USD 99.9282 EUR 103.2856
 

Триста лет ссылки

Светлана ФРОЛОВА
Здание Пихтовского сельсовета. Фото Светланы ФРОЛОВОЙ
Здание Пихтовского сельсовета. Фото Светланы ФРОЛОВОЙ

Кто хранит историю села Пихтовка и кому это нужно

Обозреватель «Советской Сибири» нашла, где хранится культура, — среди тайги и Васюганских болот.

Пятьдесят лет назад в село Пихтовка Колыванского района, которое располагается почти на самой границе с Томской областью, летали из Новосибирска на самолете. Билет в одну сторону стоил три рубля — цена бутылки водки по тем временам, и в день бывало до шести рейсов. А в начале двухтысячных сюда добраться можно было уже разве что на внедорожнике, и то в хорошую, сухую погоду.

 Фото Светланы ФРОЛОВОЙ

 Здание бывшего аэропорта почти разрушено. Фото Светланы ФРОЛОВОЙ

Сестра Цветаевой и все-все-все

В двухтысячных же железнодорожники разобрали один из интереснейших памятников истории Новосибирской области — 180-километровую ж/д ветку Кокошино — Пихтовка, которую начали сооружать комсомольцы в 1929 году. Ее закрытие в конце девяностых привело к тому, что жители многих сел, которые находились по пути следования поездов, на пару десятилетий остались практически без связи с Новосибирском и остальным внешним миром.

Сейчас за областные дороги понемногу взялись. Вот и пихтовскую отсыпают, по трассе ходят груженные щебнем КамАЗы. Поэтому автомобиль на полном приводе идет спокойно и даже шустро — 120 километров пролетают почти незаметно, только гравий, пыль и дикие утки разлетаются в разные стороны.

 Фото Светланы ФРОЛОВОЙ

 В библиотеке есть летопись села. Фото Светланы ФРОЛОВОЙ

Впрочем, жить в режиме «ссылки» для Пихтовки дело привычное. Село с трехсотлетней историей (образовалось в 1741 году) всегда было богатым краем. В здешних лесах много дичи, кедрача, грибов, клюквы и брусники, в реках и озерах полно рыбы. Местные мужики испокон веков сплошь были охотниками, добытчиками. Первые жители Пихтовки — загадочные старообрядцы-кержаки, которые жили здесь большими семьями и мало жаловали гостей с «большой земли». А еще здесь селились те, кто старался уйти подальше от своего «барина», и ссыльные.

 Фото Светланы ФРОЛОВОЙ

 Анастасии Цветаевой посвящен целый стенд в местной библиотеке. Фото Светланы ФРОЛОВОЙ

В местной библиотеке целый стенд посвящен бывшей жительнице — сестре Марины Цветаевой, Анастасии. В качестве ссыльной она пробыла здесь семь лет, с 1949 по 1956 год. Свою жизнь в Пихтовке Анастасия Ивановна описала в книге «Моя Сибирь», которую многие читатели называют одной из самых оптимистичных книг о ссылке. На фотографиях, выставленных на библиотечном стенде, можно увидеть домик Цветаевой, ее семью и ее саму — в деревенской одежде. В 2016 году Дом Цветаевой при Новосибирской государственной областной научной библиотеке даже провел мини-конференцию в селе Пихтовка Колыванского района. На которую из Павлодара приехал приемный внук писательницы Геннадий Зеленин. А кроме Анастасии Цветаевой, в этот период в Пихтовке были в ссылке и другие известные люди: дочь Бухарина Светлана Николаевна Гурвич-Бухарина, Майя Рудольфовна Петерсон и многие другие.

Пихтовская библиотека открылась в тридцатые годы прошлого века. Раньше она располагалась в других помещениях, а в последнее время делит площадь с сельским почтамтом и находится практически в центре села. Одна комната библиотеки отдана под музей — в ней собраны предметы деревенского быта, местная одежда, летопись Пихтовки.

 Фото Светланы ФРОЛОВОЙ

 Библиотекарь Зоя Хромченко. Фото Светланы ФРОЛОВОЙ

По словам библиотекаря Зои Хромченко, с библиотечным фондом, Интернетом здесь все хорошо. И читателей много — в основном дети, но и взрослые тоже заходят. В библиотеке традиционно проводятся культурные мероприятия, организуются выставки, местные сотрудники участвуют в конкурсах.

— Сейчас в Пихтовке проживает меньше тысячи человек, — говорит Зоя Михайловна. — Летом, конечно, больше, ведь сюда едут дети к бабушкам и дедушкам на каникулы. А еще студенты — проведать местный клуб.

«Если не мы, то кто?»

В Центре культуры села Пихтовка с космическим названием «Венера» на полу — свежая краска, на стенах — внушительная шеренга грамот, у входа висит призыв вытирать ноги и не курить. А на сцене — бойко поют две местные артистки.

— Текущий косметический ремонт, — объясняет директор Центра культуры Пихтовского сельсовета «Венера» Людмила Суняйкина. — Тут же и ремонт делаем, и репетируем — все сразу, хором.

 Фото Светланы ФРОЛОВОЙ

 Клуб «Венера» всегда открыт. Фото Светланы ФРОЛОВОЙ

Этот клуб в Пихтовке работает с 1972 года. Сейчас идет репетиция: местные артисты собираются на гастроли в Соколово — 10 августа населенному пункту исполнится 300 лет. А до 22 августа клубным работникам нужно еще провести местный День села.

Зрители, правда, в основном пенсионеры. Зато из двух десятков местных школьников половина ходит в клуб на самодеятельность — кукольный театр и пение. А пожилые заглядывают на танцы, участвуют в сценках, «Поле чудес».

— Вовлекаем как можем. Не всех, конечно, кто-то стесняется, кому-то здоровье не позволяет. Но мы им не даем болеть, — объясняет директор.

Причем самодеятельность тут практически тотальная — сейчас у клуба денег нет. По словам Людмилы, в последний раз года два назад, когда грант выиграли, покупали костюмы, немного оргтехники, материю для сцены. Все приходится ремонтировать своими силами.

— Если клуб исчезнет, люди все равно как-то жить будут. Но для многих «Венера» — отдушина, — говорит Людмила Суняйкина. — Телевизоры, ноутбуки — все это надоедает. Все равно люди выбираются к нам на концерты, дискотеки…

По образованию Людмила методист, окончила колледж культуры. Родилась на Камчатке, родители привезли ее в Пихтовку еще в младенчестве.

А пока училась в колледже, начала работать — нужно было спасать клуб.

— Некому было проводить мероприятия, а молодежи в Пихтовке в 1998 году было очень много, — говорит директор. — Вот как активистку меня и отправили сюда — мол, будешь руководить. С тех пор прошло уже двадцать лет. Почему не уехала в город? Да не люблю я его, честное слово. Не могу жить в городе. И вообще, здесь прекрасно жить. Только вот не хватает профессионалов, даже в школе осталось мало людей с образованием. В больницу нужны специалисты. Да везде нужны. И рабочие места есть. Но люди сюда не едут. Жить здесь не тяжело. Чем тяжело-то? Мы же привыкли. Жалко деревню бросать. Если не мы ее поддержим, то кто?