USD 63.1697 EUR 70.3395

Важно действовать в интересах горожан

Светлана ФРОЛОВА
Фото Алексея ТАНЮШИНА
Фото Алексея ТАНЮШИНА

Новосибирский градоначальник считает, что оценивать его работу должны сами горожане — насколько мэрия удовлетворяет запросы людей, как меняется жизнь в мегаполисе, решаются задачи. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть в беседе с журналистами «Советской Сибири» рассказал много интересного.

Пять сложных лет
— Назовите пять ваших достижений за пять лет на посту мэра.

— Невыигрышная тема — составлять рейтинги достижений. Задумок было много. Не все, откровенно скажу, получилось реализовать так, как хотелось, но есть решенные вопросы. В сложной экономической ситуации нам нужно было определить курс, который бы не остановил развитие города. Как действовать в условиях снижения бюджетных поступлений? Сокращать расходы — значит, и развитие города тоже — ремонт дорог, строительство детских садов, школ. И это в тот самый момент, когда потребность во всем этом резко возросла! Новосибирск перестал бы быть привлекательным, наметился бы путь к стагнации. Мы выбрали развитие. Например, в последние годы появилось выражение «трамвайный ренессанс». Ведь в условиях пробок этот вид транспорта очень спасает: он удобный, экологичный и быстрый. А у нас упор как раз идет, во-первых, на развитие общественного транспорта и, во-вторых, на зеленые зоны. И конечно, нельзя забывать о наших двух мегапроектах — «Академгородке 2.0» и молодежном чемпионате мира по хоккею 2023 года.

021-04-01.jpg

Город взял на себя работы по подготовке площадки для реализации масштабного проекта — строительства новой ледовой арены и прилегающего к ней комплекса на левом берегу. Фото Алексея ТАНЮШИНА

Если говорить о политической составляющей, я считаю серьезным достижением конструктивное сотрудничество, понимание ответственности и то, что мы вышли на уровень политического взаимодействия с областным правительством. Сейчас многие пытаются спекулировать на теме «пакта Травникова — Локтя». Но не в том суть. Речь не о судьбе руководителей и итогах политических выборов губернатора и мэра, а о создании особого политического климата. Многие подчеркивают, что наша территория в этом смысле уникальна. Знаю, о чем говорю, так как представляю руководство и в коммунистической партии. Такого взаимодействия — уровней властей, политических сил — нет нигде. Здесь никто ни над кем не довлеет, потому что есть взаимопонимание, взаимная поддержка и общее решение вопросов. Это очень серьезное достижение. Мы создали задел для развития территории города в целом.

Главное — взаимопонимание
— Приведите конкретные примеры взаимодействия с региональным правительством в решении городских вопросов.

— Во-первых, речь идет о бюджетном взаимодействии. Ведь у нас совсем недавно были сложные времена. Только к прошлому году мы вышли на уровень 2014 года по доходам, три года жили плохо. Финансисты мэрии, люди опытные, политически не ангажированные, с ужасом вспоминают: «Как мы выжили?» Сейчас уже два года подряд город получает серьезную поддержку из областного бюджета для решения конкретных вопросов, и консолидированный бюджет формируется с учетом субсидий, которые были направлены из областного бюджета, наше участие в федеральных программах — очень солидная доля. Но здесь есть и тревожная составляющая: повышается наша зависимость от вышестоящего бюджета. И впервые за пять лет было принято решение о том, чтобы не ограничить Новосибирску самостоятельность, а увеличить ее. Глава Новосибирской области Андрей Травников выступил с инициативой, его поддержало Законодательное собрание, оформили решение о дополнительном нормативе отчислений от налогов в пользу города. В результате Новосибирск только в 2019 году получит дополнительные доходы в размере более миллиарда рублей. Они будут направлены на выполнение президентских указов. Это очень важно, потому что добавляет самостоятельности в решении тех проблем, которые существуют в Новосибирске. Сейчас мы ведем переговоры о дальнейшем развитии.

