USD 71.5763 EUR 76.8344
 

Вышки, интернет-сервисы, господдержка

Наталья ИВАНОВА
Новосибирцам доступны семь суперсервисов, позволяющих получить целый набор услуг в различных жизненных ситуациях. В текущем году таких появится еще пять. Фото: Андрей Заржецкий
Новосибирцам доступны семь суперсервисов, позволяющих получить целый набор услуг в различных жизненных ситуациях. В текущем году таких появится еще пять. Фото: Андрей Заржецкий

В Новосибирской области действует уже более 1,5 тысячи центров обслуживания пользователей интернет-портала «Госуслуги»

При участии «Роскосмоса» в Новосибирской области планируется вести мониторинг всей площади региона. Это поможет лучше планировать работу, делать более точные прогнозы, а также бороться с браконьерами. Утвержденная региональная стратегия цифровой трансформации на ближайшие два года была представлена в конце 2021-го. Что нас ждет?

Напомним, в прошлом году большое количество государственных услуг было переведено в электронный формат, а цифровые технологии массово внедрены в такие социально значимые отрасли, как здравоохранение, образование и транспорт. В 2022 году в процесс цифровой трансформации будут все активнее включаться органы местного самоуправления. И администрациям районов и муниципалитетов следует предоставить методическую поддержку и оказать содействие в организационных вопросах.

Об этом рассказал первый заместитель губернатора Новосибирской области Юрий Петухов на правительственном совещании, где подвели итоги 2021 года и определили перспективы на следующий период. Подробнее о последних на пресс-конференции рассказал министр цифрового развития и связи Новосибирской области Сергей Цукарь. В частности, по его словам, при участии «Роскосмоса» планируется вести мониторинг всей площади региона, что представляется особенно актуальным с точки зрения планирования работы, прогнозирования, а также выявления случаев добычи природных ресурсов браконьерами.

Электронные рецепты и дневники

Немало полезного ожидается в сфере здравоохранения. Медицинским работникам предстоит освоить мобильное приложение «Мой рецепт» и речевые технологии, которые трансформируют голосовые сообщения в печатный текст.

В 2021 году в медицинских учреждениях области произошел настоящий прорыв. Внедрены единая система лабораторных исследований, система «Электронный рецепт» и подсистема «Центральный архив медицинских изображений», создано 24 тысячи автоматизированных рабочих мест.

Если говорить о сфере образования, то сегодня все новосибирские школы имеют доступ к Интернету. В городе его скорость составляет от 100 мегабит в секунду, а в селах — от 50 мегабит в секунду. В 2021 году в регионе освоили усовершенствованную систему «Электронная школа», на очереди — электронные журналы, что в перспективе позволит исключить их бумажные варианты.

Пользоваться преимуществами

Традиционно уделяется внимание развитию информационной структуры региона, и речь прежде всего о доступе к Интернету.

— Как известно, наша страна и область довольно обширны по территории, и вопросы обеспечения самых отдаленных населенных пунктов Интернетом, сотовой связью по-прежнему важны, — сказал Сергей Цукарь. — Если раньше мы в основном фиксировали обращения от жителей по поводу проведения голосовой связи, как правило 2G, то теперь в приоритете высокоскоростной Интернет — 3G и 4G, что обеспечит возможность пользоваться всеми его преимуществами.

03-12-02_M.jpg

На цифровых площадках с пациентами общается голосовой помощник Николай. Ориентироваться на портале «Госуслуги» пользователям помогает робот Макс. Фото: Андрей Заржецкий

Уже сегодня регион лидирует среди субъектов РФ по числу абонентов фиксированного широкополосного доступа к Интернету на каждые 100 человек населения. В 2021 году завершена программа подключения социально значимых объектов, а это свыше полутора миллионов школ, фельдшерско-акушерских пунктов, домов культуры и так далее.

— Мы рассматриваем, какие еще объекты остались неподключенными, что подразумевает продолжение реализации программы, и какие объекты, например детские сады, можно было бы еще подключить, — прокомментировал глава минцифры.

К Интернету также получили доступ более 2 300 домохозяйств, в которых зарегистрировано 6 125 новосибирцев. А в этом году оптоволоконные кабели протянут еще к 3 тысячам домохозяйств более чем с 7 300 жителями.

Огласят весь список

Только в ушедшем году в рамках федеральных и региональных программ в Новосибирской области возвели 51 сотовую вышку, что позволило предоставить услуги связи 18 тысячам человек. В 2022 году нужно будет установить еще 50 вышек.

— Мы планируем построить в рамках областной программы еще одну вышку, в селе Кайлы Мошковского района, и тем самым обеспечить сотовой связью все населенные пункты, в которых проживает свыше 500 человек, — сообщил Сергей Цукарь.

В рамках федерального проекта, который планируется завершить до 2030 года, определен список из 45 населенных пунктов, куда сотовую связь проведут в текущем году. В министерстве цифрового развития Новосибирской области пообещали опубликовать данные до 27 января. Напомним, объекты были выбраны по итогам голосования, объявленного осенью 2021 года.

Перейти на продвинутый уровень

Одна из основных целей цифровизации — обеспечить всеобщий доступ к официальным сервисам. Среди региональных и муниципальных услуг 83 определены как наиболее социально значимые, практически все из них можно получить через портал «Гос­услуги».

03-12-03_M.jpg

Пандемия стала благоприятным фактором для внедрения цифровых технологий и дала стимул для реализации новых направлений. В 2022 году темпы будут увеличены. Фото: Андрей Заржецкий

— На самом деле каждый год переводим какие-то услуги в электронный вид, — уточнил Сергей Цукарь. — Но сейчас речь идет о том, что обновились формы и стало удобнее заполнять заявления на портале в формате опроса.

Теперь, когда реализован персонализированный, индивидуальный подход, сайт «Гос­услуги» переходит с базового на продвинутый уровень, отметил министр. В перспективе предполагается полностью отказаться от бумажных носителей, что позволит минимизировать личные визиты граждан в органы власти.

На портале госуслуг подтвержденную учетную запись уже имеют 77 процентов жителей Новосибирской области старше 14 лет. Это 1,79 миллиона человек.

— Если раньше мы считали в том числе упрощенную учетную запись, то сейчас это почти 80 процентов людей, которые подтвердили свою личность, то есть имеют простую электронную подпись на портале с возможностью получения всего спектра электронных услуг, — сообщил Сергей Цукарь.

ФАКТЫ
За 2021 год:
— число пользователей портала «Гос­услуги» в Новосибирской области увеличилось на 300 тысяч человек;
— совершено около 2 миллионов платежей на общую сумму 2 миллиарда рублей;
— подано 10 миллионов заявлений, что в два раза больше, чем в 2020 году.
Наиболее часто на «Госуслуги» обращались для получения QR-кодов, сертификатов заболевших и вакцинированных, а также мер социальной поддержки (90 процентов претендентов предпочли именно онлайн-формат).