Прожорлив, живуч и опасен
С непарным шелкопрядом связано много расхожих мнений и предубеждений, за которыми скрывается истинный «портрет» этого насекомого.
Рассказать о повадках вредителя и связанных с ним угрозах мы попросили старшего научного сотрудника Института систематики и экологии животных СО РАН кандидата биологических наук Вячеслава Мартемьянова.
Работа по прогнозированию очагов размножения и масштабов сезонного распространения непарного шелкопряда ведется уже давно, но однозначных решений пока не найдено.
Сибирские ученые провели обширную работу по изучению популяционной генетики насекомых в ряде регионов. Есть мнение, что с учетом скорости расширения очагов до сотни километров за сезон и популяционной структуры распространение происходит не только когда бабочки откладывают яйца, но и посредством перелетов маленьких гусениц первого возраста, которые перемещаются на паутинках по ветру. В пользу этого говорит совпадение направления распространения очагов непарного шелкопряда у нас в области с векторами розы ветров.
Что можно сказать о влиянии на вредителя холодной погоды нынешних весны и лета? Может ли это сократить популяцию непарного шелкопряда в следующем году?
— Да, холодная, затяжная весна негативно влияет на шелкопряда, что может привести к сокращению его численности, — говорит ученый. — Это происходит из-за несинхронного развития насекомых и их кормовых растений, химический состав которых на протяжении весны сильно изменяется. Однако нередко бывает так, что зимующий запас имеет потенциал десятикратного тотального объедания леса. Соответственно, если даже половина насекомых погибнет из-за холодной весны, другая половина с запасом объест лес. Поэтому нужно учитывать зимующий запас насекомых на следующий год.
По словам Вячеслава Мартемьянова, сейчас самки начинают делать на «кормовых» деревьях яйцекладки. Если в среднем их на одном стволе больше двух — это сигнал к тому, что нужно обрабатывать насаждение. Иначе весной здесь может появиться до двух тысяч насекомых, что приведет к сильному объеданию.
О прожорливости непарного шелкопряда говорит такой пример. Несколько тысяч гусениц пятого-шестого возраста за день могут объесть сорокалетнюю березу. А вот десятилетнее дерево смогут одолеть и двести насекомых примерно за десять дней.
В Сибири питание вредителя происходит в мае и двух декадах июня. В это время съедается 10–20 процентов общего объема поглощаемой за сезон листвы. Затем гусеницы переходят в старшие возрасты, растут их размеры и аппетит. На это время приходится 80 процентов съеденной листвы. Из-за этого во второй-третьей декаде июня пораженные леса начинают выглядеть как осенние.
Есть ли угроза для человека? Вячеслав Мартемьянов предостерег:
— Гусеница шелкопряда может уколоть вас своими острыми волосками, и это очень болезненно.
Но более серьезную проблему представляют для человека бабочки шелкопряда. У них есть много чешуек, которые отделяются и вызывают у человека аллергию. Кроме того, бабочки массово летят на свет, облепляют все вокруг и доставляют массу неудобств.
Огородам вредитель не опасен, зерновым культурам тоже. А вот садам гусеницы страшны. Попасть туда они могут из близлежащих лесов или колков, пораженных шелкопрядом. Когда такие леса менее чем в нескольких сотнях метров от садов, то велика вероятность, что, покончив с березками, насекомые доползут и сюда.
По словам ученого, в этот период надо внимательно следить за своими садовыми деревьями. Заметив на листве первых вредителей, их следует обработать соответствующими препаратами.