USD 63.1697 EUR 70.3395

Как реку взяли в оборот

Светлана ФРОЛОВА
Работающий на Оби земснаряд «Васюган» — один из самых больших в бывшем Советском Союзе. Его производительность — 2,5 тысячи кубометров в час. За сутки он сжигает примерно 6 тонн дизельного топлива. Раньше в Новосибирской области было 15 земснарядов, сейчас осталось два. Длина такого судна — 172 метра. Рядом с этой махиной пристающие к ней катера выглядят как суетящиеся вокруг медведя белки. Фото Алексея ТАНЮШИНА
Работающий на Оби земснаряд «Васюган» — один из самых больших в бывшем Советском Союзе. Его производительность — 2,5 тысячи кубометров в час. За сутки он сжигает примерно 6 тонн дизельного топлива. Раньше в Новосибирской области было 15 земснарядов, сейчас осталось два. Длина такого судна — 172 метра. Рядом с этой махиной пристающие к ней катера выглядят как суетящиеся вокруг медведя белки. Фото Алексея ТАНЮШИНА

Речники открыли грузовым судам дорогу к месту строительства нового ЛДС

Журналисты «Советской Сибири» по приглашению ФБУ «Администрация Обского БВП» отправились на грандиозную стройку в акватории Оби. Заградительное сооружение перекрыло практически половину русла реки. Оно необходимо для организации доставки песка и гравия речным транспортом до места возведения новой ледовой арены к молодежному чемпионату мира по хоккею, который пройдет в Новосибирске в 2023 году.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Фото Алексея ТАНЮШИНА

Берег, где построят ЛДС и окружающий его комплекс, должен значительно подняться над уровнем воды на искусственно созданной грунтовой подушке, обеспечив тем самым надежную защиту от подтоплений.

Казалось бы, зачем это делать, если можно берегом, на машинах привезти на стройку сколько угодно песка и гравия? А точнее, более 1,6 миллиона кубометров — именно столько потребуется, чтобы поднять площадку. Объем колоссальный. Если использовать для этих целей новосибирские дороги, они придут в негодность. Поэтому половину объема инертных материалов планируется доставить по реке — баржами. Для сравнения: на одной барже умещается груза на целый железнодорожный состав — от 80 вагонов и больше. Один грузовой вагон — это 60–80 тонн. Один КамАЗ сможет перевезти зараз только 9–10 тонн. То есть по реке делать это выгоднее и быстрее. Другой разговор, что с мощностями флота на Оби далеко не все так хорошо, как хотелось бы, но перспективы есть.

Кроме всего прочего, именно на реке будет организован подводный склад инертных материалов. То есть стройматериал доставлять издалека не придется.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

— Это пульт управления, — рассказывает командир судна Нургали Газизов. — Здесь осуществляется управление лебедками для перемещения земснаряда в русле реки, когда работаем на перекатах. Фото Алексея ТАНЮШИНА

Сейчас главную работу выполняет плавучий колосс — земснаряд «Васюган». Это судно технического флота, предназначенное для дно­углубительных работ. Пока возле острова Отдых слишком мелко — глубина от двух до трех метров вместо четырех, которые необходимы, чтобы прошла груженая баржа.

Что касается строящейся дамбы, то у нее есть еще одна важнейшая функция — обеспечение экологической безопасности городского пляжа: во время погрузочно-разгрузочных работ на реке неминуемо увеличится мутность воды. Дамбу уберут, когда завершится завоз грунта. Это временное сооружение, оно рассчитано на два года.

Фото Алексея ТАНЮШИНА

По правому борту по волнам извивается рыжая «змейка» — металлический пульпопровод (пульпа — смесь воды и грунта) на шаровых соединениях с небольшой платформой в самом конце. Платформа держит «змейку» и не дает ей уплыть. У человека, шагающего по мостику, закрепленному на пульпопроводе, создается полное ощущение прогулки по волнам, потому что труба постоянно ходит под ногами из стороны в сторону. Фото Алексея ТАНЮШИНА

— Сделали дамбу до острова Отдых, — объясняет командир судна Нургали Газизов. — Это только кажется, что по ней можно пешком пройти. Но делать это категорически нельзя, потому что грунт зыбкий, человека может вместе с песком засосать. Поэтому на берегу поставили ограждение и знаки «Проход запрещен!», «Опасно для жизни!».

Впрочем, как говорят речники, если бы появился проект создания променада по Оби (трудно даже предположить, каких денег это может стоит), то дамба бы пригодилась.

КОММЕНТАРИЙ
Олег Сергей ПАВЛУШКИН, руководитель ФБУ «Администрация Обского бассейна внутренних водных путей»:
— Дамба — временное сооружение, которое не влияет на экологию, реке не вредит. Спецтехника углубляет подход к левому берегу. Делается это для того, чтобы баржи, груженные песком и прочими материалами для строительства нового ЛДС, смогли свободно пройти на разгрузку.

Комментарии