USD 100.6798 EUR 106.0762
 

Маркировка: подводные камни

Инна ВОЛОШИНА
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»

Предприятия по переработке молока готовятся перейти на новую систему

В правительстве региона состоялось совещание, посвященное введению обязательной маркировки молочной продукции, которая должна пройти в нынешнем году в три этапа. И только фермерам пока дают отсрочку.

Введение обязательной маркировки различных видов продукции в общем-то дело благое. Идея состоит в том, чтобы избавить потребителя от контрафакта и гарантировать ему, что он платит деньги за действительно качественный продукт.

Что такое «Честный знак»

Распространение некачественной и контрафактной продукции — серьезная проблема как для потребителей, так и для производителей. Это не только влечет финансовые убытки, но и сказывается на репутации производителя, может принести моральный и в некоторых случаях даже физический ущерб потребителю. Анализ Минпромторга РФ подтверждает, что с 2018 года на российском рынке выявлено более 6 миллионов единиц контрафактной продукции. Отследить ее перемещение и реализацию без особой системы было затруднительно.

Для этого в России реализуется проект «Честный знак». По сути дела, это национальная система маркировки и отслеживания товаров из разных категорий. Помечаться будут одежда (в том числе из меха и кожи), обувь, парфюмерная продукция, табачные изделия, лекарства, фотоаппараты, автопокрышки. В рамках эксперимента к этим товарам добавили велосипеды, кресла-коляски и молочную продукцию. Маркировка представляет собой нанесение на упаковку двухмерного штрихкода (Data Matrix) и включение этой единицы товара в базу данных. С 1 июня нынешнего года вводится обязательная маркировка мороженого и сыров, с 1 июля — маркировка молочной продукции со сроком годности более 40 суток, с 1 декабря — со сроком годности менее 40 суток. Фермеры, которые производят небольшие объемы молочной продукции, могут не маркировать ее до конца 2022 года.

Заслон на пути контрафакта

— Система работает так, — рассказывает менеджер по работе с интеграторами Центра развития перспективных технологий (ЦРПТ) Сергей Ситкин. — Производитель товара регистрируется, получает у нас коды маркировки, наносит их на свою продукцию и сообщает об этом. Далее движение товара отслеживается на всех этапах, до магазина. А покупатель при помощи специального приложения в своем смартфоне сможет считать код и убедиться, что перед ним не контрафакт. Коды выдаются производителям бесплатно до даты введения обязательной маркировки, то есть для мороженого и сыров — до 1 июня нынешнего года.

По словам Сергея Ситкина, наносить маркировку можно тремя способами. Например, в типографии — тогда производитель получит упаковку уже со штрихкодом. Можно делать это прямо на производственной линии при помощи специальных принтеров, так же как наносят дату выпуска продукции. И наконец, можно клеить на каждую единицу товара специальные стикеры. Этот способ подходит для предприятий с небольшими объемами производства.

Просто было на бумаге...

Казалось бы, все просто. Но у производителей молочной продукции иное мнение на этот счет. В преддверии введения обязательной маркировки два новосибирских предприятия, производящие мороженое, попробовали нанести коды на свою продукцию.

— Мы в качестве упаковки используем рулонный материал. Коды были нанесены на него в типографии, — рассказывает Константин Мальчиков, руководитель компании «Гроспирон». — К сожалению, мы получили упаковку не той толщины и не того качества, поэтому производственная линия смогла проработать только пятнадцать минут. На этом эксперимент закончился. Конечно, мы работаем над этой проблемой. Сегодня у нас десять производственных линий. Одна из них, скажем так, условно готова, еще одна готова в меньшей степени, про остальные и говорить нечего. Будем пробовать наклеивать этикетки с кодами. Конечно, типографским способом наносить маркировку проще, но типография, с которой мы работаем, к этому, к сожалению, не готова. А те, которые готовы, находятся за пределами Сибирского федерального округа. Я рекомендую всем производителям молочной продукции проработать альтернативные способы нанесения маркировки, иначе типографии захлебнутся.

По словам директора фабрики ОАО «Новосибхолод» Юрия Пронина, его предприятие тоже участвовало в эксперименте. И тоже столкнулось со множеством проблем.

