USD 60.4797 EUR 62.8762
Золотой гонг 2022

Былое и думы о Восточной через 70 лет

Наталья ИВАНОВА
Вокзал на железнодорожной станции Восточная, где когда-то жил читатель газеты «Советская Сибирь» Владимир Аверин. Фото: Александр Строков
Вокзал на железнодорожной станции Восточная, где когда-то жил читатель газеты «Советская Сибирь» Владимир Аверин. Фото: Александр Строков

Ветеран вспоминает, что на станции Восточная когда-то не было электричества, и спрашивает: живут ли там сейчас люди?

В редакцию по электронной почте пришло интересное письмо из Ульяновской области. Его автор вспоминает свое детство в Тогучинском районе. По линии железной дороги есть такая станция — Восточная, третья остановка от Инской. Летом 1950 года выпускники начальной школы № 154 принимали участие в посадке соснового бора в тех местах. Об этом написал в редакцию газеты «Советская Сибирь» Владимир Аверин.

«Нам, мальчишкам в холщовых штанишках с одной лямкой через плечо, в растоптанных ботинках, выдали инструмент для прокалывания отверстий около 20 сантиметров, — вспоминает читатель. — Девчонкам в ситцевых платьицах, на ногах тапки, выдали посадочный материал. Молодые сосенки высотой 30–40 сантиметров, корешки 10–12 сантиметров, тоненький стволик и хвойная вершинка с почкой посередине ствола. Мальчишки прокалывали в земле отверстие, девчонки вставляли туда саженец, притаптывали образовавшуюся щель пяткой. Место посадки было размечено, и нужно было не сбиться с этой разметки. Я проработал на этой посадке два дня и уехал в другой город. Поэтому не могу сказать, как много было посажено и как долго работали мои друзья-приятели».

Много лет назад

Через 17 лет Владимир Аверин, как он пишет, окончил институт в Новосибирске и решил посмотреть, как выросли те лесные насаждения. «Быстро нашел место посадки и был восхищен и поражен тем, что увидал. Стройные сосенки высотой около четырех метров и более, смолистые стволы диаметром 15–20 сантиметров. Погладил стволы, пощупал хвою, вспомнил свое босоногое детство. Сел на кочку, глянул на ровный строй стволов и подумал, что около ста стволов — это работа моих детских рук. А кто об этом знает? Сейчас, когда я пишу эти строки, со времени посадки прошло уже более 70 лет».

03-22-03.jpg

Так выглядит сосновый бор, посаженный выпускниками начальной школы № 154 — учениками четвертого класса летом 1950 года. Фото: Александр Строков

Владимиру Васильевичу захотелось найти одноклассников и среди них тех, кто принимал участие в посадке деревьев. А еще его очень интересовало, как обстоят дела на железнодорожной ветке Новосибирск — Тогучин и на станции Восточная, которая запомнилась ему «домами с холодными туалетами» и «колодцами довоенной постройки». Электричества там не было, пользовались керосиновыми лампами.

Владимир Васильевич спросил, куда сейчас ходят учиться дети со станции Восточная, организовано ли для них бесплатное питание по указанию президента страны?

Из телефонного разговора с читателем редакция узнала любопытные подробности о жизни на станции. В 50-е годы после четвертого класса местные дети — их было человек десять — каждый день ходили на учебу в Репьево, дорога занимала около часа.

В 1952 году Владимир Аверин окончил железнодорожный техникум в Тайге Кемеровской области и после службы в армии уехал в Алма-Ату, к маме и сестрам. Сейчас ему 84 года, живет в Ульяновской области и воспитывает внука — «шустрого парнишку двухлетнего возраста».

Другая Восточная

О том, что волнует читателя «Советской Сибири», на правах старожила согласился рассказать Александр Владимирович Строков, глава Репьевского сельского совета, на территории которого и находится станция Восточная. Наш собеседник родился в Репьево, здесь учился и работал. А весной 2010 года пришел во власть.

По его словам, сосновый бор, посаженный в 1950 году учениками начальной железнодорожной школы № 154, до сих пор существует (Александр Владимирович прислал фото). А вот той старой школы, о которой нам пишет Владимир Аверин, уже нет, правда здание сохранилось. Отремонтировав и обновив крышу, из него сделали жилой дом для учителя, который переехал из Северного района. Кстати, напротив бывшей школы, а ныне учительского домика благодаря поддержке депутата Законодательного собрания Новосибирской области Елены Тыриной в 2021 году установили игровую площадку с качелями, каруселью и горкой.

03-22-02.jpg

Здание школы на станции Восточная сохранилось, но переведено в жилой фонд. Теперь здесь живет учитель, который переехал из Северного района. Фото: Александр Строков

Об учениках 1949 года выпуска нам, увы, пока ничего узнать не удалось, а все работники школы № 154, к сожалению, ушли из жизни. Мы обращаемся к нашим читателям: может быть, среди вас есть однокашники Владимира Аверина? Напишите нам, и мы поможем вам с ним связаться. Уверены, он будет чрезвычайно рад доброй весточке.

Кстати, в этом году по распоряжению губернатора Андрея Травникова в Репьево начнется строительство новой школы. Все согласования пройдены, земельный участок и средства выделены. Старое здание несколько лет назад признали аварийным из-за смещения грунта, его пришлось демонтировать. А пока детей на автобусах бесплатно доставляют в школы других поселений. Как известно, в районах области создана эффективная система подвоза учеников на занятия. При содействии министерства образования Новосибирской области в школах выполняются все требования: установлены компьютеры, оборудованы спортивные залы, ученикам начальной школы бесплатно предоставляется горячее питание.

Что касается других вопросов Владимира Аверина, глава Репьевского сельсовета рассказал, что на электричке многие местные жители ездят на работу в Новосибирск. Кто-то трудится в метрополитене, кто-то — на шоколадной фабрике, кто-то на стрелочном заводе или на барышевской птицефабрике. Словом, там, куда позволяет добраться железная дорога.

Станция Восточная — небольшая, но и сюда добралась газификация. Газ проводят не только в жилые дома, но и в дачные общества, которых на территории Репьевского сельсовета несколько десятков. Не упускают свой шанс и местные промышленные предприятия. Есть на Восточной и современные частные дома. Их построили в количестве пяти штук, проложили асфальт, и получилась целая улица под названием Новая.