USD 60.4797 EUR 62.8762
Золотой гонг 2022

Инновации снова в деле

Наталья ИВАНОВА
На чемпионатах движения «Молодые профессионалы» вырабатываются передовые технологии. После оценки экспертов их внедряют в образовательный процесс. Фото: Андрей Заржецкий
На чемпионатах движения «Молодые профессионалы» вырабатываются передовые технологии. После оценки экспертов их внедряют в образовательный процесс. Фото: Андрей Заржецкий

Как участие в движении «Ворлдскиллс Россия» оказывает влияние на трансформацию системы среднего профессионального образования

По вопросам подготовки специалистов рабочих профессий министерство образования Новосибирской области взаимодействует с министерством промышленности, торговли и развития предпринимательства региона, министерством сельского хозяйства, министерством экономики.

Курирует деятельность Центр опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП НСО), который приступил к реализации еще одного интересного и важного федерального проекта, направленного на развитие профессионального образования.

Среди площадок, участвующих в реализации проекта учреждения, есть и подведомственные министерству образования Новосибирской области. Это Новосибирский колледж легкой промышленности и сервиса, Новосибирский архитектурно-строительный колледж, Татарский политехнический колледж, Новосибирский колледж электроники и вычислительной техники.

О том, почему так важно для всей системы среднего профессионального образования участие колледжей в региональных и федеральных проектах, газете «Советская Сибирь» рассказал заместитель министра — начальник управления профессионального образования и подготовки трудовых ресурсов министерства образования Новосибирской области Андрей Головнин.

 032-23-02_M.jpg

Фото: Андрей Заржецкий

— Андрей Николаевич, насколько актуальным для министерства и его подведомственных учреждений представляется принимать участие в реализации проектов федерального уровня?

— Это актуально, полезно и необходимо. В одних случаях это позволяет получить дополнительные финансовые ресурсы для оснащения мастерских, лабораторий, а в других дает возможность специалистам образовательных организаций повысить свою квалификацию, участвуя либо в разработке учебных, методических материалов, либо в экспертировании проектов как колледжей из нашей, Новосибирской области, так и из других регионов.

Возьмем этот новый проект, в котором сейчас участвует ЦОПП НСО, и наши колледжи вместе. Этим проектом предусматривается разработка новых «коротких» профессиональных программ, учитывающих дальнейшее развитие технологий производства и сферы обслуживания.

Любая профессиональная подготовка строится на учебных программах. В Новосибирской области ведется профессиональная подготовка по более чем 200 программам.

Этот проект ставит задачу сформировать комплекс материалов по профессии, куда должна войти и учебная программа, учитывающая развитие технологий в отрасли, плюс к этой программе нужно предложить методическое пособие для преподавателя, разработать учебные пособия для обучающихся, сформировать контрольно-оценочный пакет — пакет проверочных материалов.

То есть создается не только учебная программа, а целый комплекс материалов, который облегчит труд преподавателю и студентам, а затем, войдя в общероссийский банк программ, станет доступен любому преподавателю, независимо от того, в Калининграде, Новосибирске или на Дальнем Востоке будет реализовываться эта учебная программа.

— Объясните, пожалуйста, подробнее, в чем новаторство пилотного проекта?

— Сейчас закладывается следующая идея: под профессиональные программы разработать единый банк данных для всей Российской Федерации. То есть, если в Новосибирской области в настоящее время разрабатывают четыре программы, то после экспертного отбора, надеюсь, они войдут в федеральный банк, и я думаю, что в последующем любая образовательная организация в России, которая будет реализовывать то или иное направление (допустим, «Швея»), сможет брать эти материалы из общей базы данных и пользоваться ими для обучения своих сотрудников.

То есть создается единый общероссийский банк опережающих инновационных программ. И если раньше на профессию «Швея» училище на Камчатке обучало по программе, которую оно самостоятельно утверждало и воплощало в жизнь, мы в Новосибирской области — по своей, а в Калининграде — по своей, то теперь, по сути дела, мы становимся участниками формирования единого федерального банка профессиональных программ для учреждений профессионального образования.

— Андрей Николаевич, как на одних и тех же площадках соотносится внедрение новых технологий и реализация стандартов движения «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia)?

— Абсолютно органично, потому что, во-первых, «Молодые профессионалы» — это не только соревновательная часть, но и образовательная, что подразумевает формирование умений, навыков, необходимых знаний по той или иной технологии. Во-вторых, «Молодые профессионалы» определяют процедуру так называемых контрольных мероприятий по реализации тех или иных программ на демонстрационных экзаменах.

Центр опережающих профессиональных технологий в Новосибирской области является организацией, которая организует и проводит демонстрационный экзамен, который, собственно, и основывается на тех критериях, требованиях, которые как раз устанавливает агентство «Молодые профессионалы» для всей Российской Федерации.

— То есть можно сделать вывод, что стандарты Worldskills Russia хотя бы отчасти будут положены в основу единых на территории страны образовательных программ?

— Чемпионатная составляющая этого движения выходит за рамки просто конкурсов профессионального мастерства. В соревнованиях участвуют разные команды, с разным уровнем освоения новых технологий. И вот когда на этих площадках появляется новая технология, начинают происходить новые процессы, они немедленно обрабатываются экспертами и привносятся в образовательное пространство и таким образом становятся предметом освоения отраслевых образовательных организаций.

По своей сути «Молодые профессионалы» — это инструмент и механизм ввода нового в устоявшийся образовательный процесс. «Молодые профессионалы» играют не столько предназначенную им роль соревнований — конечно же, важно, когда становится видно, на каком уровне подготовки находятся наши ребята, — но еще экспериментального пространства, где и озвучиваются, и привносятся, и выбираются новые образовательные технологии, новые решения.

В тех стандартах, которые сейчас принимают в Министерстве просвещения России по всем образовательным программам, подразумевается, что освоение таковых заканчивается так называемым демонстрационным экзаменом. Он выполняет примерно такую же функцию, как завершающая обучение в общеобразовательной школе государственная итоговая аттестация в виде, например, ЕГЭ, формы, процедуры, регламенты которого одинаковы для всей Российской Федерации.

В данном случае ЦОПП как раз является оператором проведения демонстрационных экзаменов и создателем образовательных программ, которые сейчас разрабатываются, и они учитывают новые технологические достижения.

На площадках министерства образования Новосибирской области

ЦОПП НСО, действуя в рамках федерального проекта «Молодые профессионалы» национального проекта «Образование», ориентируется на обогащение системы профессионального образования новыми технологиями.

Проект «Внедрение программ профессионального обучения по наиболее востребованным и перспективным профессиям в субъекте Российской Федерации» ориентирован на повышение конкурентоспособности и востребованности профессионального образования среди молодежи. ЦОПП НСО стал одним из пятнадцати его региональных операторов.

— Новосибирская область не первый раз выступает в роли региона, на котором апробируется реализация проектов федерального значения, — рассказал директор ЦОПП НСО Юрий Водянкин. — Совместно с профессиональными образовательными организациями и представителями работодателя, вошедшими в состав рабочей группы проекта, мы разрабатываем такие программы, которые бы были востребованы на рынке труда Новосибирской области, отвечали экономическим вызовам современности и по возможности были адаптированы для граждан с ограниченными возможностями здоровья.

Специально созданная рабочая группа уже приступила к созданию основных программ профессионального обучения по профессиям «Монтажник каркасно-обшивных конструкций», «Швея», «Оператор электронно-вычислительных и вычислительных машин», «Монтажник радиоэлектронной аппаратуры и приборов» и «Тракторист-машинист сельскохозяйственного производства».