USD 71.5763 EUR 76.8344
 

Расхватывают словно горячие пирожки

Наталья ИВАНОВА
Визит в Куйбышев, октябрь 2021 года. Слева направо: председатель областного отделения Красного Креста Елена Кокорина, руководитель клуба «Пенсионеры-онлайн» Любовь Зубарева и Татьяна Тарновская.  Фото: предоставлено Татьяной Тарновской
Визит в Куйбышев, октябрь 2021 года. Слева направо: председатель областного отделения Красного Креста Елена Кокорина, руководитель клуба «Пенсионеры-онлайн» Любовь Зубарева и Татьяна Тарновская. Фото: предоставлено Татьяной Тарновской

Люди старшего возраста зачастую не умеют пользоваться Интернетом. Их выручит электронный помощник, созданный нашими земляками — пенсионерами-активистами

В 2021 году на тысячу трудоспособных новосибирцев приходилось 438 человек пенсионного возраста. Это каждый четвертый житель региона. Местные волонтеры установили, что далеко не все из них освоились в мире компьютерных технологий.

Новосибирский портал «Пенсионеры-online», как признаются сами авторы, разросся «до планетарных масштабов». Но в 2013 году реализация проекта по созданию интернет-сайта для людей преклонного возраста представлялась непростой задачей, и для начала была открыта общественная организация с таким названием.

— Идея принадлежала известному журналисту Светлане Сучковой. Я тоже имела опыт работы в информационных структурах и достаточно хорошо ориентируюсь, как и кому передавать необходимую информацию, — рассказывает руководитель организации 66-летняя Татьяна Николаевна Тарновская. — Тогда мы еще недавно стали пенсионерами, силы еще были. Нас поддержало региональное министерство социального развития, предоставив субсидию на конкурсной основе.

Бабушка в Интернете сильно рискует

Через год новоявленный сайт был зарегистрирован как средство массовой информации, в становлении которого значительную роль сыграло министерство региональной политики Новосибирской области. С 2014 по 2019 год на выигранные гранты в восьми районах области были созданы пенсионерские корпункты.

— Мы ездили по районам, рассказывали об интернет-ресурсе для пенсионеров, привлекали к участию людей старших лет, чтобы они могли поделиться опытом и подбодрить своим примером тех, кто не успел привыкнуть к жизни на пенсии, — вспоминает Татьяна Николаевна. — Предполагалось, что корреспондентами станут именно пожилые люди, но чаще сайт посещали и становились подписчиками представители молодежи. Это были в основном дети и внуки, которые переживали, что их старшие родственники не могут найти себя в столь преклонном возрасте.

02-10-02.jpg

С тех пор «Пенсионеры-онлайн» завели странички во всех популярных социальных сетях, реализовали более десяти социальных проектов и выиграли несколько грантов фонда Президента Российской Федерации. В настоящее время организация делает упор на благотворительной деятельности.

— Когда мы проанализировали, почему у нас мало посетителей старшего возраста, то поняли, что люди не владеют на достаточном уровне компьютерной грамотностью. Многие записываются на курсы и успешно оканчивают их, но потом снова обращаются уже к нам. Мы стали интересоваться: «А в чем дело?» Оказалось, они стали слишком свободно вести себя в Интернете и попадать в неприятные ситуации. Кто-то, например, нахватал вирусов или попал на мошенников.

Научить отличать надежных от неблагонадежных

В 2020 году новосибирские пенсионеры участвовали в специальном конкурсе Фонда президентских грантов для поддержки социально ориентированных организаций в период борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции. На средства, предоставленные фондом, была проведена оптимизация сайта «Пенсионеры-online», обновлен интерфейс, создана мобильная версия, инициирована акция «Спортивная суббота», открыт пункт информационной поддержки пенсионеров (ПИПП).

— В общем, стали обучать людей, как пользоваться ресурсом pensioner54.ru, чтобы безопасно получать необходимую информацию по всем направлениям жизни, — объяснила Татьяна Тарновская. — Нам, как пенсионерам, было легко понять, какие направления интересуют людей нашего возраста. И это оказалось правильным.

