USD 63.1697 EUR 70.3395

Ипотека спешит на помощь...

Светлана ФРОЛОВА
Накануне нового года Президент  России Владимир Путин поручил правительству создать с участием АО «ДОМ.РФ» специализированный банк для финансирования строительства  многоквартирных домов. Срок исполнения поручения — 15 апреля 2019 года. Как отмечают эксперты, наличие такого банка создаст правильную  конкурентную ситуацию на рынке. Фото из архива ИД «Советская Сибирь»
Накануне нового года Президент России Владимир Путин поручил правительству создать с участием АО «ДОМ.РФ» специализированный банк для финансирования строительства многоквартирных домов. Срок исполнения поручения — 15 апреля 2019 года. Как отмечают эксперты, наличие такого банка создаст правильную конкурентную ситуацию на рынке. Фото из архива ИД «Советская Сибирь»

Областные депутаты уверены, строительную отрасль региона спасет участие в масштабных нацпроектах с федеральным финансированием

Сложную ситуацию в стройиндустрии в конце прошлого года обсуждали в комитете Заксобрания по стро­ительству, жилищно-коммунальному комплексу и тарифам. О проблемах рассказали представители правительства области. Каковы варианты решения?

Темпы ввода жилья в регионе постепенно сокращаются. Застройщики не могут продать и трети построенного. Сегодня область занимает 12-е место в России и первое место в СФО по объемам введенного жилья. Но...

— Снижение платежеспособного спроса показывает и тот факт, что объем нереализованного жилья на сегодняшний день —  20–30 процентов квадратных метров от общего ежегодного ввода жилья, — прокомментировал Иван Шмидт.

По его словам, покупательский спрос сократился из-за низких темпов роста реальных зарплат, кредитной нагрузки, высокой стоимости жилья, нестабильности макроэкономической ситуации, повышения НДС, ослабления рубля и увеличения инфляции, а также повышения ключевой ставки Центробанка — в течение года регулятор менял ее уже четыре раза.

Ипотека сработает?
В своем докладе министр строительства Новосибирской области Иван Шмидт, в частности, отчитался о том, что в рамках национального проекта «Жилье и городская среда» к 2024 году планируется увеличить ежегодный ввод жилья до 1,830 миллиона квадратных метров и улучшить жилищные условия 65 тысяч семей.

Чтобы достичь таких показателей, по мнению министра, необходимо развивать ипотеку. Например, пилотный проект, который реализуется совместно с АО «АИЖК», предполагает снижение ставки до 3 процентных пунктов и выдачу 4 102 льготных ипотечных кредитов. При этом планируется поступление 0,616 миллиарда рублей бюджетных инвестиций, а также привлечение 10,25 миллиарда рублей из средств частных инвесторов. Еще один проект — ипотека без первоначального взноса. По ставке 10,5 процента предполагается выдать 300 таких кредитов. Авторы проекта рассчитывают на 500 миллионов рублей бюджетных средств и 696 миллионов рублей инвестиций.

— За счет ипотеки до 2024 года количество льготных кредитов планируется довести до 4 402, — уточнил министр строительства Новосибирской области. — Объем привлеченных инвестиций составит 10,95 миллиарда рублей, объем бюджетных инвестиций — 1,215 миллиарда рублей. С использованием областных и федеральных средств планируется улучшить жилищные условия 6 156 семей.

Как считает Иван Шмидт, существенно оживит отрасль участие в строительстве социально значимых объектов, например ледовой арены, волейбольного и областного перинатального центров. Сыграют свою роль и меры, принимаемые для повышения инвестиционной привлекательности региона, — формирование земельных участков, подготовка актуальной градостроительной документации, корректировка инвестиционных программ ресурсоснабжающих организаций и снижение административных барьеров.

Помочь покупателям и бизнесу
Министр финансов и налоговой политики региона Виталий Голубенко отметил, что строительная отрасль переживает сложный период. И за счет бюджета субъекта Федерации возможна не прямая, а только косвенная поддержка отрасли — в виде помощи гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

— Масштаб бюджета и его структура таковы, что сгенерировать объем ресурсов, который мог бы вывести жилищное строительство на стоимостные показатели 110–120 миллиардов рублей — на тот уровень, который демонстрировал спокойствие в строительной отрасли, мы не сможем, — отметил министр. — Поэтому считаю необходимым обсуждать консолидацию ресурсов.

Генеральный директор АО «НОАИК» Анна Феликова рассказала о неутешительном прогнозе экспертов на 2019 год: следует ждать повышения банковских ипотечных ставок.

Что делать в такой ситуации? Депутаты разошлись во мнениях. Итог дискуссии подвел председатель строительного комитета Евгений Покровский, который уточнил: на поддержку строительной отрасли до 2021 года будет выделено чуть больше миллиарда, в 2019 году — 710 мил­лионов.

