USD 63.1697 EUR 70.3395

Красоту — на высоту

Татьяна РЕШКЕ
Свыше 250 заинтересованных предпринимателей и экспертов собрала площадка Второго Новосибирского торгового форума, посвященная горячему вопросу: как должна выглядеть малоформатная торговля на улицах города?   Фото из архива ИД «Советская Сибирь»
Свыше 250 заинтересованных предпринимателей и экспертов собрала площадка Второго Новосибирского торгового форума, посвященная горячему вопросу: как должна выглядеть малоформатная торговля на улицах города? Фото из архива ИД «Советская Сибирь»

К 2023 году в Новосибирске появится шесть гостевых маршрутов, по которым будут передвигаться гости города, прибывшие на молодежный чемпионат мира по хоккею. По планам муниципалитета, на этих улицах должно быть прекрасно все: и рекламные конструкции, и фасады зданий, и автобусные остановки. И торговые точки — тоже.

Сегодня в Новосибирске работает более трех тысяч объектов малоформатной торговли. Как сложится их судьба? Как изменятся улицы мегаполиса в преддверии чемпионата? Обсуждая эту тему, участники Второго Новосибирского торгового форума «скрестили копья» на площадке круглого стола, посвященного малоформатной торговле.

Радостью по поводу «маленькой победы» поделился Иван Фаткин, начальник отдела дизайна городской среды департамента строительства и архитектуры мэрии города Новосибирска. Он напомнил, что 1  ноября был принят «кусочек дизайн-кода», касающийся рекламных и информационных конструкций. Теперь надо принять дизайн-код в отношении торговых точек — решить, как должны выглядеть киоски, павильоны, автолавки, елочные базары и тому подобные конструкции. А для этого нужно посмотреть, как торгуют в других городах, и сделать выводы.

Впрочем, поборникам красоты и единообразия посоветовали не впадать в крайности.

— Архитектура — она же у нас застывшая музыка, а музыку все любят разную, и художественное понятие индивидуально, — подчеркнул модератор дискуссии Игорь САЛОВ, председатель комиссии по научно-производственному развитию и предпринимательству Совета депутатов города Новосибирска. Депутат призвал искать «свежий взгляд на проблему».

Фото из архива ИД «Советская Сибирь»

Пока торговые точки выглядят, например, вот так... Фото из архива ИД «Советская Сибирь»

Свое мнение высказал эксперт федерального уровня — Никита КУЗНЕЦОВ, директор департамента развития внутренней торговли, системы цифровой маркировки товаров и легализации оборота продукции Минпромторга РФ.

«Тотальное единообразие — явление вредное», заявил спикер:

— Представьте, едете вы по улицам города и видите, что все объекты одинаковые. Это не очень здорово. Что важно для города? Общие требования по эстетике плюс габариты. Где-то можно предписать более жесткие правила — в исторических местах, а где-то — ограничиться голосованием.

Никита Кузнецов предложил разработать некое типовое решение, но жестких требований к внешнему виду торговых точек не вводить.

А еще посоветовал сосредоточиться на функционале. Если торговая точка приносит доход и привлекает покупателя, то есть реально выполняет свои функции, можно ли назвать ее некрасивой? Кто поручится, что навязанный дизайн не окажется чем-то вроде «колонны, приделанной к самолету»? Это будет и не­­уместно, и нефункционально. А значит, о какой красоте речь?

Представители бизнеса поддержали это мнение. Маргарита ИПАТЬЕВА, директор ООО «Подорожник-Новосибирск», считает, что унифицировать бизнес категорически неправильно.

— Поверьте, мы разрабатывали дизайн объектов, хотели украсить улицы, добавить теплоты в души гостей города, использовали качественные материалы, — заверила Маргарита Ипатьева и напомнила, что один объект малоформатной торговли стоит от одного до четырех миллионов рублей. Причем окупается не быстро. — Как быть? Нужно создать комиссию с участием предпринимателей, городских структур. Оценивать объекты, и тем, которые не соответствуют требованиям, давать реальные сроки на замену или реконструкцию.

Еще один вопрос, прозвучавший на круглом столе, — «умные остановки» на гостевых маршрутах. Замначальника департамента промышленности, инноваций и предпринимательства мэрии Новосибирска Виталий ВИТУХИН отметил, что некоторые мини-барахолки, «украшающие» улицы, будет очень трудно сделать частью полноценных остановочных пунктов. Их придется реконструировать или убирать. Это тоже беспокоит предпринимателей.

— 600 торговых нестационарных объектов будут закрыты, снесены, — выразил опасения Константин КОВЕЗА, представитель Ассоциации малоформатной торговли. — 2 500 граждан, жителей города, лишатся работы. Это не только продавцы. Это логистические службы, менеджмент, службы клининга…

Резюмируя сказанное на обсуждении, Игорь Салов подчеркнул, что архитектурно-художественный регламент на стадии разработки, следовательно, возможны коррективы.

— Архитектурно-художественный регламент — это нормативно-правовой акт, который будет подписываться мэром, — подчеркнул модератор. — Тем более ценно, что нам не предлагают готовый документ, а идет его обсуждение. Думаю, обмен мнениями положительно повлияет на качество конечного продукта.

04619-10.jpg

КОММЕНТАРИЙ
Андрей ГОНЧАРОВ, министр промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области:
— Нашему региону есть чем встретить гостей, но чемпионат мира — уровень особый. Люди приедут с особыми ожиданиями в отношении Сибири, России, поэтому хотелось бы, конечно, чтобы были «фишечки» — в том числе гастрономические. Думаю, к чемпионату мира наши рестораторы хорошо подготовятся и накормят гостей вкусно, красиво, быстро, удобно и тепло. Для многих туристов частью поездки станут не только спортивные события, но и знакомство с нашим краем, и в 2023 году нам будет чем удивить гостей.

Комментарии