USD 63.1697 EUR 70.3395

Внутри и за пределами южно-сибирского ядра

Олег ТАРАН
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»
Фото из архива ИД «Советская Сибирь»

Новосибирская область намерена войти в систему международных транспортных коридоров

На второй день конференции состоялся круглый стол «Планирование развития транспортной инфраструктуры агломерации».

Мероприятие открыл начальник управления архитектуры и градостроительства министерства строительства Новосибирской области — главный архитектор региона Игорь Лукьяненко. Он сообщил, что для развития Новосибирской агломерации разработан проект комплексной транспортной схемы (далее — КТС), о которой сейчас много говорится.

Кроме КТС, практически одновременно были разработаны транспортная стратегия региона, программы комплексного развития транспортной инфраструктуры города и области. Благодаря этому удалось согласовать между собой документы, которые имеют разный уровень применения и планирования. Главный архитектор области убежден, что такая уникальная возможность даст в последующем большие плюсы для региона.

Также Игорь Лукьяненко говорил о том, что в этом году планируется решить проблему по резервированию земель для перспективного развития транспортной инфраструктуры. Это делается для того, чтобы не дать возможность недобросовестным дельцам, внимательно следящим за градостроительными программами, оформить права на эти участки и спекулировать ими в дальнейшем.

Начальник управления дорожного комплекса регионального министерства транспорта Сергей Эпов рассказал об основных положениях транспортной стратегии Новосибирской области до 2030 года. В рамках первого и второго этапа разработчиками — сотрудниками Сибирского государственного университета путей сообщения были проведены сбор, систематизация и первичная обработка данных. На основании этого провели анализ существующего состояния регионального транспортного комплекса, определили его основные проблемы и тенденции развития.

Сергей Эпов также говорил о трех сценариях развития Новосибирской области — инерционном, умеренном и оптимистичном. Они предусмотрены на втором этапе транспортной стратегии и учитывают объемы грузовых и пассажирских перевозок как внутри региона, так и в связи с другими транспортно-распределительными и транзитными узлами России. В оптимистичном сценарии предполагается полноценное встраивание Новосибирской области в проект нового Шелкового пути. Это позволит региону участвовать в распределении прибывающих и отправляющихся в Китай грузов, обслуживании пассажиров и положительно повлияет на экономическую ситуацию в области.

Умеренный сценарий не предполагает такой возможности, но подразумевает развитие области как ядра Южно-Сибирского макрорегиона. Его формирование и рост внутренних социально-экономических связей характеризуется интенсивным ростом грузовых и пассажирских перевозок.

Инерционный сценарий предусматривает развитие ситуации без встраивания Новосибирской области в новый Шелковый путь и без создания ядра макрорегиона. Но при этом учитывается тенденция последних лет: объемы роста перевозок грузов и пассажиров вне агломерации являются инертными, а внутри ее — интенсивными.

Руководитель управления отметил, что для завершения транспортной стратегии требуется разработка третьего этапа, который скоро завершится. Здесь будут проработаны основные варианты развития транспортного комплекса, произведена оценка эффективности мероприятий, проводимых в настоящее время, определены сроки и этапы реализации стратегии, оценены ожидаемые результаты, ресурсные возможности.

— И самое главное — мы получим научно обоснованные рекомендации для того, чтобы претворять принятые решения стратегии в жизнь, — акцентировал Сергей Эпов.

Очень содержательным и практичным стало выступление президента Союза транспортников, экспедиторов и логистов Сибири Сергея Максимова. Говоря о включении Новосибирской агломерации в систему международных транспортных коридоров, он отметил важность решения целого ряда проблем. По его словам, необходимо строительство новых дорог к терминалам, так как имеющиеся исчерпывают свою пропускную способность в связи с большим ростом контейнерных перевозок.

Требуется развитие железнодорожных станций агломерации, так как сейчас они подходят к пределу возможностей по обслуживанию грузов. При этом, по словам Сергея Максимова, с РЖД в этом вопросе пока нет взаимопонимания. Точнее, все упирается в вопрос: кто будет платить за это самое развитие?

Еще один момент — складское хозяйство Новосибирска, которое по объемам площадей лидирует в Западной Сибири и востребовано в макрорегионе. Но и тут проблемы, причем с расположением: основные складские помещения — на левом берегу, а потребители — на правом. Отсюда перегруженность дорог в городе. По мнению Сергея Максимова, ситуацию исправило бы создание в добавление к уже имеющейся Западной транспортно-логистической зоне еще двух — Восточной и Южной на правом берегу Новосибирска.

В рамках Всероссийской конференции также прошла творческая мастерская «Реновация исторического центра города Новосибирска», где состоялась защита проектных концепт-решений по развитию территории военного городка в областном центре.

КОММЕНТАРИИ
Татьяна ГРИШИНА, начальник управления территориального планирования департамента градостроительной деятельности и развития агломерации Нижегородской области:
— Я с большой благодарностью отношусь к организаторам конференции, которые меня сюда пригласили для участия. Приехала сюда для того, чтобы набраться опыта, пообщаться с представителями министерства строительства Новосибирской области, узнать о том, как они работают по направлению агломерации, чтобы понять, в каком направлении двигаться нам у себя. Конференция очень интересная.

Константин ХАРЧЕНКО, помощник депутата Государственной думы РФ:
— Конференция прошла на высоком уровне. Формирование агломераций — это очень важный вопрос, потому что в сочетании с ТОСЭР, технопарками, индустриальными парками они могут дать серьезный толчок для развития реального сектора экономики. Это позволит решать очень многие проблемы. Однако, на мой взгляд, не стоит делать из этого явления какой-то бренд, потому что оно имеет как позитивные, так и негативные черты. Не все люди довольны агломерационными процессами. Поэтому повторюсь: только развитие реального сектора экономики может сформировать полицентричную агломерацию, максимально отвечающую потребностям городов и населения.

Алексей ГУДКОВ, декан архитектурно-строительного факультета Новосибирского государственного архитектурно-строительного университета (Сибстрин):
— Мне запомнилось обсуждение вопроса развития агломерации Новосибирской области. Интересно было то, что это перешло из концептуального формата в конкретно реализуемую плоскость, когда начали прорабатываться конкретные вопросы экономического и социального развития. Говорилось, какие плюсы получат жители Новосибирска с решением тех или иных вопросов при объединении. Обсуждалось, как осуществить его, какие для этого необходимы законодательные акты, чтобы снять те противоречия, которые на сегодняшний день существуют.

Комментарии