Пережить трудный период нам помог уровень достигнутого взаимопонимания, во-первых, с губернатором. Фактор личных взаимоотношений играет большую роль. В том числе это касается и взаимопонимания с депутатским корпусом Заксобрания. Здесь бы привел в пример председателя Андрея Шимкива, потому что нахожусь с ним в личном контакте с момента его избрания и никогда этот контакт не ослабевал. Да, были трудные вопросы. Но всегда мы друг друга слушали, и это очень важно. Ни разу не пожалел, что предлагал избрать на пост председателя городского Совета Дмитрия Асанцева. Разные ситуации были, очень напряженные порой. Но главное — взаимодействие и взаимопонимание. Важно ведь действовать не в интересах отдельных людей и политических групп, а в интересах жителей.

— Мы продолжаем оставаться самым крупным муниципалитетом в стране. Как нас видят «сверху»?

— Здесь, конечно, логичнее обращать вопрос к губернатору. Но участие во многих федеральных программах и национальных проектах свидетельствуют о том, что центр тоже нас замечает и одобрительно относится к тем тенденциям, которые есть. Конечно, если бы у нас не складывалось взаимодействие, кто бы позволил здесь проводить молодежный чемпионат мира по хоккею? Ведь всей Россией боролись за это право. Показателен тот же «Академгородок 2.0». Президент Владимир Путин дважды посетил Новосибирск в прошлом году. С его подачи возникла крылатая фраза «Новосибирск — научная столица Российской Федерации». Есть слова Ломоносова о Сибири, а есть — Путина о Новосибирске. И они очень гармонично дополняют друг друга.

Откуда берется пыль?
— Три самых актуальных вопроса для горожан — это…

— Комфорт проживания, экология и транспортная доступность. Поэтому переходим на новый вид содержания зимних дорог. Думаю, вы отметили, что в этом году мы справились значительно эффективнее, чем в прошлом. И намерены менять технологии, для того чтобы пылевые завесы весной не просто уменьшились, а совсем исчезли.

— Проблема и в газонах, которые у нас оказались голые. Земля растаскивается по городским улицам...

— Это тоже результат агрессивного воздействия песко-соляной смеси, которую мы использовали. Две независимые организации провели исследования и получили одинаковый результат: воздействие песко-соляной смеси зимой — это определяющий фактор в загрязнении воздуха. Нужно, конечно, менять придорожную территорию. Сейчас, когда мы строим дороги или капитально ремонтируем, плиткой выкладываем придорожные части, для того чтобы защищать от пыли. Конечно, гравий тяжелее убирать с газонов, но трава-то сквозь него растет! И он не является агрессивной средой. Да, газоны нужно поддерживать. Но важно соблюдать простое техническое требование, о котором много говорили в последнее время, — чтобы поребрик был выше газонов. Сегодня мы уже не принимаем отремонтированные дороги там, где это требование не соблюдается.

— Говорят, что бурый уголь тоже влияет…

— На ТЭЦ-3 бурый уголь использовался десятилетиями. Исследования не называют в качестве основных причин загрязнения использование углей. Конечно, исключить этого нельзя. Но большей частью наша пыль — это песко-соляная смесь, неухоженные газоны, грязь со строек на колесах и грязные автомобили. Я понимаю, что не всем автомобилистам это понравится. Но это результаты исследований двух независимых научных организаций.

В советское время убирали вручную. Но тогда не было задачи чистить до асфальта и не было такого количества автомобилей — соответственно, и такого наката на дорогах. К тому же требования к безопасности дорог повысились. Нужно использовать реагенты, а потом их убирать. Конечно, убрать вручную такое количество реагентов, сколько мы высыпаем за зиму, невозможно. Поэтому используем специальную технику. И я требую, чтобы коэффициент использования ее был самым высоким, чтобы техника работала круглосуточно. А результат работы всех служб такой, что в этом году к 9 Мая город уже удалось привести в порядок.

021-04-03.jpg

На берегу Оби появится самое большое колесо обозрения за Уралом. Фото Алексея ТАНЮШИНА

На Михайловской набережной начали монтировать новое колесо обозрения. Тот аттракцион, который сейчас находится там, власти планируют перенести. По словам мэра Новосибирска Анатолия Локтя, это будет самое крупное колесо обозрения за Уралом.

— Я часто прихожу на объект, слежу, как он возводится. Своим гигантским размером он напоминает мне стартовый стол космического аппарата «Союз». Приятно осознавать, что мы умеем создавать и строить самые технически серьезные конструкции. Хватит ли у меня решимости туда подняться? Стоя под ним, я всегда размышляю об этом.

Комментарии