— Вопрос этот очень сложный, и вы слышали сегодня, как напряженно и болезненно все депутаты реагировали на эту тему, — сказал Евгений Покровский. — Я считаю, что вопрос поддержки и развития строительной отрасли в одном регионе не решишь. Это связано прежде всего с федеральными законами, в первую очередь с 214-ФЗ и поправками к нему, вводящими дополнительные ограничения для отрасли. И вопрос нужно решать в комплексе, на федеральном уровне. Потому что без федеральной поддержки мы не сможем сделать так, что будут в плюсе и застройщики, и производители стройматериалов, и сопутствующие отрасли — не секрет, что на одного строителя приходится 15 сопутствующих специальностей, которые обслуживают его. Если не поддержать сегодня строительную отрасль на должном уровне, мы потеряем несколько отраслей. Пойдет цепная реакция во всех отраслях — вот что страшно. Со своей стороны область делает все возможное, но, конечно, этого мало. Повторю, проблему нужно решать в комплексе с федеральными структурами. Депутаты уже предъявили претензии нашим представителям в Государственной думе, что и они должны активно принимать участие в решении проблемы. Мы намерены подготовить обращение и хотели бы с ними встретиться и послушать то, что сделано в данном направлении. Сколько может — сегодня администрация Новосибирской области помогает. А что будет дальше — не ясно.

003-12-02.jpg

Расти большая?
Скорее всего, средняя ипотечная ставка в текущем году вырастет. Аналитики считают, что она может превысить 10 процентов. Если это произойдет, спрос на жилищные кредиты упадет.  Поддержать его смогут только низкие цены на жилье. И тогда снова в выигрыше останутся, увы, не застройщики, а банки.

Запросы и предложения
Если в прошлом году средневзвешенная ставка по ипотеке составляла 9,41 процента, то в первой половине 2019 года она может достигнуть 10,3–10,5 процента, прогнозируют аналитики. Впрочем, уже ко второму полугодию ставка, вероятно, снова снизится. Для сравнения: по данным ЦБ РФ, во втором полугодии 2018 года средневзвешенная ставка была 9,41–9,57 процента.

Все это может произойти на фоне повышения ключевой ставки и увеличения инфляции, которого некоторые ожидают в первом полугодии 2019 года, отмечает «Российская газета».

В среднем ставки по ипотеке за первые шесть месяцев текущего года могут повыситься на 0,25–0,5 процентного пункта. При этом большинство россиян все так же мечтают как-то улучшить жилищные условия. Рост ставок может отпугнуть большую часть желающих это сделать. Однако эксперты уверены, что если цены на недвижимость снизятся, ситуация на рынке еще может нормализоваться.

А новосибирцам — льготы
На фоне общероссийской угрозы повышения ипотечных ставок в Новосибирской области в 2019 году введут льготы по ипотеке в виде снижения ставки и возможности приобрести жилье в кредит без первоначального взноса. Об этом сообщил в пресс-центре ТАСС министр строительства области Иван Шмидт.

— Мы предлагаем по развитию ипотеки два пилотных проекта. Первый — для стимулирования рынка. Правительством с акционерным обществом «Агентство ипотечного жилищного кредитования», теперь они называются «Дом.рф», было заключено соглашение, на основании которого позволят региональному оператору снижение ставки до 3 процентных пунктов, — сообщил Иван Шмидт.

Как пояснил министр строительства, по первому проекту правительство региона берет на себя обязательство выделить компании субсидии для компенсации недополученных доходов. В 2019 году на это заложено 155 миллионов рублей. А вообще проект рассчитан на 4,1 тысячи льготных ипотечных кредитов.

— На 1 рубль бюджетного инвестирования планируется вложить 16,7 рубля привлеченных инвестиций, — уточнил Иван Шмидт.

Второй пилотный проект предполагает предоставление ипотечного займа без первоначального взноса по ставке 10,5 процента. Количество льготных кредитов в этом проекте существенно ниже — 300 единиц. И для его реализации, по предварительным оценкам, потребуется 600 миллионов бюджетных рублей.

Между тем в Государственной думе РФ подготовили поправки к действующему законодательству для снижения долговой нагрузки на «ипотечные» семьи. Авторы законопроекта — член комитета Госдумы по финансовому рынку Алексей Изотов, заместитель председателя думского комитета Игорь Дивинский, вице-спикер нижней палаты парламента Сергей Неверов, член комитета ГД по аграрным вопросам Виктор Кидяев, сообщает «Парламентская газета».

Сейчас в случае неуплаты задолженности по ипотеке судебные приставы имеют право взыскать исполнительный сбор в размере 7 процентов. Причем под санкции может попасть как заемщик, так и поручитель, то есть чаще всего муж или жена. По факту семья облагается двойной нагрузкой — приходится выплачивать 14 процентов долга. Депутаты ГД подготовили поправки (в том числе в законы «О деятельности службы судебных приставов» и «О потребительском рынке»), согласно которым начисление пеней в двукратном или более размере в таких случаях будет исключено.

