USD 66.4029 EUR 69.4353

Почему люди не хотят жить вечно?

Светлана ФРОЛОВА
Современная массовая культура буквально с детства предлагает человеку довольно агрессивные модели поведения. Это касается не только кино, театра, но и такого распространенного вида досуга, как компьютерные игры. Фото: Андрей Заржецкий
Современная массовая культура буквально с детства предлагает человеку довольно агрессивные модели поведения. Это касается не только кино, театра, но и такого распространенного вида досуга, как компьютерные игры. Фото: Андрей Заржецкий

В новосибирской областной библиотеке обсудили тему бессмертия в культуре

В новом году формат встреч новосибирских литераторов в гостиной «Литвиновъ» немного изменился: теперь здесь можно не только обсудить литературные произведения, но и услышать тематические доклады. В минувшую субботу в стенах областной библиотеки говорили о… бессмертии.

«Советская Сибирь» уже не раз поднимала тему растущей агрессии в обществе и писала о том, как на психику ребенка и взрослого воздействует культура. Как оказалось, агрессия, например, в литературе и массовой культуре практически напрямую может быть связана со страхом человека перед… долгой жизнью.

Из физиков в фантасты

Раз в месяц в гостиной «Литвиновъ», которая находится на втором этаже Новосибирской государственной областной научной библиотеки, проходят необычные встречи. Известный писатель-фантаст Геннадий Прашкевич собирает здесь начинающих авторов и любителей литературы. Любой желающий может отправить ему свою рукопись на рассмотрение. Текст выкладывается на сайте проекта «Белый мамонт», с ним можно ознакомиться и потом, на встрече, высказаться по этому поводу.

Роман Галев по специальности физик, работает в Институте теоретической и прикладной механики младшим научным сотрудником. У него есть хобби — пишет фантастические рассказы. И со своими единомышленниками в соцсети «ВКонтакте» проводит конкурс имморт-фантастики. Это направление в художественной прозе и поэзии, содержащее позитивное отношение к бессмертию, омоложению и продлению жизни. Противовес направлениям, которые утверждают смерть как благо, обессмысливают и обесценивают жизнь (гримдарк, хоррор, зомби-апокалипсис, постапокалиптика, боевик и т. п.).

03-27-02.jpg

— Меня давно заинтересовала тема продления жизни, точнее, отношение к ней. Ведь это же здорово — жить! Но почему тогда литераторы и вообще люди к этому так относятся, с прохладцей? — говорит Роман Галев. — Я начал разрабатывать эту тему и уже лет семь в ней варюсь. Пишу рассказы, и даже написал один роман. А потом узнал, что есть семинары Геннадия Мартовича, отправил ему часть своих произведений. И он меня пригласил к себе на семинар.

По словам Романа Галева, они провели уже четыре конкурса и выпустили столько же сборников рассказов.

— Сейчас выходит пятый сборник. Эти книги мы будем продавать, а деньги отправлять на благотворительность, — говорит автор.

Как обесценить жизнь

На семинаре Роман Галев представил результаты своего небольшого литературно-исторического исследования. По его словам, тему бессмертия, кроме авторов «Эпоса о Гильгамеше», с увлечением разрабатывали советские литераторы и научные деятели.

Люди не только писали имморт-фантастику, но еще и пытались найти способ продления жизни. Например Александр Александрович Малиновский (Богданов), в 1914 году написавший рассказ «Праздник бессмертия», пропагандировал собственную теорию омоложения через переливание крови, в 1926-м инициировал создание Института переливания крови, стал первым его директором. Погиб в 1928 году после очередного обменного переливания.

Академик Николай Михайлович Амосов, известный тем, что в 1963 году провел первое в СССР протезирование митрального клапана сердца, кроме хирургии, работал в области геронтологии, проблем искусственного интеллекта и социальной инженерии. В 1965 году он написал повесть «Записки из будущего», в которой предложил погружать в анабиоз неизлечимых больных в надежде, что через некоторое время наука найдет способ лечения.

— Помимо того что они были писателями, они стали еще и членами Академии наук, стояли у истоков разработок, посвященных продлению жизни человека, — подчеркнул Роман Галев. — Вот это особенно интересно. Люди, которые были заражены темой продления жизни, в то же время в прямом смысле этого слова строили молодую страну.

Однако, автор доклада уверен, что эта тема никогда не станет родной для нашей культуры. В то время как имморт-фантастика зовет изменить ситуацию и не бояться последствий, другие произведения, напротив, призывают сидеть на месте и смириться. Проще усмирять желания, чем искать возможности. Культурой сейчас востребованы жестокость, расчлененка, чернуха. Эстетизация смерти, смерть как игра, жизнь как ничто. Эта инфернальность царит и в литературе, и в кино, и в компьютерных играх. Хоррор, постапокалипсис, боевик, катастрофа — легитимные культурные явления. По словам Романа Галева, они обесценивают и обессмысливают жизнь, чтобы человек мог примириться со старением и смертью.

— Наша культура работает, к сожалению, только с тем, что уже есть, а то, чего еще нет, просто называет фантазиями. Всегда и всюду над людьми, которые занимаются поисками способа продления жизни — эликсира молодости, философского камня, — посмеиваются. И называют шарлатанами. Те, кто пишут фантастику, находятся в такой же ситуации, на этой теме денег не заработаешь. И если имморт-фантастика станет популярной, значит мир наконец начал меняться от ждунов к созидателям, — резюмировал Роман Галев.

КСТАТИ

Гостиная «Литвиновъ» открылась 1 апреля 2021 года. Она находится на втором этаже НГОНБ (к. 211) и работает как зал краеведческой литературы и место встреч всех интересующихся историей Новосибирска, Новосибирской области и Сибири. Здесь проходят лекции, чтения, презентации книг, заседания градозащитных организаций, литературные семинары и другие мероприятия.