USD 58.4485 EUR 55.7232
Золотой гонг 2022

Движение в цифре по-своему

Инна ВОЛОШИНА
Строительство Восточного обхода Новосибирска, которое ведется в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», значительно расширит возможности региона как транспортно-логистического хаба. Фото: nso.ru
Строительство Восточного обхода Новосибирска, которое ведется в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги», значительно расширит возможности региона как транспортно-логистического хаба. Фото: nso.ru

Интеллектуальные транспортные системы необходимо создавать на отечественных платформах

Важной темой для обсуждения на транспортном форуме, который организует и проводит правительство Новосибирской области, стала цифровизация транспортной отрасли. Для нашего региона это весьма актуально, особенно если учесть, что Новосибирск является одним из крупнейших транспортно-логистических хабов.

Стоит отметить, что сегодня, с учетом внешнеполитических событий, роль столицы Сибири в этом смысле только возрастает, поскольку многие логистические цепочки перестраиваются с западного направления на восточное.

Поворот на Восток

Об этом говорит хотя бы тот факт, что объемы экспорта Новосибирской области в январе-марте 2022 года возросли в 1,8 раза, составив более 1,182 миллиарда долларов. По словам министра экономического развития Новосибирской области Льва Решетникова, регион сегодня является крупным транспортно-логистическим хабом — оборот оптовой торговли на территории региона, который составляет два триллиона рублей, превышает ВРП, составляющий 1,5 триллиона рублей. Иными словами, мы «перекачиваем» больше продукции, чем производим.

— Хочу обратить внимание на то, что в январе-мае нынешнего года перевозки грузов железнодорожным транспортом в страны Ближнего Востока и Средней Азии выросли на 124 процента и составили 429 тысяч тонн. В 2,2 раза, по сравнению с аналогичным периодом 2021 года, вырос экспорт зерна в Казахстан, Киргизию и ОАЭ, в три раза — продовольственных товаров в Казахстан, в 1,7 — нефтепродуктов в Казахстан и ОАЭ, — отметил Лев Решетников. — Данные показатели говорят о том, что логистические цепочки постепенно перестраиваются, работа налаживается. Мы продолжаем искать решение таких проблем, как ограничения на российско-китайской границе в связи с COVID-19, ограничения на въезд в страны Европейского Союза для автотранспортных средств, ограниченная пропускная способность российских железнодорожных магистралей.

По словам главы регионального минэкономразвития, транспортно-логистическая сфера эффективно развивается. Этому, безусловно, способствует реализация масштабных инфраструктурных проектов, таких, как строительство нового терминала в аэропорту Толмачёво и столь долгожданного для сибиряков Восточного обхода Новосибирска, ввод которого существенно разгрузил бы транспортные магистрали города. Напомним, строительство Восточного обхода было начато в 2014 году и ведется в рамках национального проекта «Безопасные качественные дороги».

Эффективность, управляемость, безопасность

Судя по динамике предыдущих лет и с учетом сложившихся обстоятельств, транспортные потоки, проходящие через Новосибирскую область, будут только увеличиваться. В этой связи на первый план выходят вопросы цифровизации транспортной отрасли. Цифровая трансформация предполагает оптимизацию работы грузового и пассажирского транспорта, рост его эффективности, управляемости транспортных потоков, а также обеспечивает безопасность на дорогах. В ходе конференции «Цифровая трансформация транспорта в регионах: эффективность, безопасность, перспективы», прошедшей в рамках IX Международного Сибирского транспортного форума, ее участники рассказали о последних разработках в данном направлении и обменялись опытом их внедрения.

— Если говорить о создании и работе интеллектуальных транспортных систем (ИТС), их возможностях и перспективах, то для дальнейшего развития данного направления необходимо всерьез думать об импортозамещении, которое должно обеспечить цифровой суверенитет России, — отметил профессор Российского университета транспорта Александр Поляков. — Первая отечественная программа моделирования транспортных потоков TransNet уже создана.

При этом, как пояснил Александр Поляков, объектом моделирования может служить как транспортная система крупного города или городской агломерации, так и система дорог федерального или регионального уровня.

Вопросы интеграции

— В последнее время понимание нового вида мобильности существенно видоизменилось. Если раньше старались внедрить как можно больше новых систем — разрозненных, не состыкованных между собой, то сейчас комплексный подход набирает обороты, — рассказал о происходящих переменах в профильных технологических решениях заместитель генерального директора ООО «Датапакс» Максим Исаев. — На этом принципе, например, основана модель транспортного обслуживания Тверской области. Там общественный транспорт с помощью цифровой платформы был переведен на брутто-контракты, когда перевозчик получает средства за километр пройденного пути, а вся билетная выручка поступает в бюджет.

По словам Максима Исаева, в результате общественный транспорт стал выполнять расписание не менее чем на 98 процентов, отчисление налогов профильных предприятий в региональный бюджет выросло в семь раз, а число ДТП, напротив, резко снизилось.

Руководитель направления интеллектуальных транспортных систем новосибирской компании «ЭйТи Консалтинг Сибирь» Александра Архипова обратила внимание на необходимость интеграции ИТС с системой «Безопасный город» и ситуационным центром главы региона.

— Хочу также отметить наличие сравнительно новой проблемы при реализации местными властями проектов цифровизации. Многие регионы загоняют себя в патовую ситуацию, заключая контракты без учета 715-го приказа Минцифры об утверждении типовых условий контрактов на выполнение работ по созданию и развитию государственных и иных информационных систем, который действует уже полтора года, — отметила Александра Архипова. — Действуя подобным образом, они лишают себя возможности в дальнейшем модернизировать системы. Неприменение этого приказа уже привело к тому, что многие контракты в этом году не дошли до подписания из-за жалоб ФАС.

КОММЕНТАРИЙ
Валерий Ильенко, председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике:
— Я по образованию и по специализации транспортник, поэтому участвовал во всех проводимых в Новосибирске транспортных форумах. Конечно, масштабы, что были первоначально и что мы видим сейчас, отличаются, причем и по позициям, и по участникам. Сегодня мы видим несколько усеченный формат. Тем не менее после пандемийного периода востребованность такого общения достаточно велика. Для нас важны объекты, которые развивают транспортную инфраструктуру Новосибирской области. Я убежден, что форум придаст импульс для ускорения и решения вопросов, в частности, по строительству Восточного обхода. Визитная карточка любого региона — это в первую очередь дороги и пассажирский транспорт.
Напомню, что в Новосибирской области успешно внедряется программа по развитию пассажирского транспорта до 2030 года, она действует поступательно. Идет процесс обновления подвижного состава автобусного парка, модернизация трамвайных вагонов. Кроме того, сегодня в регионе реализуется ряд масштабных проектов, связанных с развитием дорожной инфраструктуры. Это развитие метрополитена — в текущем году в Новосибирске вводится станция метро «Спортивная», строительство моста через Обь, Восточного обхода, терминала и взлетной полосы международного аэропорта Толмачёво. Есть определенные проблемы, связанные с законодательством, но нормативно-правовая база пассажирских перевозок совершенствуется. Это, например, касается такси. Закон сейчас находится в работе, в нем затрагивается все, что связано с таксомоторными перевозками.