А что же банкиры?

Дмитрий САВЕЛЬЕВ, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по безопасности и противодействию коррупции:

 — В Государственной думе также проходят баталии в связи с кризисом в строительстве. Новая схема банковского финансирования застройщиков, призванная предотвращать появление новых обманутых дольщиков, очень высоко оценивается Минстроем в качестве фильтра, который отсеет заведомо дефолтные проекты.

Однако нужно признать, что текущее состояние банковской системы вызывает сомнения в способности банков кредитовать строительную отрасль в объемах, отвечающих тем задачам, которые ставит перед отраслью сегодня наше государство.

Несомненно, нужное количество денег у банков есть. Но Центробанк относит строительный сектор к крайне рискованной категории, что препятствует созданию в России условий для развития банковского кредитования отрасли. По факту ЦБ так регулирует деятельность банков в этой части, что у них пропадает всякое желание кредитовать застройщиков.

Между тем сельское хозяйство — не менее рискованная категория заемщиков. У нас 80 процентов сельхозземель находятся в зоне рискованного земледелия. И все же Россельхозбанк успешно работает в этом секторе, способствуя выполнению одной из приоритетных государственных задач — поддержке отечественного производителя и укреплению продовольственной безопасности страны. Значит, нам нужна аналогичная структура в строительной отрасли — государственный банк, который будет повышать эффективность всех государственных программ, связанных со строительством, начиная от переселения из аварийного жилья и заканчивая освоением Севера. Строительная отрасль является одним из драйверов российской экономики, и поддержка ей должна быть оказана соответствующая.

Свое мнение о проблеме высказывают эксперты отрасли

Евгений ЗАГОРОДНОВ, член общественного экспертного совета по вопросам градостроительства Новосибирска:

 — «Все должно быть, конечно, нацелено на задачи экономического роста, при этом любые изменения не должны вести к проявлению макроэкономических дисбалансов и к надуванию так называемых пузырей в экономике», — в 2016 году вновь вынужден напоминать Президент Путин В. В. в своем очередном послании Федеральному собранию РФ.

Увы, «нет пророка в своем отечестве». Но нет худа без добра: время кризиса, как известно, время перемен. Это наиболее подходящий период для воплощения новых идей, в том числе прогрессивных, много­укладной рыночной экономики, подразумевающей прежде всего государственное регулирование в базовых отраслях экономики, к которым с полным правом относится в том числе жилищное строительство.

Коротко об основных правилах безопасного и устойчивого развития при реализации национального проекта «Доступное жилье».

Правило № 1. Устойчивость
В Земельном кодексе РФ еще вчера было правильно прописано, что земля под жилую застройку может предоставляться как на основании торгов в форме земельных аукционов, так и на основании конкурсов, то есть бесплатно. Но, увы, конкурсы как законную форму предоставления земли для массового жилищного строительства в Земельном кодексе, вопреки четкой позиции Президента страны, почему-то скоропостижно отменили. В земельном законодательстве остались только земельные аукционы (торги). А ведь при предоставлении основного ресурса в жилищном строительстве — земли объективно должны конкурировать не суммы за гектар на аукционе, а инновационные, конкурсные идеи.

Когда на конкурс приходит небольшой застройщик или малый (средний) бизнес, как правило не обремененный прошлыми «достижениями», и обоснованно (правильно) предлагает большее количество доступных и комфортных квадратных метров гражданам России, но за меньшую цену — это и есть конкуренция. Поэтому первое правило доступности и комфортности жилья, безусловно, должно быть возвращено в земельное законодательство немедленно.

Правило № 2. Безопасность
Власть может и должна взять за правило постоянную и повсеместную практику заказа строительства качественного некоммерческого арендного жилья, которое в развитых странах Европы составляет от 30–40 (Чехия, Англия, Франция) до 60–70 (Германия, Швейцария) процентов от вводимого жилья. В Европе такие дома считаются самым популярным видом многоквартирного жилья и одновременно — самым эффективным вложением госбюджетных средств. В них живут студенты, молодые семьи, пенсионеры, все те, у кого объективно не хватает средств на приобретение недвижимости или на внесение залога для получения ипотечного кредита (в условиях современной России это 60 процентов населения).

К тому же государство имеет регулярные арендные поступления в бюджет, а не вкладывает наши общие деньги в бездонную прорву, так называемую господдержку (субсидирование) частной ипотеки, с последующим опасным надуванием того самого «ценового пузыря». Можно спорить на эту тему, но в Европе это правило предоставления доступного жилья работает, почему же у нас нельзя так сделать? А все это вместе взятое называется внедрением принципов социальной справедливости, принципов демократии в сферу массового жилищного строительства.

Фотографии статьи
Комментарии