Организация «Пенсионеры-онлайн» привлекает волонтеров, помощников из своего клуба самореализации и самоорганизации. Они консультируют, как пользоваться Интернетом, проводят просветительские встречи с представителями, например, отделения ПФР по Новосибирской области, ОФМС, реабилитационных учреждений, юристами, медиками, где люди могут получить ответы на многие свои вопросы. Кстати, с сайта некоммерческой организации можно перейти на сайты партнеров, в том числе на ресурсы министерств Новосибирской области: все баннеры активны.

— Мы также показываем, как можно на примере нашего ресурса отличить в Интернете надежный ресурс от неблагонадежного, — подчеркивает Татьяна Николаевна. — И всегда людям говорим, что, если не видно обратной связи, контактного телефона, данных руководителя, с этого сайта нужно уходить бегом.

Справочный помощник всегда будет под рукой

На портале «Пенсионеры-online» есть интерактивные рубрики — вопрос специалисту ПФР, юристу; актуальные разделы о безопасности, профилактике здоровья, льготах и многом другом, где можно найти ответы специалистов.

О своей деятельности волонтеры рассказывают в районах области. Вместе с представителями министерства региональной политики Новосибирской области Татьяна Тарновская принимала участие в мероприятиях Северного района, но, к сожалению, в последний раз — в 2019 году.

— Мы неоднократно встречались с пенсионерами Северного района, знакомились с их жизнью, с музеем истории района, а также с центральной биб­лиотекой, которая оснащена самым современным оборудованием. Люди достаточно продвинутые в современных технологиях, но тем не менее мы показываем и подробно рассказываем, как пользоваться ресурсом для пенсионеров, помогаем добавить сайт в закладки на личных смартфонах, чтобы справочник от «Пенсионеров-online» всегда был под рукой.

Такой опыт помогает сформировать методическую базу для работы с пожилыми людьми, лучше представить, как правильно консультировать их с учетом возрастных особенностей.

— Но самое интересное, что с этими людьми мы подружились и до сих пор общаемся, стараемся наладить сотрудничество между ними и нашими деловыми партнерами — другими общественными организациями, — отметила Татьяна Николаевна.

На бумаге понятнее, и QR-код не страшный

В 2021 году в рамках социального проекта «Комплексная программа пропаганды здорового образа жизни и реабилитационных практик, информационное обеспечение старшего поколения» «Пенсионеры-онлайн» вместе с волонтерами посетили Куйбышев, Мошково, Линево, Пашино, встретились с тогучинцами. Если нет возможности увидеться с людьми лично, организация передает с деловыми партнерами справочные материалы в бумажном виде: листовки, буклеты о сайте, а также созданный компанией «Ростелеком» совместно с ПФР учебник «Азбука Интернета для людей старшего возраста».

02-10-03.jpg

Не прекращает свою работу «народный» корреспондент Галина Валентиновна Сазонова (слева). В 2019 году «Пенсионеры-онлайн» побывали в Венгерово. 
Галина Валентиновна регулярно присылает на сайт pensioner54.ru репортажи о жизни ветеранов Венгеровского района.  Фото: предоставлено Татьяной
Тарновской

— Мы и сами ежегодно выпускаем методические пособия, листовки, календари, справочники, и, как правило, электронная версия размещается на сайте, — уточнила Татьяна Тарновская. — В районы привозим целыми чемоданами, и они разлетаются как горячие пирожки. В 2021 году появилась новинка — «умный» квест-календарь на 2022–2023 годы, на страницах которого напечатана информация о наших активистах, о популярном клубе самоорганизации и самореализации для людей старшего возраста, а еще размещены QR-коды, по которым можно прочитать много дополнительной информации, перейдя по ссылкам на сайт pensioner54.ru.

Вот так пенсионеров мотивируют и обучают пользоваться цифровыми технологиями, что особенно актуально в условиях ограничений, которые введены правительством региона из-за пандемии.

— Несмотря на то что вирус продолжает распространяться, есть противники и прививок, и кьюаркодов. Поэтому наши активисты объясняют пенсионерам, что такое QR-код и почему не нужно его бояться. Такие просветительские встречи проходят каждую неделю, в том числе и онлайн, — рассказала Татьяна Тарновская.

В организации стараются решать и проблемы, о которых сообщают в пункт информационной поддержки пенсионеров. За год сюда поступило около 300 обращений, в том числе около 50 — из районов области. Например, при участии минтруда «Пенсионеры-онлайн» добились, чтобы инвалиду первой группы по зрению из Тогучинского района социальные службы обеспечили доставку продуктов на дом хотя бы раз в две недели.