Хлебные реалии и прогнозы
Региональный минсельхоз планирует вывезти за пределы области 300 тысяч тонн зерна
Урожай-2018 хоть и ниже рекордного прошлогоднего, но тоже весьма неплох: на 18 октября в регионе намолотили 2 миллиона 400 тысяч тонн зерновых. Сумеют ли производители продать это зерно?
Напомним, прошлой осенью состояние зернового рынка повергло аграриев в шок. Сибирским производителям зерна и так довольно сложно. В силу нашего географического положения до морских портов далеко, из-за транспортных расходов цена становится неконкурентоспособной. Кроме того, мы заканчиваем уборку позже, чем сельхозпроизводители европейской части России, и, когда нам нужны вагоны для перевозки зерна, они все уже находятся за Уралом. А тут еще и рекордное падение цен.
За эту непростую проблему активно взялся глава региона Андрей Травников. Он поехал в Москву, чтобы встретиться с руководством РЖД. На этой встрече были достигнуты договоренности о поставке вагонов для транспортировки сибирского зерна. 13 ноября в Новосибирске по инициативе Андрея Травникова прошло заседание оперативного штаба Минсельхоза России, которое провел первый заместитель министра сельского хозяйства РФ Джамбулат Хатуов. И уже 20 декабря Правительство России выпустило постановление о субсидировании железнодорожных перевозок зерна из Сибири. Процесс пошел. В первые дни января нынешнего года в Новороссийск отправились три экспресс-поезда, груженные сибирским зерном.
Поставки продолжались и в феврале, и в марте. Постепенно ситуация выровнялась. В конце августа нынешнего года Президент России Владимир Путин на встрече с Андреем Травниковым отметил, что благодаря инициативе руководителя региона вывоз зерна на экспорт из Новосибирской области вырос в десятки раз.
Увеличился и размер государственной поддержки. По словам заместителя министра сельского хозяйства области Светланы Невзоровой, на 18 октября до сельхозпроизводителей было доведено 2 миллиарда 912 миллионов рублей, причем 1 миллиард 750 миллионов из них — из регионального бюджета. Для сравнения: в 2017 году общий объем господдержки аграриев составил 2 миллиарда 498 миллионов рублей. Кстати, инициатива об увеличении сумм, направленных на помощь крестьянам, тоже принадлежит Андрею Травникову.
— На 18 октября хозяйства региона собрали 2 миллиона 400 тысяч тонн зерна, — сообщила Светлана Невзорова. — Из-за большого количества осадков сроки уборки были значительно сдвинуты. Восемьдесят тысяч гектаров не убрано до сих пор. потому что зерно недозрело. В тяжелом положении оказались практически все хозяйства, вне зависимости от того, в какой климатической зоне они находятся. Средняя урожайность по области на сегодняшний день составляет 19,6 центнера с гектара. Качество зерна тоже ниже, чем в прошлом году, — преобладает пшеница четвертого класса.
Поскольку объем потребления зерна на семена, продовольствие и фураж в регионе более-менее постоянен и составляет примерно 1 миллион 750 тысяч тонн, излишки надо куда-то деть. По словам Светланы Невзоровой, вывезти за пределы области планируют 300 тысяч тонн. Отгрузки уже идут, 42 тысячи тонн отправлено, причем 24 тысячи из них пойдут на экспорт. Сейчас зерно поставляют в основном в Новороссийск, Санкт-Петербург, Забайкалье, Алтайский и Хабаровский край, а также в ряд регионов европейской части России. Масличные и некоторые другие культуры покупают Китай и Монголия. Так, например, в августе партию гречихи вывезли в Поднебесную через порт Владивосток. Идет работа по организации поставок зерна в Иран и Афганистан.
Но, несмотря на все это, ситуация в сельском хозяйстве региона сложная. Рентабельность в растениеводстве низкая, и большинство хозяйств еле сводят концы с концами, не имея возможности развиваться. Помогут ли исправить положение более высокие, чем в прошлом году, цены на хлеб — покажет время.
