USD 66.4029 EUR 69.4353

Учиться и добираться до школы без рисков

Наталья ИВАНОВА
Все школы Новосибирска находятся под защитой частных охранных предприятий. В 27 процентах школ в области имеются арочные металло­искатели. Фото: Андрей Заржецкий
Все школы Новосибирска находятся под защитой частных охранных предприятий. В 27 процентах школ в области имеются арочные металло­искатели. Фото: Андрей Заржецкий

«Система подвоза школьников, которая сложилась у нас в регионе, по-своему уникальна и, конечно же, возлагает особую ответственность как на руководителей образовательных учреждений, так и на глав муниципальных районов»

Качественный образовательный процесс подразумевает в том числе сохранение здоровья и жизни всех его участников. Только в 2021 году на обеспечение антитеррористической защищенности и охрану объектов образования региона направлено свыше 700 миллионов рублей.

— Мы говорим о комплексной безопасности, поскольку это действительно гарантированная система, позволяющая обеспечивать защищенность участников образовательного процесса. Таковыми являются сами ученики, педагоги, работники образовательных организаций, родители, — пояснил заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Нелюбов.

Особые требования

— Школы — особые объекты, и к ним предъявляются особые требования по обеспечению безопасности пространства. Это техническая охрана — видеонаблюдение, пожарная безопасность, соблюдение санитарно-эпидемиологических требований — и физическая охрана, — напомнил Сергей Нелюбов во время проверки одной из новосибирских школ, которая прошла в октябре.

Из 969 школ Новосибирской области более чем в 59 процентах имеются кнопки экстренного вызова, все остальные обеспечены телефонной сотовой или стационарной связью. В 27 процентах школ установлены арочные металлоискатели, в 24 процентах — используют ручные. В 30 процентах учебных заведений внедрена пропускная система. В Новосибирске сотрудники ЧОП работают во всех школах; в районах области — только в половине, остальные охраняются силами сторожей и штатных вахтеров.

Во всех школах региона модернизирована система видео­наблюдения, установлена автоматическая пожарная сигнализация. В 2021 году на техническое обслуживание и обновление школьных систем пожарной сигнализации в Новосибирской области потрачено 43 миллиона рублей, в следующем году на эти цели планируется направить еще 61 миллион.

Уникальная система

На контроле органов власти находится и подвоз учеников. Более 13 тысяч ребят из 831 отдаленного населенного пункта учатся в 420 школах других поселений. Каждый день они отправляются на занятия на школьных автобусах, которые курсируют по 704 маршрутам общей протяженностью более 8 тысяч километров.

Чтобы обеспечить бесперебойный и безопасный подвоз школьников, дороги регулярно чистят от снега, устраняют накат. На зимнее содержание дорог выделено около 1,4 миллиарда рублей. В 2021 году под контролем министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области проводят работы пять подрядных организаций.

Автобусный парк соответствует ГОСТ, оборудован тахографами, системой ГЛОНАСС, а также проблесковыми маячками желтого или оранжевого цвета. За последние пять лет приобретено более 420 автобусов. Только в текущем году в школы поступило 62 автобуса — 20 «газелей» и 42 ПАЗа — общей стоимостью более 130 миллионов рублей.

— Система подвоза школьников, которая сложилась у нас в регионе, по-своему уникальна и, конечно же, возлагает особую ответственность как на руководителей образовательных учреждений, так и на глав муниципальных районов, — подчеркнул Сергей Нелюбов.

Полезно и вкусно

Организация питания также относится к тем факторам, от которых во многом зависит здоровье подрастающего поколения. В области горячими обедами обеспечено 97,5 процента школьников, в том числе все 153 тысячи учеников начальных классах. Бесплатное питание с учетом потребностей предоставляется и другим льготным категориям: детям с ограниченными возможностями здоровья, инвалидам, ребятам из малоимущих и многодетных семей. Ежегодно на организацию горячего питания в общеобразовательных учебных заведениях из федерального, регионального и муниципальных бюджетов выделяется около 3 миллиардов рублей, из этой суммы на начальные классы область расходует 187 миллионов рублей.

За качеством питания школьников осуществляется многоуровневый контроль, в том числе с привлечением родительских комитетов. А чтобы еда была не только полезной, но и вкусной, среди школьных столовых проводят соревнования. В 2021 году участниками регионального этапа этого всероссийского конкурса стали 15 общеобразовательных организаций из 14 районов Новосибирской области.

Двойной заслон

Образовательный процесс сегодня невозможен без Интернета. В этих условиях одной из важнейших задач становится обеспечение цифровой безопасности.

— Во-первых, речь идет о так называемой информационной безопасности. Мы стараемся сохранить персональные данные родителей, школьников, учителей и других лиц, которые так или иначе причастны к деятельности образовательной организации, — пояснил министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук. — Второе важное направление — безопасность в Интернете. Мы работаем над тем, чтобы обезопасить школу от влияния тлетворного контента, для чего выстроена целая система фильтрации.

Фото: Андрей Заржецкий

Участниками мероприятий, направленных на безопасность в Интернете, стали 622 образовательные организации в 33 муниципалитетах Новосибирской области. Безопасность образовательного процесса должна быть гарантирована и детям, и их родителям, и педагогам.  Фото: Андрей Заржецкий

Список запрещенных сайтов Роскомнадзор обновляет каждый день. А чтобы контроль был максимально строгим, дополнительный заслон вредной для школьников информации обеспечивается и на уровне школ.

— Понятно, к тому, что является тлетворным контентом, можно относиться по-разному, но основные направления такого рода информации в школе недоступны, — подчеркнул Сергей Федорчук.

В-третьих, организуется прямое взаимодействие школ с разработчиками компьютерного и сопровождающего его оборудования. Причем в образовательных учреждениях имеют дело только с государственными информационными системами и библиотеками.

КСТАТИ
Министр образования Новосибирской области Сергей Федорчук убежден: «Нужно громко говорить о процессе, который идет параллельно, о том, к каким ресурсам дети имеют доступ дома, вне школы. На мой взгляд, это очень важная проблема, и это проблема не только школы, но и всего общества».