USD 71.5763 EUR 76.8344
 

Вся жизнь — дистант

Инна ВОЛОШИНА
До конца 2021 года не менее 95 процентов государственных, региональных и муниципальных услуг должны быть доступны в цифровом виде. Фото: Андрей Заржецкий
До конца 2021 года не менее 95 процентов государственных, региональных и муниципальных услуг должны быть доступны в цифровом виде. Фото: Андрей Заржецкий

С нового года больничные листы будут выдавать исключительно в электронном виде

До конца нынешнего года 95 процентов социально значимых государственных услуг станут доступны в электронном виде — об этом и многом другом читателям «Советской Сибири» рассказал министр цифрового развития и связи Сергей Цукарь.

Государственные услуги в электронном виде для нашего региона не новость: с переменным успехом их стали внедрять еще 10–12 лет назад. Правда, тогда процесс несколько сдерживало то обстоятельство, что смартфоны и другие гаджеты были далеко не у всех, многие обходились обычными кнопочными телефонами. В последние пять лет ситуация изменилась кардинально — электронные устройства стали гораздо доступнее, да и пандемия коронавируса ускорила дело. И, как оказалось, жизнь «в цифре» не так уж плоха.

Вуз дистанционно и протокол без комиссара

Сергей Цукарь уже рассказывал в интервью «Советской Сибири», что сегодня меняется сам принцип дистанционного предоставления государственных услуг. Если раньше, как правило, удаленно можно было лишь подать заявление, а за результатом надо было идти, то теперь и сам документ вам выдадут в электронном виде. Таким образом, услуги можно получить полностью в онлайн-формате.

— Перевод массовых социально значимых услуг в электронный вид является одной из задач национальной цели развития России «Цифровая трансформация», — подчеркнул министр. — Необходимо, чтобы до конца 2021 года не менее 95 процентов услуг были доступны в цифровом виде, к 2030 году — 90 процентов обращений за услугами не требовали очного посещения, а время предоставления услуги сократилось в три раза за счет межведомственного электронного взаимодействия.

По словам главы регионального ведомства, одним из важнейших направлений нацпроекта «Цифровая экономика» является разработка и внедрение суперсервисов, как федеральных, так и региональных. Из 25 федеральных суперсервисов семь уже запущены. Как пример можно привестиоформление европротокола дорожно-транспортного происшествия без вызова инспектора ГИБДД или страхового комиссара, которых порой приходится ждать часами, создавая помеху для других участников движения. Теперь европротокол можно оформить самостоятельно при помощи мобильного приложения.

Другой пример действующего федерального суперсервиса — дистанционное поступление в вуз. К этой системе, кстати, уже подключились 15 новосибирских высших учебных заведений. Теперь, чтобы стать студентом, приезжать в будущую альма-матер не нужно вообще: все необходимые для поступления документы можно подать в электронном виде, а результаты ЕГЭ система запросит сама.

Охотники оценили, фермеры тоже

Региональные суперсервисы тоже работают довольно неплохо, стоит вспомнить хотя бы цифровую платформу «Охота +». Сегодня можно подать онлайн-заявление на получение охотничьего билета, разрешения на охоту или охотничьей лицензии. Госпошлину тоже можно оплатить в электронном виде. Правда, за документом сегодня все же понадобится прийти в МФЦ, но и здесь грядут перемены: в виде эксперимента в Новосибирской области разрешения на охоту тоже станут электронными.

— Еще один наш региональный суперсервис — предоставление поддержки аграриям. Более двух тысяч сельхозпредприятий и фермеров, то есть практически все, получают помощь от государства в полностью дистанционном формате, общая сумма уже превысила шесть миллиардов рублей. Более того, сегодня система производит проактивное уведомление пользователей о положенных им мерах поддержки, а также информирует о критериях ее получения, например о том, что необходимо сдать какой-либо отчет или погасить налоговую задолженность, — рассказал Сергей Цукарь. — Кроме того, ряд услуг сегодня предоставляется без заявления. Например, родившемуся ребенку автоматически присваивается СНИЛС, а родившей женщине оформляется материнский капитал. Сегодня и маткапиталом можно распорядиться дистанционно — например, направить деньги на индивидуальное жилищное строительство или погасить задолженность по оплате детского сада.

Собрание без… собравшихся

По словам главы регионального минцифры, в будущем перечень государственных услуг, предоставляемых в электронном виде, будет расширяться. Например, с 1 января 2022 года, то есть через месяц, больничные листы будут выдаваться исключительно в цифровом виде. В этом есть определенные плюсы: бумажный больничный является документом строгой отчетности, его надо заполнять определенным образом, нельзя сминать и так далее. Помимо этого, с бумажных на электронные журналы перей­дут все российские школы.

Еще одна новация — проведение общих собраний собственников жилья в цифровом формате. Любой житель многоквартирного дома, а тем более председатель ТСЖ или старший по дому знает, как сложно такое собрание организовать. Если это делать в очной форме, то надо арендовать просторное помещение и обеспечить кворум, если заочно — отпечатать бюллетени, раздать их собственникам, потом собрать и вручную произвести подсчет голосов. Теперь проголосовать можно будет нажатием кнопки, система сама посчитает голоса и составит электронный протокол общего собрания собственников жилья. Свидетельства на транспортные средства тоже будут цифровыми, и получить их можно будет через мобильное приложение «Госуслуги Авто». Кстати, возможности этого приложения постоянно расширяются — с его помощью со временем можно будет оформить, к примеру, полис ОСАГО и даже получить права.

Поможет робот Макс

Ну и, конечно же, нельзя не упомянуть такое важное направление, как здравоохранение. QR-коды о прохождении вакцинации от COVID-19, а также о перенесенном заболевании при помощи портала гос­услуг можно получить уже сегодня. А в недалеком будущем там же станет доступно и оформление QR-кода с результатом ПЦР-теста. Правда, действовать он будет только 72 часа.

— Портал госуслуг, к которому сегодня уже все привыкли, тоже постоянно совершенствуется. Например, там будет действовать принцип опросного листа: сначала пользователь заполняет определенную форму, а потом система будет проактивно информировать его о тех или иных услугах, которые он имеет право получить. Кроме того, сегодня на портале уже работает поисковый помощник — робот Макс, который дает инструкции, как воспользоваться той или иной услугой. Будут расширяться возможности МФЦ, в идеале людям вообще не придется посещать различные учреждения, они смогут получать необходимые им услуги либо дистанционно, либо в многофункциональном центре, — рассказал Сергей Цукарь. — Сегодня мы фиксируем стабильный рост количества пользователей портала госуслуг. Только с начала этого года зарегистрировалось более 200 тысяч новосибирцев, а число заказанных услуг в этом году составило почти 10 миллионов. Общее количество жителей нашего региона, зарегистрированных на портале, — более 2,6 миллиона человек. Скорость, удобство, отсутствие бумажной бюрократии и необходимости личного посещения госорганов являются неоспоримыми преимуществами цифрового способа получения госуслуг.