О войне и мире, осетинской водке и литературе
Новосибирск в очередной раз всколыхнул литературный фестиваль «Белое пятно», который традиционно проходит при поддержке регионального министерства культуры. В областной научной библиотеке на минувшей неделе собралось столько писателей из разных уголков страны и любителей современной литературы, что, во-первых, было чрезвычайно трудно «разорваться» между аудиториями, где шел разговор с авторами, и, во-вторых, найти свободное местечко. Разумеется, поближе к рассказчику.
Впервые на фестиваль прибыл гость из Северной Осетии — писатель, главный редактор республиканского литературного русскоязычного журнала «Дарьял» Алан Цхурбаев. «Это самая дальняя точка на карте, до которой мне как редактору журнала из Северной Осетии удалось добраться. Но я считаю, несмотря на расстояния, нужно обязательно встречаться, рассуждать о новой прозе и поэзии, о литературе и месте ее в современной жизни», — сказал осетинский гость.
— Алан Игоревич, не замерзли в Сибири?
— Я впервые в Новосибирске, получил много живых впечатлений. Потрясение — ваши меховые шапки, никогда такие не видел. Гулял с удовольствием, мороз был не страшен, я подготовлен.
— Ваш журнал выходит тысячным тиражом. Востребованы такие издания?
— Я всего полтора года возглавляю «Дарьял». Сам до этого многократно в нем публиковался — журнал выходит с 1991 года. Как продвигать толстый литературный журнал в наше время, когда подобные издания повсеместно переживают кризис, даже закрываются? И кстати, закрываются не только печатные журналы, но и литературные сайты, и даже премии, например «Дебют», большое разочарование. Но мы в Северной Осетии сумели сохранить журнальные традиции. У нас выходит целых четыре литжурнала, три из них на осетинском языке. И все востребованы. На них есть подписка, можно купить в розницу. Более того, сейчас мы возродили молодежный номер «Дарьяла», где публикуем произведения юных авторов.
Нужно понимать, как появился наш журнал. В соседней Южной Осетии шла война с Грузией. В Северной Осетии до предела накалены отношения с Ингушетией, через год и здесь начнется война. Кошмарная ситуация, Кавказ горит. И в этот момент у замечательного писателя Руслана Тотрова появляется идея основать журнал, чтобы публиковать произведения подлинной литературы, а не фасадной подделки под нее. На кровавом фоне появляется журнал, который отстаивает гуманистические позиции, призывает отказаться от национализма, задуматься, что кавказским народам нужно объединиться и решать другие проблемы. Решать мирно. И «Дарьял» стал без преувеличения событием, вызвав читательский интерес. Люди хотели и хотят мира, а не войны. Когда журнал, его авторы говорят в унисон с подлинными интересами читателя, а не манипулируют его сознанием, издание будет востребовано.
— Перестать воевать и какие проблемы решать?
— Понимаете, 90-е годы в Осетии — это время, которое даже на фоне 90-х в России выглядит особенным. Все дело в… водке. Была такая осетинская водка, может, кто-то из новосибирцев это тоже помнит. Я потом объясню, как это относится к журналу. Так вот. Малюсенькая Осетия на краю страны снабжала водкой всю страну. Благодаря крайне дешевому спирту, который привозили из Грузии, очень дешевому производству и очень качественной воде, которой славится Осетия, получалась качественная и очень дешевая водка. И все принялись зарабатывать на этом деньги. Если ты возил водку до Краснодара, ты становился богатым, если до Москвы через все кордоны милиции и рэкета, становился сказочно богатым. Если добирался с вагоном водки до Новосибирска, то возвращался и строил в Осетии гигантский особняк, чтобы сказали, что круче твоего особняка нет ни у кого. До сих пор эти особняки — большинство сейчас не заселено — стоят призраками. Памятниками того времени. Тогда, в 90-х, в республику хлынули дикие деньги, а где дикие деньги, там криминал и кровь. Было и хорошее, время было неоднозначным. Денег было столько, что футбольный клуб, владикавказская «Алания», купив лучших игроков, стал чемпионом России по футболу, сместив с пьедестала московский «Спартак». Погонять мяч в маленькую Осетию, о которой никто тогда не слышал, приезжали топовые футбольные клубы. А в это же время всего в каких-то 200 километрах от нас шла ужасная война в Чечне, люди гибли сотнями ежедневно. А у нас какой-то праздник происходил. Это странное противоречивое ощущение дало мощный толчок творчеству. Есть такая известная книга «Встает солнце за селом Дзауга», где автор описывает происходящее: криминал, наркотики, продажные чиновники. Чернуха, конечно. Такой «Заводной апельсин» на осетинский лад. Современная литература Осетии как зеркало отражает жизнь на Кавказе, который и сегодня полон конфликтов, где до сих пор идет перекройка границ. И любая объединяющая сила, как литература, крайне нужна. И я пытаюсь в этом направлении работать.
— Каждый может писать и публиковаться в интернете, нужен ли сегодня писателю печатный журнал?
— Недавно в интернете прочитал интервью с молодой поэтессой, до этого ничего о ней не слышал. И в одном моменте она говорит, что прошло то время, когда все решали толстые главные редакторы в пыльных редакциях, они нам не нужны. Я загуглил ее стихи. Классные. Я связался с поэтессой, сказал, что звонит тот самый «толстый редактор», и предложил сотрудничество. Ей так неудобно стало. Она с удовольствием приняла мое предложение, и стихи скоро появятся в нашем молодежном номере «Дарьяла». Все это были понты. Для этого автора публикация в литературном журнале — новый уровень. Так что соцсети — одно, а бумага — другое, но и то и другое для автора имеет значение.
— Что порекомендуете почитать?
— С наступлением цифровой эпохи многие авторы ушли из печатного журнала. То и дело слышу от молодежи: фи, у нас есть паблики в соцсетях, у нас есть весь мир! Но у нас есть известные авторы, у которых выходят большие тиражи в издательствах, они работают с нами. Мы ими гордимся. Это, например, Азамат Габуев. Его роман «Холодный день на солнце» вышел в «Эксмо». Это как раз о том времени, когда осетинская водка перестала производиться, началась депрессия, как в Америке времен «сухого закона». Советую почитать Тамерлана Тадтаева, военный, прошел несколько войн. Он остался без друзей, они все погибли. Он заставил себя высказаться в тексте о своих переживаниях. Я обалдел, когда прочитал его рассказы. Он получил «Русскую премию», снял фильм, который продемонстрировал в Каннах. Его герой — совершенно аморальный тип. Ему не хочется сочувствовать, и поэтому его проза по-настоящему антивоенна. Рекомендую почитать. Наш журнал можно найти в интернете. Надеюсь, осетинских авторов с удовольствием будут читать и в Новосибирске.
ДОСЬЕ
Алан Цхурбаев
Главный редактор литературно-художественного и общественно-политического журнала «Дарьял», журналист и публицист.
С 2009 года ведет авторский блог на общественно-политическую тематику на одном из информационных интернет-порталов.
Первые литературные опыты опубликованы в журнале «Дарьял» в 1997 году. Печатался в различных журналах и литературных сборниках Северного Кавказа.