USD 63.1697 EUR 70.3395

«СНеГ» на голову нерадивым

Татьяна РЕШКЕ
Фото Виктора БОРОВСКИХ
Фото Виктора БОРОВСКИХ

Новосибирцы могут жаловаться онлайн-сообществу неравнодушных горожан

В регионе создали  онлайн-платформу «СНеГ». Это не совсем про снег, точнее не только про него. Аббревиатура расшифровывается как «Сообщество неравнодушных горожан».

Это система общественного мониторинга, призванная контролировать, насколько добросовестно УК убирают снег и наледь с крыш многоквартирных жилых домов. Можно просто написать, можно отправить видео или фото. Как говорится, добро пожаловаться!

О новшестве стало известно на встрече с руководителем Государственной жилищной инспекции (ГЖИ) Новосибирской области Леонтием Коноваловым. Причина создания платформы — шквал возмущения жителей по поводу плохой чистки дворов и кровель. Чиновник говорит, что такого обилия жалоб еще не было. Контроль за уборкой снега со стороны ГЖИ усилен, плюс запущен онлайн-проект «СНеГ», чтобы ускорить реакцию надзорного органа на тревожные сигналы.

Куда пожаловаться
Система разработана центром «Диалог» по соглашению с региональной ГЖИ. Подать заявление можно на сайте sneg.cp-center.ru, по почте sneg@cp-center.ru, с помощью чата gjinsobot в Telegram или мобильного приложения «Снег — сообщество неравнодушных». Обращение попадает на онлайн-платформу, его обрабатывают, автоматически регистрируют в качестве заявки в управляющую организацию и ставят на контроль в ГЖИ. Обратную связь с УК инспекция получает в течение пары суток — как правило, коммунальщики сообщают, что нарушения устранены. Таким образом, дело обходится без проверочных мероприятий. Это выгодно и гражданам, чью жалобу быстро услышали, и управляющим организациям, которым удалось избежать штрафа.

Можно пожаловаться и по горячему телефону (383) 303-44-69. Правда, в эту зиму количество звонков зашкаливает, и линия часто занята. Однако Леонтий Коновалов подчеркнул, что голоса записываются, адреса и номера телефонов фиксируются и тем, кто не дозвонился, перезвонят.

— В прошлом году в первый раз на территории области не было летальных исходов, связанных с падением сосулек, — сообщил руководитель Госжилинспекции. — К сожалению, в предыдущие годы как минимум один человек погибал именно из-за схода наледи. Впервые этого удалось избежать. Я считаю, это дорогого стоит.

Экономить ли на чистоте?
Хотя нареканий по поводу уборки снега поступает много, они не всегда обоснованны, считает Леонтий Коновалов.

— В выходные мы проводили рейд всей инспекцией, то есть с участием более ста человек, — рассказал он. — По пути в магазин, в гости сотрудники инспекции осмотрели близлежащие дома — в общей сложности более 600 домов — и на 12–14 процентах выявили нарушения. Учитывая количество выпавшего снега, я думаю, это неплохая статистика.

Что мешает убирать снег быстро и качественно? Одна из причин связана с тем, что на услугах дворников стараются экономить. Есть дома, около которых снег убирают семь раз в месяц... Так решили собственники!

— Когда снега нет, семь раз выйти и собрать бумажки, наверное, достаточно. Но когда сильные снегопады, догадайтесь, что будет, если чистить раз в три дня? Вы просто не сможете выйти из подъезда. Когда сильный снегопад, в идеале снег должны убирать раз в три часа. А если один дворник обслуживает пять домов и с каждого дома собирают по три тысячи рублей — в результате нигде не почищено, — прокомментировал Леонтий Коновалов и подчеркнул, что о качестве уборки можно говорить только тогда, когда работа дворника нормально оплачивается.

Кстати, по просьбе начальника ГЖИ одна из управляющих компаний подсчитала себестоимость качественной зимней уборки одного квадратного метра. Получилось 25 рублей 75 копеек.

Что же касается вывоза снега, в 80–90 процентах домов эта услуга не заложена в тариф вообще. Многие собственники даже не в курсе, что вывоз снега не относится к числу обязательных услуг управляющих компаний. Следовательно, если решение о вывозе не принято, во дворе будет «большая горка».

Зоны ответственности
Как правило, если человек не может пройти по дороге или проехать на авто из-за сугробов, он не задается вопросами, чья это дорога и какая организация должна наводить порядок на ней. Жалуются в ту компанию, которая управляет многоквартирником, расположенным по соседству. Но ведь может оказаться так, что заметенная дорога представляет собой въезд в квартал — территорию, которая к управляющей компании отношения не имеет. А значит, обращение к коммунальщикам или в ГЖИ ни к чему не приведет. За такие дороги отвечает администрация района.

— Когда у людей в голове сложится картинка по зонам ответственности, реакции на жалобы будут оперативнее, — подчеркнул Леонтий Коновалов и отметил, что в карты обслуживаемых территорий нужно регулярно вносить коррективы, иначе споров не избежать. — Одному дому в Новосибирске, на улице Сибиряков-Гвардейцев, досталась в собственность огромная детская площадка, рассчитанная на весь жилмассив. На этой площадке можно в футбол играть большой команде. Жители дома сказали, что они не в состоянии убирать всю эту территорию... Или еще пример — бывшая улица Пушкина, которая почти не существует на карте города. Здесь осталось три частных дома. Жители отказались чистить дорогу, которую прикрепили к их домам, и в этом году город взял дорогу на свое обслуживание. Проблему удалось решить. Такие нюансы нужно выяснять, и управляющим компаниям через районные администрации необходимо вносить изменения в кадастровые карты. Если жители не хотят убирать территорию, наверное, не надо вменять им это насильно.

Комментарии