USD 63.1697 EUR 70.3395

«Подонки» победили

Светлана ФРОЛОВА
«Парадиз» для артистов новосибирских театров — редкая возможность встретиться. Фото Виктора БОРОВСКИХ
«Парадиз» для артистов новосибирских театров — редкая возможность встретиться. Фото Виктора БОРОВСКИХ

В Новосибирске в 29-й раз вручили театральную премию «Парадиз»

Итоги XXIХ про­фессиональ­ной театральной премии «Парадиз-2018» подведены. Лучшие работы в сезоне-2017/2018 названы в 16 номина­циях.Церемонию вручения премии открыл заместитель губернатора Новоси­бирской области Сергей Нелюбов. «Сегодняшнее событие — это некий эпиграф к 2019 году, который объявлен Годом театра в России. Имена всех номинантов премии «Парадиз», вне зависимости от победы в конкурсе, уже вошли в историю развития театра и искусства», — сказал он.

В минувший понедельник четырежды лауреатом новосибирской театральной премии «Парадиз» стал спектакль «Подонки» молодого театра «Понедельник выходной». Тот самый, на который зрителей доставляли в автобусе до заброшенной котельной в Затоне.

Создатели «Подонков» получают заслуженную премию. Фото Виктора БОРОВСКИХ

Создатели «Подонков» получают заслуженную премию. Фото Виктора БОРОВСКИХ

Последний показ «Подонков» состоялся в середине ноября. Несмотря на минус двадцать градусов, все места в условном зрительном зале были заняты. А «подонки» (конечно же, имеются в виду персонажи пьесы Максима Горького «На дне») выскакивали на мороз, любили, страдали и умирали — буквально жили в этой импровизированной ночлежке. В общем, работали «за идею». И эта работа не осталась не замеченной критиками.

Подонки и социопаты
— Мы начали репетировать в августе. В сентябре в нашей котельной появились ласточки, потом — бабочки, — рассказал артист театра «Глобус» Лаврентий Сорокин, когда ему вручали золоченую статуэтку за роль Луки, — а в ноябре пришли крысы. И на этом спектакль закончился — проект закрыт.

Заслуженный артист России Сорокин заметил, что в этом спектакле актеры работали не за деньги, «а за драйв, кайф, Горького и театр». Театроведы с закрытием спектакля не согласились.

— Думаю, что этот проект не может быть закрыт насовсем, — сказала известный театральный критик Марина Корчак, член экспертного совета «Артмиграция» (Моск­ва), — потому что власть должна услышать, что группа людей не за деньги, а за идею борется. Нужно им помочь — предоставить какое-то помещение, где команда будет продолжать свои творческие поиски!

Героическую работу команды спектакля «Подонки» профессиональное жюри, в которое вошли лучшие театральные критики Москвы и Новосибирска, просто не могло не оценить. И это как раз тот случай, когда зрители и критики единодушны. Кроме того что постановка получила приз за лучшую роль второго и первого плана (Лаврентий Сорокин — Лука и Анатолий Григорьев — Васька Пепел соответственно), а также за новаторский театральный проект, спектакль стал лучшим среди драматических, в том числе по мнению зрительского голосования.

Анатолий Григорьев стал безусловным героем вечера. Фото Виктора БОРОВСКИХ

Анатолий Григорьев стал безусловным героем вечера. Фото Виктора БОРОВСКИХ

На полшага уступила «Подонкам» постановка Новосибирского драматического театра «Старый дом» «Sociopath» режиссера Андрея Прикотенко. У нее три награды. В номинации «Лучшая работа художника» за создание оригинального игрового пространства отмечены Ольга Шаишмелашвили, Игорь Фомин, Олег Михайлов и Константин Щепановский. Награда в номинации «Лучшая мужская роль» досталась дважды герою этого вечера — Анатолию Григорьеву за роль «типа Гамлета». И еще проект поощрили за актуальную режиссерскую репрезентацию классики.

Кроме того, специальным призом Новосибирской секции театральных критиков награжден Андрей Яковлев за роль Зилова в спектакле «Утиная охота» НГДТ Сергея Афанасьева. В номинации «Лучшая женская роль в драматическом театре» отмечена Ольга Сибиркина — за роль Матери в спектакле «Свидание» Новосибирского драматического театра «На левом берегу». Награда за лучшую женскую роль второго плана досталась Владе Франк из «Красного факела».

«Римские каникулы» против «Синей бороды»
В категории «Музыкальный театр» позолоченную статуэтку за лучшую мужскую роль получил артист НОВАТа Алексей Зеленков, исполнитель главной партии в опере «Замок герцога Синяя Борода». Специальным призом жюри наградило Алексея Смирнова за постановку оперы Сергея Рахманинова «Скупой рыцарь». В номинации «Лучшая мужская роль в балете» премию присудили Никите Ксенофонтову — Меркуцио в спектакле «Radio & Juliet» («Радио и Джульетта»).

Новосибирский музыкальный театр на этот раз тоже не остался без лауреатов: «Лучшая работа дирижера» — Александр Новиков, «Римские каникулы»; «Лучшая женская роль» — Елизавета Дорофеева, «Средство Макропулоса». Специальным призом жюри за роль в мюзикле «Римские каникулы» отмечен Вадим Кириченко. А зрители назвали «Каникулы» лучшим музыкальным спектаклем сезона. За выдающийся вклад в развитие театрального искусства Новосибирска награждена Татьяна Горбенко, хормейстер Новосибирского музыкального театра.

Премия за вклад в развитие театрального искусства присуждена Татьяне Горбенко. Фото Виктора БОРОВСКИХ

Премия за вклад в развитие театрального искусства присуждена Татьяне Горбенко. Фото Виктора БОРОВСКИХ

Лучшим спектаклем для детей признан «Лёля и Минька» — постановка Петра Зубарева по текстам Михаила Зощенко (Новосибирский театр-студия «Первый театр»). В номинации «Лучшая театральная фотография» награду получил Виктор Дмитриев за серию снимков, запечатлевших сцены из спектакля «Утиная охота» НГДТ Сергея Афанасьева.

Ректор Новосибирского театрального института Яна Глембоцкая выразила надежду, что, может быть, учредители «Парадиза» когда-нибудь вернут номинацию «Лучший театральный критик»…

Комментарии