Качество зерна... снижается?
Проливные дожди и холода сделали свое черное дело: зерно урожая, выращенного и собранного с таким трудом, увы, отнюдь не супер — преобладает пшеница четвертого класса, то есть более дешевая.
По данным регионального минсельхоза, на 18 октября в Новосибирской области намолотили 177,8 тысячи тонн пшеницы четвертого класса и 98 тысяч тонн фуражной пшеницы. А вот более качественной пшеницы третьего класса мало — всего 82 тысячи тонн. Конечно, эти цифры еще будут уточняться, но в целом картина ясна. В прошлом году ситуация была обратная: пшеница третьего класса превалировала в общем объеме зернового урожая. Впрочем, как отмечают эксперты, это характерно для всего Сибирского федерального округа.
— Как ни печально это признавать, результаты наших наблюдений свидетельствуют о том, что год от года качество сибирского зерна снижается, — говорит заведующая лабораторией Алтайского филиала ФГБУ «Центр оценки качества зерна» Елена Кальная. — Если говорить о нынешнем годе, то содержание клейковины в пшеничном зерне уменьшилось, значения ниже прошлогодних. Строго говоря, клейковина имеет пограничные значения между третьим классом и четвертым, но с учетом других факторов зерно все-таки приходится отнести к четвертому классу. Содержание белка в пшенице тоже ниже, чем в прошлом году. А вот такой показатель, как натурный вес, по всем зерновым культурам, и по пшенице в том числе, достаточно хороший. А для экспорта важен как раз натурный вес и белок, клейковина зарубежных покупателей не слишком волнует.
Что касается других зерновых культур, то, по словам Елены Кальной, качество ржи в нынешнем году очень хорошее, зерна первого и второго класса стало больше, а количество непродовольственной ржи, наоборот, снизилось. Ячмень тоже удался. Оказывается, его качество очень сильно зависит от цвета. Нынче цвет ячменя хороший, так что его можно смело пускать на переработку — делать перловую и ячневую крупу. По гречихе информация противоречивая — ее качество зависит от условий произрастания, но в целом оно неплохое, кислотность ниже, чем в прошлом году, а это значит, что гречиха нового урожая будет хорошо и долго храниться.
— В целом могу сказать так: кто вкладывает деньги в приобретение хороших семян и в удобрения, у того и качество зерна выше, — подводит итог Елена Кальная.
МНЕНИЕ
Денис СУББОТИН, председатель совета директоров ОАО «Половинновский элеватор»:
— Думаю, что в нынешнем году ситуация будет чуть легче. Но это исключительно потому, что зерна в стране выросло меньше. А все вопросы, связанные с перевозкой, с отгрузкой в порты, стоят по-прежнему остро. Сейчас нельзя работать так же оперативно, как десять лет назад, причем по объективным причинам. Уборка практически закончена, в некоторых районах уже идет снег. С хранением тоже нет особых проблем. Даже если какое-то зерно и лежит пока под открытым небом, то это неопасно, ведь оно было убрано с влажностью 14–16 процентов, оно в буртах может еще долго лежать. А за две-три недели его все равно уберут под крышу.
Что касается цен, то они выше прошлогодних уже сейчас. Осенью 2017-го за килограмм пшеницы четвертого класса давали пять рублей, сейчас цена порядка восьми рублей. Но вряд ли это поможет сельхозпроизводителям. В прошлом году стоимость дизельного топлива была 27–30 рублей за литр, а сейчас — 42–45 рублей. Мы видим рост цен на ГСМ в полтора раза. А на следующий год прогнозируют цену 60 тысяч рублей за тонну солярки. Это во-первых. Во-вторых, НДС вырастет. В-третьих, нас ожидают ограничения по ввозу средств защиты растений. У нас их не делают. Цены на удобрения уже поднялись. Стратегии развития села нет. И, как будет жить село, я, честно говоря, не знаю. И никому это неинтересно, ведь голода же нет. Так что сохранение села сегодня вопрос скорее социальный, нежели экономический.
