USD 69.3372 EUR 75.4062
 

Химия и техника vs снег

Татьяна РЕШКЕ
При возникновении чрезвычайных ситуаций на дороге в городе нужно обращаться по телефону 051, напоминают специалисты департамента по чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе мэрии Новосибирска. Фото из архива ИД «Советская Сибирь»
При возникновении чрезвычайных ситуаций на дороге в городе нужно обращаться по телефону 051, напоминают специалисты департамента по чрезвычайным ситуациям и мобилизационной работе мэрии Новосибирска. Фото из архива ИД «Советская Сибирь»

Мощные средства борьбы с гололедом вызывают жаркие споры в соцсетях. Так, горожане бьют тревогу по поводу реагента «Бионорд» — насколько разрушительно он влияет на обувь, технику, собачьи лапы и в целом на экологию мегаполиса? И  если, предположим, отказаться от реагентов, что тогда? Как спастись от гололеда — особенно при таких резких температурных перепадах, как сейчас?

Обеспокоенные горожане уже окрестили «Бионорд» «адской смесью». В частности, наши соседи, жители Красноярска, сообщают, что их «город погряз в грязи». На машинах белая солевая корка, животные получают ожоги. Авторы петиции опубликовали ее в интернете с требованием «Хватит травить «Бионордом» Красноярск», пользователи соцсетей поднимают вопрос о том, не нарушены ли технологии использования реагента.

Волна тревоги охватила и Новосибирск. Да, химия помогает бороться с гололедом. Кстати, уже второй зимний сезон. Но...

— Резину соль не разъедает, шины просто белеют, и все. А вот на раму, кабину — да, влияет. Даже отмыть машину очень тяжело, — делится наблюдениями водитель эвакуатора Евгений, часто выезжающий за пределы Новосибирска. — Картина такая: едет машина, посыпает трассу, и вскоре дорога уже мокрая. Вода бежит! А потом все это застывает на морозе, и получается катушка. Приехал — автомобиль весь белесый, в грязи. Не спорю, обрабатывать дороги нужно, но когда посыпали песком, вроде как было нормально. Как повлияют реагенты на кузов? Увидим весной.

Жалко не только железных коней, но и четвероногих друзей. Хозяева собак сетуют, что питомцев приходится обувать в башмаки, чтобы не было язв и ранок, а ветеринары напоминают: мойте зверушкам лапы. Мойте чаще. Уберечься от химии поможет гигиена, а обувь для собак — это неудобно.

— Гулять с собаками по главным улицам, где рассыпают соль и реагенты, не стоит. Бывают гиперчувствительные собаки, и надо мыть им лапы после прогулки с мылом, самым обычным. Чтобы не было ожогов, есть специальный воск, к которому не прилипает никакая смесь, — он придуман зоокомпаниями, чтобы обрабатывать лапы, — советует главный врач одной из вызывных ветслужб города Лилия ХОРЖЕВСКАЯ.

В прошлом году «Бионорд» применяли вместе с песко-соляной смесью, и твердый реагент доказал свою эффективность при низких температурах. Нынешней зимой решено отказаться от песко-соляной смеси, чтобы летом было меньше пыли. Теперь есть надежда, что «песчаные бури» на городских улицах прекратятся. К слову, экологи и медики не раз уже говорили о том, что на частичках пыли концентрируются бактерии и вредные вещества. Теперь в Новосибирске применяют каменную крошку, смешанную с солью (90 тысяч тонн) и «Бионорд» (3 тысячи тонн). Город экспериментирует также с жидким двухфазным реагентом, который раньше не применялся. Таким образом, пыли на улицах меньше, а химии больше. Лучше это или хуже? И с мнением горожан, которые настаивают, что дороги надо не «солить», а расчищать, трудно не согласиться.

Что происходит сейчас? По данным мэрии, с начала сезона по 19 ноября на проезжую часть города высыпано 1 607 тонн «Бионорда» и 8 097 тонн отсева дробления горных пород. Спецтехника для борьбы с гололедом и снегопадами дежурит во всех районах, чтобы не было ЧС.

Фото из архива ИД «Советская Сибирь»

За уборку города отвечают шесть ДЭУ. Прежде всего, они следят за порядкам на магистралях.

Парк спецтехники для содержания улично-дорожной сети насчитывает 496 единиц.

В этом году добавилось 10 машин, в том числе — УАЗы с малоразмерным навесным хозяйством. Эти мобильные авто могут прочищать узкие тротуары.

Есть и универсальные автомобили, которые могут быть переоборудованы как под зимнюю, так и под летнюю уборку улиц.

— Спрашивают: а все ли автомобили готовы к зимнему периоду? Так не бывает, чтобы все. Возможны оттепели в переходный период, поэтому необходимо иметь парк машин, которые могут работать и по снегу со льдом, и сохраняют возможность убирать просто асфальт — листья, мусор и так далее, — объяснил журналистам мэр Анатолий ЛОКОТЬ.

По данным пресс-центра мэрии Новосибирска, 19 ноября на уборку улиц и тротуаров от снега в первую смену вышло более 200  машин. За сутки с городских улиц было вывезено 7 322 кубометра снега, а с начала снегопадов — 47 865 кубометров.

Снег убирали на площади Лунинцев, на улицах Нарымской, Станиславского, Станционной, Мира, Петухова, Гребенщикова, Ипподромской, Октябрьской магистрали, Бугринском мосту, на Бердском шоссе, разъезде Иня, магистральных и второстепенных улицах.

На Немировича-Данченко чистили островки безопасности. Тротуары, мосты, путепроводы и пешеходные переходы приводили в порядок на улицах Зыряновской, Ипподромской, проспекте Димитрова, а также в некоторых других местах города.

На трассах востребован и песок

А сколько единиц техники чистит от снега и льда автотрассы в районах области? Справляются ли эти машины со своими задачами и какими материалами подрядчики обрабатывают поверхность дорог? Ответы на эти вопросы дали специалисты регионального минтранса.

Подрядные организации закупили почти 1,5 тысячи тонн реагентов, которые обещают хорошо показать себя при сильных морозах. Их будут применять на дорогах с высокой интенсивностью движения: Новосибирск — Колывань — Томск, Новосибирск — Кочки — Павлодар, Новосибирск — Ленинск-Кузнецкий и других. Эти реагенты сослужат хорошую службу и на опасных участках — крутых поворотах, спусках и подъемах. Они разрушают структуру льда, позволяя легко очистить дорожное покрытие. Плавящая способность реагентов выше, чем у обычной соли. Процесс плавления запускается, как только состав попадает на лед. Кроме того, для обработки поверхности дорог подрядчики заготовили 103,3 тысячи тонн песко-соляной смеси — этот традиционный материал тоже будет востребован.

СПРАВКА

В ведении министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области находится 12  731 километр автодорог регионального и межмуниципального значения. Их содержанием занимается Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области. На зимний сезон 2019–2020 годов ТУАД заключило контракты с семью подрядными организациями. Подрядчики привели в готовность 1026 единиц техники. Порядок на дорогах будут наводить тракторы со снегоуборочным оборудованием, шнекороторы, погрузчики, комбинированные дорожные машины и другие виды техники. Чтобы выполнить нормативные требования по содержанию автодорог, этого вполне достаточно, сообщили в профильном ведомстве.