USD 97.1320 EUR 102.7460
 

Нешуточные страсти, или Лекарство от производственного пессимизма

Павел РАЗУВАЕВ
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»

Соглашение профсоюзов, работодателей и власти гарантирует минимум 15 тысяч зарплаты.

Сократить разрыв в оплате труда топ-менеджеров и работников, снизить производственный травматизм и повысить минимальную зарплату поможет соглашение между профсоюзами, работодателями и правительством Новосибирской области. Новый документ серьезно отличается от прежнего трехлетнего соглашения. Важнейшее новшество: зарплату жестко привязали к общероссийскому минимальному размеру оплаты труда (МРОТ).

До сих пор мы жили и работали по установленным в 2017 году правилам. Тогда аналогичный документ определял зарплатную минималку по отраслям: для бюджетников — 9 030 рублей, для организаций внебюджетной сферы — 10 000 рублей. До нынешнего официального МРОТ в 11 280 рублей в месяц такие зарплаты не дотягивали.

МРОТ плюс 25 процентов

В 2020 году МРОТ в России увеличился сразу на 850 рублей, и с 1 января минимальный размер оплаты труда составляет 12 130 рублей. Минимум, ниже которого нам платить не имеют права. Но учтем еще один немаловажный нюанс: субъекты РФ могут установить повышающий коэффициент. В Новосибирской области новое трехстороннее соглашение определило его до 2022 года в размере 25 процентов. Так что зарплатный минимум в нашем регионе отныне — 15 тысяч 162 рубля 50 копеек.

Перед подписанием соглашения страсти разгорелись нешуточные. Работодателям любое повышение зарплат — дополнительные расходы. Они пытались сторговаться хотя бы на 20 процентах регионального коэффициента.

— Поначалу работодатели вообще предлагали не упоминать в соглашении конкретные цифры этой надбавки к МРОТ, — раскрывает нюансы переговоров о наших зарплатах заместитель председателя Федерации профсоюзов Новосибирской области Василий Москвин. — Хотели ограничиться фразой, что будем стремиться к повышению заработка людей от МРОТа до минимального потребительского бюджета, который сейчас около 20 тысяч рублей. Мы, проф­союзы, не согласились. А то они на десять рублей зарплату повысят и скажут, что свои обязательства уже выполнили.

Более того, осталось в соглашении и положение, что в течение трех лет минимальную зарплату в области все-таки необходимо повысить до стоимости минимальной потребительской корзины. Кстати, нелишне напомнить, что, если ваш шеф платит работникам меньше МРОТ, его вполне могут оштрафовать на пятьдесят тысяч рублей.

Концепция «нулевого травматизма»

Прописаны в новом соглашении между работодателями, правительством и профсоюзами и дополнительные обязательства по реализации национальных проектов. Еще одна особенность — акцент на безопасных условиях труда.

— Мы договорились, что в ближайшие три года, в период действия нового соглашения, принимаем на себя обязательства по внедрению в организациях нулевого травматизма, — заявил на церемонии подписания документа губернатор Андрей Травников. — Это качественно иной подход к безопасности и гигиене труда. Его цель — снижение травматизма, а самое главное — сохранение жизни и здоровья людей.

Что может помочь уменьшить количество несчастных случаев на производстве? Ведь очевидно, что мало просто «договориться», необходимо наполнить этот договор конкретными мероприятиями и не пожалеть на них денег.

— Как это будет организовано — вот в чем вопрос, — прокомментировала инициативу руководитель Ассоциации крестьянских хозяйств и сельхозкооперативов Новосибирской области Алла Хмелева. — Если это опять очередные отчеты и приезды контролирующих органов, то, конечно, станет не лучше, а хуже. А вот если, например, помогут крестьянским хозяйствам приобрести более современную и безопасную технику, то и травматизма станет меньше. Конечно, хотелось бы, чтобы такого рода документы были в первую очередь действенными.

От планов к конкретике

Активное сотрудничество проф­союзов, работодателей и власти берет начало в 1991 году. С тех пор оно изменилось кардинально. Если поначалу в соглашении преобладали расплывчатые формулировки о планах на светлое будущее, то теперь договор подкрепляется конкретными обязательствами. На три года вперед стороны взяли на себя 25 совместных обязательств и 133 персональных.

Профсоюзы должны исполнить 36 обещаний, работодатели — 42, правительство области — 55. Даже судя лишь по этим цифрам, легко понять, насколько большую работу придется провести всем заинтересованным сторонам, чтобы решить обозначенные в соглашении проблемы.

— Добиться поставленных целей будет непросто, — говорит директор производственной компании «Обувь России» Сергей Юнг, — но участники соглашения это отлично понимают. Ведь работодатели, профсоюзы и представители власти — конгломерат, который и должен создать среду — неопасную для работодателя, комфортную для сотрудников предприятий и устраивающую власть.

Зарплата — по-честному

Одна из задач, которую участники соглашения обязались решить до конца 2022 года, — снижение межотраслевой дифференциации в оплате труда. Постараются они минимизировать и необоснованную разницу между доходами начальников и сотрудников. Звучит многообещающе, не правда ли? Как это будет выглядеть в действительности, пока понять сложно.

— Суть положения об оплате труда нашего предприятия остается неизменной с семидесятых годов прошлого века, — приоткрывает тайны начисления зарплаты начальник отдела экономики и учета племзавода «Ирмень» Татьяна Белова. — Все специалисты, включая руководителя, получают зарплату в зависимости от средней заработной платы механизаторов и животноводов. Есть такой механизм расчета. Вот мой должностной оклад — пять тысяч рублей. Но он пересчитывается на тарифные ставки механизатора, плюс премиальные выплаты за хорошо выполненную работу, и в итоге получается достойный оклад.

К повышению регионального МРОТ на племзаводе отнеслись спокойно. На 2020 год здесь уже запланировали рост зарплаты на 10 процентов, что обойдется в 50–60 миллионов рублей. Но на стабильном производстве об этом думают заранее, чтобы не увольнялись квалифицированные специалисты в поисках лучшей доли.

Соглашение подписано в двенадцатый раз. И если в девяностых годах прошлого столетия работодатели еще пытались найти способы обойти установленный минимальный размер оплаты труда, то сегодня его уже воспринимают как должное.