Аналитики ожидают роста цен
Часть нынешнего урожая пойдет на экспорт, причем главными культурами, которые повезут за рубеж, будут пшеница и ячмень. Эксперты ожидают также, что переходные запасы зерна прошлых лет в стране несколько снизятся, а это означает, что оно поступит на свободный рынок, как это было до 2015 года.
В нынешнем году в России собрали примерно 110 миллионов тонн зерна, в том числе 70 миллионов тонн пшеницы. Это несколько ниже прогнозов — ранее аналитики называли цифру 118 миллионов тонн, но из-за засухи в южных регионах страны урожай кукурузы и ячменя оказался гораздо ниже, чем ожидалось. По Сибирскому федеральному округу урожай средний — на 1,5 миллиона ниже рекордного 2017 года. 2,4 миллиона тонн общего валового сбора зерна приходится на Новосибирскую область.
Животноводы зерно не заберут
— Если говорить о ценах на крупяные культуры, то хочу отметить, что проса в этом году посеяли мало, поэтому цены на него ожидаются высокие. По рису рост цен ожидается в пределах инфляции, то же самое можно сказать и о гречихе, — говорит генеральный директор ИА «ПроЗерно» Владимир Петриченко. — При этом производство муки и крупы в стране стабильно. Что же касается животноводства, то тут хотелось бы отметить, что поголовье свиней растет, а поголовье домашней птицы, наоборот, снижается. Поэтому в производстве комбикормов наблюдается стагнация. Это означает, что животноводы лишнее зерно не заберут.
По словам Владимира Петриченко, внутреннее потребление зерна в России составляет 77–78 миллионов тонн, из них 11 миллионов идет на семена и 40–41 миллион — на производство кормов.
В прошлом году Россия отправила на экспорт рекордные 53 миллиона тонн зерна. В нынешнем году, по прогнозам аналитиков, объем экспорта составит 43 миллиона тонн, из них 36 миллионов — доля пшеницы (это основная наша экспортная культура), 3–4 миллиона — ячмень и еще 1,5–2 миллиона тонн — кукуруза. С кукурузой вообще ситуация печальная, так как цены на нее у нас в стране выше, чем на мировом рынке. Это же можно сказать о зернобобовых культурах.
«Экспортный пылесос»
— Таким образом, можно сказать, что «экспортный пылесос» — это пшеница и ячмень, — говорит Владимир Петриченко. — Если мы вывезем 43 миллиона тонн зерна, то переходящие запасы зерна в стране снизятся, оно пойдет на свободный рынок. Другими словами, ситуация на зерновом рынке будет как до 2015 года, то есть значительно лучше, чем теперь. Конечно, курс доллара сегодня другой, но все равно есть четкая тенденция роста цен. На мой взгляд, если говорить о мировых ценах, то у нас впереди рост на пшеницу еще на 15 долларов за тонну. Думаю, что это будет не скачкообразный, а плавный рост. Полагаю, что в январе-феврале экспортные цены на пшеницу будут в районе 250 долларов за тонну. В Сибири потенциал роста цен пока еще тоже не исчерпан, но, конечно, здесь в силу отдаленности от портов пшеница будет дешевле, чем в европейской части России.
По словам эксперта, пока что темпы экспорта зерна выше, чем в прошлом году, причем это касается именно пшеницы. Ее вывозят в Средиземноморье, на Средний Восток, на третьем месте среди экспортеров Вьетнам. Очень перспективным в отношении экспорта зерна из России является Тихоокеанский регион, и в первую очередь Индонезия. По мнению Владимира Петриченко, со временем эта страна будет покупать больше зерна, чем сегодня Египет.
