь», ввести в практику организацию пресс-туров журналистов из российских регионов в сельские территории Новосибирской области с демонстрацией местных брендов, с участием в местных праздниках и так далее. Не исключено, что это будет реализовано уже в следующем году.