USD 76.4556 EUR 90.3552

«Давайте-ка я вам программку установлю...»

Екатерина СОСНИНА
Фото Юлии НАЗАРЕНКО
Фото Юлии НАЗАРЕНКО

В век IT-технологий цифровая безграмотность нередко ставит людей в неловкое положение и может дорого обойтись

В редакцию «Советской Сибири» обратилась жительница Новосибирска. По ее мнению, она столкнулась с необычным видом мошенничества, о чем и поспешила рассказать журналистам.

Мы попытались разобраться, действительно ли читательница стала жертвой жуликов или попала в неприятную ситуацию из-за того, что плохо разбирается в гаджетах. Так или иначе, сотни новосибирцев ежедневно оказываются в затруднительном положении из-за того, что не владеют знаниями в области цифровых технологий. Для решения этой проблемы в регионе действует программа по повышению цифровой грамотности населения, в том числе и на финансовом рынке. В первую очередь это касается пенсионеров, поскольку они чаще всего становятся жертвами мошенников.

У цифровой грамотности много плюсов, помимо безопасности. Региональное министерство цифрового развития и связи в союзе с некоммерческими организациями реализуют ряд полезных проектов в этой области. Это и социальная адаптация пожилых людей к современной информационной среде, и обучение работе с порталом госуслуг и мобильными решениями в повседневной жизни. Ведь с помощью Интернета можно не выходя из дома оплачивать коммунальные услуги, вызывать такси, отслеживать ситуацию на транспорте, рассчитывать маршрут, заказывать лекарства.

Но в этой статье речь пойдет все-таки о безопасности — о том как не лишиться денег, не потерять контроль над картой, где лежит зарплата или пенсия...

«Купилась» на кешбэк

Любовь Березина уже много лет покупает продукты в одном и том же гипермаркете. Рассчитывается почти всегда наличкой. Но в этот раз женщина воспользовалась банковской картой.

«А вы знаете, у нас для покупателей, предпочитающих безналичный расчет, действует специальная программа лояльности, — заговорщически сообщила кассир. — Чтобы получать бонусы, нужно установить специальную программу на телефон». Любовь Березина пожала плечами, сказав, что не сильна в гаджетах. «Так давайте я вам помогу», — расплылась в улыбке кассир.

Пока сотрудница магазина сосредоточенно тыкала в экран чужого телефона, к кассе выстроилась очередь, люди начали сдержанно возмущаться. Не дожидаясь, когда поднимется буря негодования, кассирша вернула телефон, сказав, что установить нужную программу у нее почему-то не получилось.

Вскоре после этого эпизода телефон нашей читательницы начал вести себя странно: самостоятельно поменял «обои» на экране, переставил местами «иконки». Открыв в очередной раз базу данных, Любовь Березина заметила, что некоторые сохраненные контакты исчезли, зато появились данные совершенно незнакомых ей людей. Удивленная женщина обратилась в офис оператора связи, и там обнаружили признаки взлома.

— На телефон была установлена программа удаленного доступа. Она позволяет следить за обладателем гаджета. Если к телефону привязана банковская карта, то на том конце узнают о всех перемещениях денежных средств, — объясняет IT-специалист Сергей Кощеев. — Такие программы мошенники под разными предлогами устанавливают на телефоны пенсионеров, ведь пожилые люди плохо разбираются в гаджетах и могут попросту не понять, какую «услугу» им оказали. В теории злоумышленники, обладающие такой программой, могут похитить деньги с банковской карты обладателя телефона.

Не давайте телефон в руки чужим людям

Мы взяли пенсионерку за руку и пошли в банк, на карту которого приходит ее пенсия. В финансовой организации посоветовали либо заблокировать карту, либо сменить номер телефона.

— Даже если вы не храните на банковской карте больших сумм, опасность в том, что, пользуясь похищенными персональными данными, на вашу карту кто-то может оформить кредит, — пояснила консультант банка Ксения Килина. — Потом потребуется много времени и сил, чтобы доказать, что это не вы.

Если к телефону привязана банковская карта и есть подозрение, что кто-то, кроме вас, имеет доступ к нему, специалисты советуют либо менять номер, либо выполнять «перепрошивку» программного обеспечения телефона.

— И то и другое имеет побочные эффекты, — продолжает Сергей Кощеев. — При смене номера придется потратить много времени, чтобы сообщить об этом всем, с кем вы были на связи до этого. А в результате перепрошивки могут исчезнуть некоторые данные, хранящиеся в электронной памяти гаджета.

Наша читательница, к счастью, не пострадала. Однако, чтобы избежать подобных проблем впредь, Сергей Кощеев советует не давать телефон в руки чужим людям, ну и, конечно, повышать свою цифровую грамотность.

Задача национального масштаба

Повышение цифровой грамотности населения — один из разделов национальной программы «Цифровая экономика РФ». За грамотность отвечает федеральный проект «Кадры для цифровой экономики». Он имеет несколько направлений. В первую очередь это подготовка высококвалифицированных кадров, поддержка талантливых школьников и студентов, а также содействие гражданам в освоении цифровой грамотности и основ цифровой экономики.

В Новосибирской области проект «Кадры для цифровой экономики» успешно реализуется. Дети начинают изучать основы информатики буквально с детского сада. Для пожилых людей занятия организуются Пенсионным фондом, министерством труда и занятости совместно с банками и другими структурами.

Новосибирская область, как регион с высоким научным потенциалом, внедряла цифровые технологии еще до того, как была принята национальная программа. Поэтому региональные программы синхронизированы с национальной и адаптированы таким образом, чтобы ее гармонично дополнять.

КОММЕНТАРИЙ
Наталья ЖУЛАСОВА, старший референт отдела информации и общественных связей ГУ МВД России по Новосибирской области:
— Мошенничества, совершенные в отношении пользователей сети Интернет, в последнее время получают большое распространение. Схемы могут быть самые разные. Жертвами, как правило, становятся пожилые люди. Гражданам, имеющим престарелых родственников, соседей, знакомых, необходимо разъяснить им, какие способы мошенничества существуют, как вести себя при получении звонков и сообщений мошеннического характера, каковы признаки мошеннических действий.
Если пожилой человек получает пенсию на банковскую карту, то предложите свою помощь в снятии с карты денежных средств либо посоветуйте передать карту родственнику. Если при мошенничестве была получена информация о банковской карте, то необходимо позвонить по телефону, указанному на карте, и заблокировать ее.
Для предотвращения мошенничеств также рекомендуем не распространять сведения о мобильных номерах с их привязкой к анкетным данным, не указывать мобильные номера на социальных страницах, в подаваемых в Сети объявлениях не указывать рядом с номером сотового телефона имя и фамилию, адрес места жительства и другую личную информацию. Не использовать в Интернете номера своих мобильных телефонов, к которым привязаны банковские карты и которые используются для работы в «мобильном банке».

Продолжение истории

Комментарии