USD 63.1697 EUR 70.3395

Перерождение банкрота?

Сергей ПАХОМОВ
Фото из архива редакции
Фото из архива редакции

Пока кредиторы перевозчика РАТЭК —  контрагенты, клиенты и сотрудники — безуспешно пытаются получить свои деньги или зависшие грузы, компания, похоже, решила воскреснуть в виде нового перевозчика — ТЭК НОВОСИБТРАНС.

«История о потерянных вещах охватила 75 городов России», —  говорится в свежем сюжете о банкротстве РАТЭК на канале «Россия» https://www.kubantv.ru/details/ischeznuvshie-na-kubani-razyskivayut-gruzy-obankrotivsheysya-logisticheskoy-kompanii-ratek/ . Но запертые на складах за неоплату перевозчиком аренды грузы тысяч отправителей —  лишь один аспект проблемы. Почти обанкротившаяся компания имеет сотни миллионов рублей долга – как согласно официальной отчетности (кредиторская задолженность на 1 января 2018 года составляла около полумиллиарда рублей), так и по накопившимся судебным искам (порядка 100 млн рублей с начала 2018 года по состоянию на начало сентября). С официально убыточной компании что-то получить в ходе судебного производства могут лишь немногие кредиторы — на всех, очевидно, не хватит.

040-29-02.jpg
Но похоже,  РАТЭК уже снова собирает денежные поступления — под новым именем ТЭК НОВОСИБТРАНС. Формально по документам в  новой компании не прослеживается прямая преемственность — но есть косвенные данные из СПАРК по структуре связанных компаний и персоналий —  это шесть юридических лиц (в том числе одно закрытое) и пять физических лиц. Также есть размещенные клиентами в сети Интернет документы о передаче функций новой компании от имени менеджера по работе с клиентами «РАТЭК» Татьяны Г.

Маскировкой РАТЭК не слишком озаботился — оставшиеся в 24 городах терминалы РАТЭК с теми же адресами фигурируют уже на сайте ТЭК НОВОСИБТРАНС. Да и сам сайт очень напоминает дизайн сайта РАТЭК (разве что в другой цветовой гамме), даже с совпадающими кодами, из которых поначалу забыли убрать rateksib.ru.

040-29-03.jpg
Компания ТЭК НОВОСИБТРАНС зарегистрирована в самом конце декабря 2016 года — как раз тогда, когда проблемы РАТЭК стали очевидны по крайней мере для собственников (напомним, скандалы о невыплатах зарплат с привлечением прокуратуры начались еще зимой). Регистрирующий налоговый орган — тот же, что и у головного офиса РАТЭК. Компания зарегистрирована как «микропредприятие» и состоит из одного человека. Доходы компании по официальной отчетности за 2017 год составили 3 млн рублей, а чистая прибыль — 102 тыс.рублей. Формально на эти деньги нельзя мгновенно обзавестись терминальной сетью в 24 городах и развернуть бизнес грузоперевозок.  Но ТЭК НОВОСИБТРАНС  это удалось. «Вишенка на торте»: по закону  статус «микропредприятия» предполагает совокупный годовой оборот не более 120 млн рублей в год (или в среднем 10 млн рублей в месяц). Но размах-то уже другой, что не исключает соблазны новых серых и черных схем в движении денег. А значит и новых (повторно как минимум) обманутых клиентов.

Если бы РАТЭК имела задолженность не перед тысячами юридических и физических лиц, а также индивидуальных предпринимателей, а кредит на ту же сумму в банке, собственники РАТЭК уже давно бы проходили по уголовной статье за экономические преступления (достаточно распространенная в настоящее время ситуация —  банкиры используют все возможности получить свои деньги и охотно подключают уголовное судопроизводство, в то время как у рядовых кредиторов таких возможностей просто нет – по крайней мере, до тех пор, пока они не начнут объединяться).

Теоретически получить хоть какие-то средства кредиторам РАТЭК можно посредством коллективных исков —  и чем раньше они будут поданы, тем лучше. Дело в том, что нормы уголовного законодательства по экономическим преступлениям позволяют кредиторам получать деньги из связанных компаний, даже формально не имеющих отношения к исходному бизнесу (а уж в случае с очевидными параллелями тем более) – и именно такую практику успешно применяют банки в судах по корпоративным кредитам. И вот тут шанс получить свое действительно есть, поскольку собственники между тюрьмой и возвратом долгов выбирают обычно вторую альтернативу.

Этого, конечно, можно и не делать – и ждать, когда «клон» РАТЭК обманет, обанкротится, а потом снова возродится —  и так до бесконечности. Гражданское общество и соблюдение закона вытекают,  прежде всего, из отношения субъектов общества к своим законным правам.  Пора начать их уважать.

Комментарии