USD 76.4556 EUR 90.3552

Сделка онлайн

Инна ВОЛОШИНА
Фото Алексея ТАНЮШИНА
Фото Алексея ТАНЮШИНА

Права на недвижимость теперь можно регистрировать в электронном виде

Сотрудники МФЦ региона вместе со специалистами Росреестра и новосибирского филиала кадастровой палаты осваивают современные технологии.

С 3 июня в нашей области внедрен новый программный продукт для регистрационных действий с недвижимостью. Теперь эти операции можно совершать через систему «Мои документы», к которой мы уже привыкли и которая нам сейчас здорово облегчает жизнь.

Напомним, что в нашем регионе действует государственная программа «Повышение качества и доступности предоставления государственных и муниципальных услуг в Новосибирской области», одной из главных целей которой как раз является совершенствование работы многофункциональных центров.
И, судя по всему, эта программа достаточно эффективна: 97,5 процента обратившихся в офисы «Мои документы» (МФЦ) удовлетворены качеством оказываемых там услуг.

МФЦ в режиме пандемии

Как и вся страна, сеть многофункциональных центров сегодня переживает не самые лучшие времена в связи с пандемией коронавируса. По словам директора ГАУ НСО «МФЦ» Натальи Бабушкиной, центры не закрывались ни на день, но с 6 апреля они работают по предварительной записи. И приучить наших сограждан к тому, что сначала надо записаться, а потом уже приходить, было очень непросто. Тем более что во многих случаях приходить в МФЦ совсем необязательно.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

— Хочу подчеркнуть, что сегодня очень много услуг можно получить в электронном виде. По ним мы составили и выложили на нашем сайте специальные памятки, в которых детально, по шагам расписано, на какой портал надо зайти и что именно надо сделать, чтобы получить ту или иную услугу, — рассказала Наталья Бабушкина. — Тем более что сегодня внесены соответствующие изменения в федеральное законодательство, и, чтобы, скажем, заменить права или получить паспорт, совершенно необязательно приходить в МФЦ. То есть приходить, конечно, нужно, но лишь для того, чтобы забрать готовый документ. А заявку на получение можно подать через портал госуслуг.

На прием запишет Николай

— Сегодня портал госуслуг работает нормально, нареканий нет, и, потратив буквально три минуты, можно подать заявление и получить 10 тысяч рублей, о которых идет речь. Насколько мне известно, первые заявители деньги уже получили, — сказала Наталья Бабушкина. — Естественно, в период распространения коронавируса МФЦ работают, соблюдая все предписанные меры безопасности — маски, антисептики и так далее. Но без записи туда приходить не стоит. Записаться можно на сайте МФЦ, при помощи мобильного приложения или по телефону 052. Мы увеличили штат работников call-центра. Кроме того, мы обучили робота Николая отвечать на вопросы по детским пособиям, а сейчас учим его записывать людей на прием и перезванивать им, чтобы напомнить. Почему это так важно? Дело в том, что примерно 30 процентов записавшихся в назначенное время не приходят, но запись при этом не отменяют, и из-за этого ежедневно примерно 3  тысячи человек не могут к нам попасть, так как время занято.

Иными словами, несмотря на все сложности, МФЦ встроились в новую реальность и продолжают работать в полную силу, подтверждая тем самым тезис, что кризис — это время новых возможностей.

— Совместно с Росреестром и кадастровой палатой мы обучили специалистов работать с новым программным продуктом для совершения регистрационных действий в сфере недвижимости, а также для приема в МФЦ документов на услугу по регистрации прав и постановке на кадастровый учет, — сообщила Наталья Бабушкина. — В тестовом режиме мы опробовали работу всех новых сервисов. Возможно, первое время будут какие-то перебои, прошу отнестись к этому с пониманием, но это ничто по сравнению с теми возможностями, которые он открывает.

Одна операция вместо двух

И действительно, каждый, кто хоть раз в жизни продавал, покупал или менял квартиру, не понаслышке знает, сколько кругов ада надо пройти, чтобы собрать полный пакет документов для регистрации сделки с недвижимостью. Конечно, можно поручить это риелторскому агентству, но тогда придется отдать за услуги кругленькую сумму. Кто же не хочет сэкономить?

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Как отмечают в министерстве экономического развития региона, внедрение нового продукта направлено на оптимизацию регистрационных процедур, сокращение документооборота, расширение возможностей онлайн-взаимодействия с гражданами, сокращение расходов граждан.

— Мы наконец-то дожили до времени, когда в Новосибирской области внедряется новая федеральная государственная информационная система «Единый государственный реестр недвижимости», — отметила руководитель Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новосибирской области Светлана Рягузова. — В 54 регионах России эта система уже работает. Она направлена прежде всего на то, чтобы упростить порядок подачи документов на регистрацию сделок с недвижимостью и сократить сроки государственной регистрации. Теперь все это можно делать в электронном виде. Раньше было два реестра — государственный кадастр недвижимости и государственный реестр прав. Теперь из этих двух систем вся информация перенесена в одну, которая к тому же действует на всей территории Российской Федерации. Раньше общая база данных тоже была, но она действовала только на территории Новосибирской области.

Какие же возможности дает новая система? Как пояснила Светлана Рягузова, раньше постановка объекта недвижимости на кадастровый учет и государственная регистрация этого объекта были разделены, это были два разных процесса. Теперь, с введением новой информационной системы, обе эти операции будут выполняться одновременно. Кроме того, допустим, житель Новосибирска приобрел недвижимость в Москве и решил ее зарегистрировать. Раньше тоже была возможность сделать это, не выезжая в столицу, но теперь заявку можно подать онлайн, а значит, специалист в Москве сразу же ее увидит, что, естественно, существенно сократит срок предоставления услуги. На сегодняшний день такое взаимодействие налажено уже с 54 российскими регионами, перешедшими на новый программный продукт, а до конца 2020 года все субъекты Российской Федерации будут работать в новой системе.

Пять минут вместо трех дней

По словам Светланы Рягузовой, в программе будут созданы дополнительные сервисы. Например, онлайн-заказ выписки из ЕГРН об объекте недвижимости без электронной подписи. При этом данные о заявителе будут загружаться автоматически из личного кабинета на портале госуслуг, а характеристики недвижимого имущества — напрямую из новой информационной системы. Благодаря этому можно будет получить выписку через пять минут вместо трех дней. Также при подаче документов в новой программе, указав в заявлении свою электронную почту, гражданин автоматически будет получать информацию о поступлении документов в Росреестр и принятых решениях.

Как отметила Светлана Рягузова, внедрение новой информационной системы произошло весьма своевременно. Несмотря на то что общее количество обращений граждан из-за пандемии коронавируса снизилось, на 30 процентов выросло число электронных заявлений. Сознательные граждане, соблюдая режим самоизоляции, решили отложить проведение сделок с недвижимостью до лучших времен, а те, кто в силу разных причин не смог этого сделать, предпочли общаться со специалистами Росреестра удаленно.

Комментарии