— Если наносить коды самостоятельно, надо устанавливать на производственную линию специальные принтеры, а это значит, про гарантию в этом случае можно забыть, — отмечает Юрий Пронин. — Другой момент: чтобы нанести код на упаковку и считать его на кассе магазина, необходимо изменить ее дизайн и предусмотреть белое поле размером 15 на 15 миллиметров для Data Matrix. Сейчас новые упаковочные материалы, как и остатки старой упаковки, у нас без такого поля, что приведет к массовому списанию и риску остаться без упаковки в сезон 2021 года. Что же касается пергамента, фольги и картона, то вообще непонятно, как на них наносить коды. И никто не может ответить на этот вопрос.

Вопросы без ответов

По мнению Юрия Пронина, сбор, обработка и передача кодов также являются уязвимыми местами системы маркировки. Ежегодно производитель мороженого будет подавать отчет о вводе в оборот в среднем 150 миллионов кодов. Так как срок хранения мороженого два года, количество кодов в базе данных увеличится ровно в два раза. Справятся ли серверы ЦРПТ с таким количеством информации? Не случится ли сбой или даже потеря данных?

Большие сложности испытывают и типографии. Дело в том, что оборудование, которое наносит коды на упаковку, исключительно импортное, стоит дорого, а сейчас все кинулись его покупать. Есть риск не успеть к сроку. Кроме стоимости оборудования, типографиям придется нести и другие расходы — на специальные несмываемые чернила, утилизацию отходов, зарплату персонала, который обязательно придется набирать дополнительно. Непонятно, как наносить маркировку на пластиковые бутылки и стаканы, а также на тетрапаки — такого оборудования в регионе пока просто нет.

Есть и другие вопросы без ответов. Например, многие торговые сети сегодня имеют собственные торговые марки. Кто будет покупать для них коды — производители или сами ретейлеры? Или взять весовые сыры — как заносить их вес в систему? По словам Сергея Ситкина, пока что единой концепции на этот счет нет, а до 1 июня осталось всего три месяца. Ясно одно: предстоит огромная работа.

КОММЕНТАРИИ
Андрей ГОНЧАРОВ, министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области:
— Введение маркировки, в принципе, для нас не новость, этот процесс идет в нашей стране уже несколько лет. Обязательной маркировке уже подверглись, к примеру, фотоаппараты, автомобильные шины, духи. Совсем недавно пришлось проводить маркировку лекарств, и все мы помним, что тогда далеко не все прошло гладко. Хотелось бы, чтобы с молочной продукцией подобного не было. На время переходного периода в Новосибирской области создан оперативный штаб под руководством заместителя губернатора Сергея Семки, чтобы подготовить всех участников рынка к введению обязательной маркировки, выявить возможные слабые места. Напомню, что обязательная маркировка мороженого и сыров вводится с 1 июня нынешнего года, поэтому времени осталось не так много. Министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства будет работать в этом направлении совместно с министерством сельского хозяйства региона, так как именно это ведомство курирует пищевые производства Новосибирской области.

Виктор АПАНАСЕНКО, заместитель министра сельского хозяйства Новосибирской области:
— В Новосибирской области в последние годы наблюдается положительная динамика по производству молока — в минувшем году было произведено 822 тысячи тонн, в том числе 640 тысяч тонн — сельскохозяйственными предприятиями. Переработкой молока сегодня занимаются 84 предприятия. В прошлом году мы наблюдали рост производства пакетированного молока, сливочного масла, мороженого. Сыров произвели столько же, сколько в 2019 году. А вот по сухому молоку и кисломолочной продукции в 2020 году был некоторый спад. Сегодня два новосибирских предприятия приняли участие в эксперименте по введению обязательной маркировки своей продукции. Но он получился неудачным — оба участника отмечали ряд проблем, в частности нехватку необходимого оборудования. В свое время правительство региона обращалось в федеральный Минсельхоз с просьбой отсрочить введение обязательной маркировки на год, и это было сделано.
Но больше отсрочек не будет, и только крестьянско-фермерские хозяйства имеют право не маркировать свою продукцию до конца 2022 года. На 15 февраля 16 предприятий — производителей молочной продукции региона уже зарегистрировались в системе «Честный знак», в том числе племзавод «Ирмень» и Сузунский маслозавод. Региональный минсельхоз постоянно мониторит эту ситуацию.