USD 76.4667 EUR 90.4142

Да заменят ли труженика роботы?

Юрий ШУВАЕВ
Иван ГОВОРУХА: «Благодарю односельчан за труд, и пусть новый год принесет вам много радостных событий, душевный покой, тепло и уверенность 
в завтрашнем дне!». Фото Юрия ШУВАЕВА
Иван ГОВОРУХА: «Благодарю односельчан за труд, и пусть новый год принесет вам много радостных событий, душевный покой, тепло и уверенность в завтрашнем дне!». Фото Юрия ШУВАЕВА

Каким аршином можно измерить количество и качество плюсов и минусов жизни на селе

Под Новый год интересный разговор «за жизнь» состоялся у корреспондента «Советской Сибири» с Иваном Говорухой, руководителем ЗАО «Коневское».

Хозяйство известное, наша газета часто задает Ивану Васильевичу вопросы и при встрече, и по телефону, и он охотно выступает экспертом. В этот раз спешим к нему в хозяйство, в село Конево, что в сорока километрах от Краснозерского.

Ведем разговор, что называется, за жизнь и пытаемся разобраться, почему желание сельского жителя «выбиться в люди» означает непременно получение высшего образования и «непыльную» работу в городе. Почему мы имеем миллионы юристов, экономистов и людей прочих профессий, которыми сегодня перенасыщен рынок труда, а с другой стороны — наблюдаем упадок сельскохозяйственного производства.

О мотивации и не только

— Не работа в сельском хозяйстве и не зарплата заставляют молодежь бежать из деревни в город, а в первую очередь бытовые условия, — уверен руководитель акционерного общества. — Кому сегодня охота вставать спозаранку и идти топить печь? А прежде чем ее протопить, надо еще летом заготовить дрова, привезти уголь. Опять же, не у всех есть возможность провести водопровод в дом. Летом баню хоть каждый день топить можно, а зимой? Вот и бежит молодежь к городскому комфорту.

Рассуждая с Иваном Васильевичем о скудном сельском быте, решили, что улучшить условия можно, если стараться да зарабатывать побольше. А тогда и воду в дом, и душ горячий, и все что хочешь можно сделать. Но опыт показывает, что большинство среди селян составляют люди, которых работать не заставят ни деньги, ни власть, ни слава, потому что они им не нужны. А что нужно?

— Ну не приживаются у нас системы мотивации труда! В городе еще куда ни шло, а в деревне никак! Если раньше мы в школе дежурили, так парты поднимали, швабру в руки — и вперед, а теперь это запрещено. Работали на школьном огороде, сколько картошки для школьной столовой сажали весной и убирали осенью! Работать и в совхозе приходилось — на сенокосе, на ферме. А теперь — нельзя! Мы сегодня не приучаем к труду с детства, а чрезмерно опекаем: туда не ходи, сюда не лезь. Вот отсюда и отсутствие мотивации. Привыкли довольствоваться малым. Но, к счастью, не все такие. Есть те, кто держит хозяйство, старается заработать копейку. У них и автомобиль в гараже, а то и не один, и с бытом все в порядке.

Варить чугун или думать о гламуре

В былые времена люди, занятые самыми разными профессиями, собирали урожай, добывали уголь, варили чугун, строили дома, о чем отчитывались перед всей страной с экранов телевизоров, со страниц газет. При этом людям у телеэкранов было чем гордиться и не было нужды беспокоиться за завтрашний день.

— Сейчас хоть по телевизору, хоть по Интернету — один гламур, — с досадой замечает хозяин кабинета. — Молодежь смотрит и говорит: «И я так хочу жить!» Едут в город, думая, что их там ждет шик и блеск, а сталкиваются совсем с другой реальностью. А все потому, что перестали показывать человека труда. Где сюжеты о трудовых подвигах, династиях сталеваров или комбайнеров? Покажите мне учебник, где на первой странице летчики-полярники, моряки на рыболовецких судах или ткачиха у станка. У нас на первом плане артисты, спортсмены, депутаты, банкиры и… стилисты.

Парадокс объясняется просто

Когда-то в селе Конево проживало около 1 100 человек, теперь осталось примерно 700, и тенденция к сокращению населения сохраняется. Притом что в Конево вся сельская инфраструктура работает: Дом культуры, ФАП, школа, детский сад, магазины. И вот парадокс: при сокращении населения кадрового голода хозяйство не испытывает, по крайней мере пока. А объясняется все просто. Там, где раньше работали десять комбайнов, теперь справляются пять. Построили современные доильные залы — людей вполне стало хватать. В хозяйстве уже задумываются о ферме роботизированной.

— Мы вынуждены искать решения — технологические, технические. И если к нам завтра придет молодежь, то мы не сможем создать новые рабочие места. Но беспокоит другой момент — уйдут пенсионеры, которых в хозяйстве немало, и заменить их будет трудно. Конечно, у каждого человека свои приоритеты, каждый сам для себя взвешивает плюсы и минусы жизни в селе. И каждый по-своему прав. Выбор за молодыми. Сегодня им решать, каким быть селу. Но не стоит забывать, что деревня была, есть и останется житницей России.

Комментарии