USD 63.1697 EUR 70.3395

Трудные уроки изобилия

Инна ВОЛОШИНА

Сибирский хлеб не пропадет. Аграриям компенсируют расходы на транспортировку зерна к рынкам сбыта

Мольбы сельхоз­производителей наконец услышали в РЖД. До сих пор, на протяжении многих лет, проблема не решалась.

И вот визит федеральных чиновников в Сибирь по обращению врио главы Новосибирской области принес свои плоды. Пока в виде намерений. Тем не менее дефицитные вагоны для перевозки хлеба будут найдены, есть вероятность, что наше зерно потребителям будут доставлять ускоренными поездами. И с дороговизной услуг железной дороги вопрос также будет решен.

Ситуацию, сложившуюся на зерновом рынке Сибири, обсудили на выездном заседании оперативного штаба Министерства сельского хозяйства РФ, которое прошло в Новосибирске по инициативе временно исполняющего обязанности губернатора Новосибирской области Андрея Травникова. Собравшиеся определили меры, которые необходимо принять для выхода из кризиса.

Кто виноват?
Можно без преувеличения сказать, что рекордный урожай нынешнего года обрушил цены на зерновом рынке. Если вычесть внутренние потребности (зерно на хлеб, на семена, на корм скоту и птице), то получается, что еще примерно миллион тонн надо куда-то пристроить. Куда? Аграрии рады продать хлеб, но нет цены. Конечно, можно подождать, но элеваторы заполнены зерном прошлых лет, и в любом случае хранение стоит денег, что увеличивает себестоимость.

Однако сегодня даже те, кому посчастливилось заключить контракты, не могут отгрузить зерно: нет подвижного состава. Перевозчики обвиняют в этом сельхозпроизводителей: мол, заявки нужно подавать в мае, а не в октябре. В этом есть определенный резон. С другой стороны, даже те, кто подал заявки вовремя, не могут получить вагоны. По словам председателя Ассоциации предприятий хранения и переработки зерна «Новосибирские элеваторы» Александра Теплякова, он хоть сейчас готов реализовать 25 тысяч тонн зерна, но не на чем его везти. Железнодорожники, в свою очередь, утверждают, что вагоны, которые можно загрузить за несколько часов, по каким-то непонятным причинам простаивают по несколько суток. И так по кругу.

— Из-за климатических особенностей мы заканчиваем уборку позже, чем жители европейской части России, и к тому времени, когда нам нужны вагоны, они все уже находятся за Уралом. С точки зрения бизнеса это можно понять, но нам от этого не легче, — отмечает министр сельского хозяйства Новосибирской области Василий Пронькин. — Поэтому мы предлагаем восстановить ритмичность поставок железнодорожного транспорта, а также ввести мораторий на повышение тарифов на аренду вагонов.

Что делать?
Чтобы решить проблему транспортировки зерна, начальник оперативного управления центра фирменного транспортного обслуживания ОАО «РЖД» Сергей Саутенков предложил создать единый центр, который бы координировал поставку вагонов, и отметил, что сегодня железная дорога имеет возможность формировать ускоренные поезда для поставки зерна в южные порты, например в Новороссийск. Так что есть надежда, что со временем вопрос с вагонами будет решен. Но остается другая проблема — высокая стоимость транспортировки.

— Чтобы избавиться от избытков зерна, государство решило стимулировать его экспорт. В 2017 году надо вывезти 45 миллионов тонн, — говорит директор департамента регулирования рынков АПК Минсельхоза РФ Анатолий Куценко. — В настоящее время готовится решение о выплате компенсаций за железнодорожные тарифы тем сельхозпроизводителям, кто находится далеко от рынков сбыта. Планируется, что для Новосибирской области размер компенсации составит 900 рублей на тонну.

Еще один насущный вопрос. Не секрет, что большинство новосибирских сельхозпроизводителей в тонкостях экспорта разбираются слабо. Да и не их это забота, их дело хлеб растить. Кто же будет вывозить зерно из региона? На заседании штаба обсудили и эту тему. К примеру, Объединенная зерновая компания готова вывезти из Новосибирской области 200 тысяч тонн зерна. Естественно, не сразу, а в течение нескольких месяцев. Первые отгрузки планируются на декабрь, их объем составит 50 тысяч тонн. Еще 85 тысяч тонн напрямую поставят в Китай, Монголию и Азербайджан — договоры уже заключены. Возможно, подтянутся трейдеры из других регионов России.

Как платить?
Наконец, остается проблема с кредитами. Пока урожай не продан, хозяйства не имеют возможности расплачиваться по ним. Встал вопрос о пролонгации. По словам руководителя новосибирского регионального филиала Россельхозбанка Станислава Тишурова, с начала года банк выдал кредитов на пять миллиардов рублей: три на проведение посевной кампании, два на инвестиционные проекты. На сегодняшний день поступило четыре заявки на пролонгацию в размере 70 миллионов рублей, что меньше двух процентов. Так что пока аграрии справляются, но что будет в январе-феврале — непонятно. Однако, по словам первого заместителя министра сельского хозяйства РФ Джамбулата Хатуова, это вопрос также решаемый.

— В ближайшие дни будет селекторное совещание в министерстве, где мы обсудим ситуацию, — говорит замминистра. — Думаю, что банки пойдут нам навстречу, потому что все заемщики, о которых идет речь, прошли проверки кредитных комитетов и являются благонадежными. Кроме того, мы ставим задачу перед трейдерами, чтобы они производили оплату в самое ближайшее время.

В общем, проблема зернового изобилия все же решается, хотя, конечно, не так быстро, как хотелось бы.

КОММЕНТАРИЙ
Джамбулат ХАТУОВ, первый заместитель министра сельского хозяйства Российской Федерации:
— Стратегия развития АПК Новосибирской области, представленная временно исполняющим обязанности губернатора Андреем Травниковым, соответствует текущим требованиям Минсельхоза РФ. У вашего региона есть колоссальные резервы внутреннего рынка, есть инвестиционные проекты, в ближайшее время это тоже будет положительно сказываться на структуре потребления зерна.
Сегодня необходимо создать механизм взаимодействия между всеми участниками зернового рынка. Это признали представители РЖД, элеваторных мощностей, операторы. Результаты проведенного нами анализа говорят о том, что вполне реально в ближайшие месяцы организовать отправку зерна из СФО в объеме не менее 50 тысяч тонн зерна в месяц. В ближайшее время операторы регионального и федерального рынка зерна должны заявить о ценах и объемах своих закупок. Полагаю, что эти цены позволят сибирским аграриям продать свою продукцию без финансовых потерь. Также будут приняты усиленные меры по обеспечению транспортировки и реализации зерна из Новосибирской области.

Комментарии