USD 76.3072 EUR 83.1452
 

Куклы перекрыли улицу

Светлана ФРОЛОВА
Фото Виктора ДМИТРИЕВА предоставлены Новосибирским театром кукол
Фото Виктора ДМИТРИЕВА предоставлены Новосибирским театром кукол

Красочным парадом открылся Первый Международный кукольный фестиваль «Перекресток»

В минувшее воскресенье улицу Ленина в областном центре перекрыли на несколько часов. В это время по ней прошли люди и куклы из разных стран мира. Обозреватель «Советской Сибири» поговорила с гостями из Швеции, Испании и Эстонии о том, как живут сейчас кукольные театры за рубежом.

Сто фестивалей в год

Замечательный спектакль «Код ошибки: 404» от испанского театра Angeles de trapo («Тряпичные ангелы») показали в Новосибирске в понедельник. Это остроактуальная история о том, к чему приводит повальное увлечение гаджетами, компьютерными играми, соцсетями, сладостями и фастфудом (в частности, в спектакле фигурирует совершенно конкретная, хорошо узнаваемая буква «М»). Вывод: ни к чему хорошему. Можно даже уморить все живое вокруг, в том числе и себя.

«Тряпичные ангелы» — семейная компания более чем с 30-летним опытом работы, состоящая из Иоланды Аталлы, Хулио Галло, Майкла Галло и Вагнера Галло. Со своими постановками театр принял участие в крупнейших фестивалях и ярмарках на национальном и международном уровне и получил несколько наград. Артисты побывали с гастролями в Португалии, Швейцарии, Франции, Италии, Бразилии, Албании, России, Словении, Польше, Швеции и Уругвае.

Это второй визит испанского театра в Россию. Первые гастроли были в Екатеринбурге. Там спектакль «Код ошибки: 404» увидел директор Новосибирского театра кукол Юрий Горлатых. В итоге его отобрали для «Перекрестка».

Автору спектакля Вагнеру Галло в столице Сибири понравилось: по его словам, в нашем городе живут добрые, отзывчивые люди.

— Я отношу себя к поколению молодых людей, которых в первую очередь затрагивает повальное увлечение Интернетом, и ассоциирую себя со своим кукольным персонажем, — сказал Вагнер. — Хочется как-то изменить ситуацию с современными технологиями, которая сейчас существует в мире. Прежде всего меня печалит, что погруженность современных людей в компьютеры, телефоны и увлечение социальными сетями не позволяют видеть ту жизнь, которая творится вокруг них, — природу, цветы, других людей. Очень трудно строить отношения в тех условиях, которые сложились сейчас. С помощью нашей пьесы мне бы хотелось попробовать изменить мышление людей и обратить внимание на ту жизнь, которая проходит мимо.

Фото Виктора ДМИТРИЕВА предоставлены Новосибирским театром кукол

По словам Вагнера Галло, в Испании государство тоже поддерживает театр, но поддержка эта зависит от конкретного региона. Если на юге страны правительство принимает участие в культурной жизни городов, то на севере ситуация несколько иная. Может быть, из-за того что заинтересованность потенциальных зрителей в театре там гораздо ниже.

В год в Испании проходит около ста кукольных фестивалей, и каждый раз их посещаемость превосходит все ожидания. Что касается цен на билеты, то все зависит от пьесы.

— Если пьеса известная и очень популярная, то, конечно же, стоимость билета будет выше, — рассказал испанский гость. — Она может достигать 15 евро (чуть больше тысячи рублей. — Прим. автора) — в Испании такая цена считается довольно высокой. Но если говорить об обычных пьесах, как правило, цена билета не превышает пяти евро (360 рублей. — Прим. автора). Такие билеты доступны практически для всех жителей страны.

Для детей — бесплатно!

Актеры театра «Сезам» из Швеции тоже впервые попали в Сибирь, хотя в Россию уже приезжали. И на этот раз привезли спектакль «Теневые сказки».

«Сезам» — это профессиональная театральная труппа, созданная в 1987 году, со своей постоянной сценой в Гётеборге. В ней работают дипломированные актеры и театральные художники, в том числе Малин Линд и Томми Линелл. Коллектив принимал участие примерно в 30 национальных и международных фестивалях как в Швеции, так и за ее пределами. «Теневые сказки» в Новосибирске покажут 31 мая.

Нужно отметить, что представления театра «Сезам» адресованы и детям, и взрослым. Самым юным зрителям — два года. А «играют» в его спектаклях в основном человеческие руки и свет.

Фото Виктора ДМИТРИЕВА предоставлены Новосибирским театром кукол

Оказывается, в Швеции преобладают частные театры, но государственные тоже есть. При этом финансово поддерживаются и те и другие. А вот таких фестивалей, как наш «Перекресток», как правило, не проводят.

— «Сезам» — это независимый театр. В Швеции около десяти подобных трупп имеют государственную поддержку, — рассказала представительница театра Насрин Барати. — Господдержка — это вопрос даже не политический, а культурный. Театру она необходима, потому что он выполняет культурные задачи. В правительстве хотят, чтобы любая семья имела доступ к музыке, театру и важнейшим событиям культуры. Государственная политика шведского правительства такова, что любой ребенок должен видеть спектакли, посещать театры бесплатно. Государство выделяет около 40 крон на спектакль — это примерно четыре евро на ребенка. Общая сумма поддержки — 140 крон на человека.

Зачем поддерживать русское?

Но не всем театрам так везет. Например, в Эстонии ситуация не такая радужная. Об этом рассказал актер театра «Мельница» Борис Ватин — он тоже впервые приехал в Новосибирск со спектаклем «Три хрок-н-ролльных поросенка» (его покажут в четверг, 30 мая). Это музыкальная история по мотивам английской народной сказки, которую театр переделал на современный лад.

— У нас русский регион, по рождению я русский, говорю по-русски, но эстонским владею, — сказал гость из Прибалтики.

По его словам, в регионе, где работает «Мельница», живут большей частью русскоязычные зрители, которые хотят видеть на сцене русские сказки. И театр помогает им в этом в меру своих сил.

Россию театр посещает очень часто. Например, часто бывает с гастролями в Санкт-Петербурге.

— Конечно, в России финансирование театра значительно лучше, — считает Борис Ватин. — У нас в Эстонии сейчас трудная экономическая ситуация, но немного денег все же дают. «Мельница» — маленький частный театр, на десять человек. А частные театры поддерживаются у нас с каждым годом все меньше и меньше. Тем более русские.