— Конечно, для сибирских сельхозпроизводителей экспорт в принципе не так актуален, — замечает Владимир Петриченко. — Но можно отметить перетекание сибирского зерна в Казахстан. В прошлом году общий объем поставок был примерно 800 тысяч тонн. Сколько будет в нынешнем году, пока что посчитать сложно, потому что нет таможни и нет железнодорожных перевозок, зерно везут автотранспортом. Но наши казахстанские коллеги называют цифру 1,5 миллиона тонн. Причем зерно везет не только Сибирь, но и Урал и даже Поволжье. Везут в основном пшеницу. И этот рынок очень перспективен для азиатской части России. Казахстану нужно российское зерно, в первую очередь из-за низких цен на него. Они производят из него муку, которую потом экспортируют.
Что год грядущий нам готовит
По предварительным прогнозам Гидрометцентра, ноябрь и март будут теплее, чем обычно, а зимние месяцы — в пределах нормы. Количество влаги в пахотном слое почвы также имеет нормальное значение.
Как известно, нынешняя весна не слишком порадовала аграриев: самый холодный за всю историю наблюдений май сдвинул сроки посевной, обильные дожди привели к переувлажнению почвы. Лето в целом было достаточно теплым, но в июле ночные температуры оказались слишком низкими, поэтому сроки созревания многих культур сдвинулись. Количество осадков тоже было выше нормы. И только бабье лето, которое пришло в регион в третьей декаде сентября, исправило ситуацию. И сейчас сельхозпроизводители с замиранием сердца ждут прогнозов на следующий год.
— В начале октября наши специалисты обследовали состояние почвы на 115 полях Новосибирской области, — рассказывает начальник Гидрометцентра ГУ «Новосибирский ЦГМС РСМЦ» Западно-Сибирской гидрометслужбы Анна Лапчик. — Обследования показали, что увлажнение в пахотном слое почвы в пределах нормы. Что же касается метрового слоя, то есть места, в которых недостаток влаги. Также есть места, где в метровом слое почвы влаги избыток, но их меньше. На Алтае ситуация хуже — можно сказать, что там засуха. Но впереди зима, и, конечно, ситуация еще может измениться в лучшую сторону.
По словам Анны Лапчик, средняя температура ноября ожидается примерно на один-два градуса выше обычной. Похолодание прогнозируется в третьей декаде ноября, морозы могут достигнуть минус 20 градусов. Мокрый снег будет чередоваться с метелями, возможно налипание снега на почву. Декабрь должен быть снежным, температура — в пределах нормы. По прогнозам синоптиков, самым холодным месяцем будет январь, причем снега ожидают больше нормы. Февраль, скорее всего, тоже будет вполне стандартным и по температуре, и по количеству осадков, а вот март, возможно, выдастся теплым, со средней температурой на один-два градуса выше нормы, причем осадков будет много.
КОММЕНТАРИИ
Марк РОГОВОЙ, заместитель руководителя рабочей группы межрегиональной ассоциации «Сибирское соглашение»:
— Сегодня Министерство сельского хозяйства России готовит концепцию развития зернового рынка, и наша рабочая группа тоже занимается этим вопросом. Думаю, что главная проблема сибирских сельхозпроизводителей в том, что они разобщены. Но если объединить усилия, то, я полагаю, нас услышат на федеральном уровне. Изначально наша рабочая группа занималась разработкой мер по стабилизации зернового рынка Сибири, но потом мы пришли к выводу, что нужно говорить не о стабилизации, а о развитии. И тут очень многое зависти от межправительственных соглашений со странами Азиатско-Тихоокеанского региона. Сегодня, например, китайским бизнесменам очень нравится, что мы разобщены, это дает им возможность диктовать цены. Или взять вопрос транспортировки зерна. Мы собираемся обратиться в антимонопольный комитет, чтобы они выяснили, насколько обоснованна цена на аренду вагонов-зерновозов. Мы думаем, что она неоправданно завышена. Мы считаем, что нам необходимо создать сибирский информационно-аналитический центр по зерну, куда стекалась бы вся информация от государственных структур и частных компаний. Возможно, в Сибири имеет смысл создать свою зерновую компанию, поскольку Объединенной зерновой компании мы не слишком интересны.