USD 63.1697 EUR 70.3395

Летать не опаздывая

Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Задержка рейса: что грозит авиакомпаниям и кто защитит пассажиров?

Госавианадзор в этом году возбудил 33 админи­стративных дела по фактам непредоставления авиакомпаниями резервного воздушного судна. По 22 случаям в судебном порядке виновники оштрафованы на общую сумму 400 тысяч рублей.

— В настоящее время на рассмотрении находятся еще 11 дел, — говорит Юрий Рожко, начальник Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Сибирскому федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта. — Авиакомпании, которая привлекается в первый раз, выносится предостережение. В данный период его получил один перевозчик.

Увы, практически каждому, кто часто пользуется воздушным транспортом, приходится сталкиваться с таким неприятным фактом, как задержка рейса.

— Полностью исключить вероятность такого происшествия нельзя, ведь авиаперевозки — сложный процесс, включающий в себя множество этапов и процедур. Сбой на любом из них способен привести к приостановке рейса, — рассказывает Юрий Григорьевич. — Вот наиболее часто встречающиеся причины «опоздания»: метеоусловия, позднее прибытие самолета, технические неполадки, задержки, связанные с работой наземных служб. Отмечу, что метеоусловия — обусловленный форс-мажор, из-за которого движение самолетов может быть полностью приостановлено либо потребуется дополнительная обработка воздушного судна специальным средством, что еще задержит рейс. Игнорировать метеорологическую ситуацию крайне опасно. Здесь причина задержки очевидна.

037-45-02.jpg

Что касается трех других причин, авиакомпания обязана отслеживать текущие рейсы и в случае задержек оперативно менять следующие рейсы между собой, принимать исчерпывающие меры для сокращения времени задержки. Если этого не происходит, значит есть виновные, в их отношении применяются разного рода санкции. Авиакомпании или другой структуре, участвующей в перевозочном процессе, по чьей вине пассажиры провели на земле более восьми часов, грозит штраф до 100 тысяч рублей.

Юрий Рожко напомнил, что в Кодекс об административных правонарушениях внесена статья «Осуществление предпринимательской деятельности в области транспорта без лицензии». В ней предусмотрено отдельное наказание для тех воздушных, железнодорожных и водных перевозчиков, кто нарушает условия лицензии.

— Из статьи следует, что наличие резервных транспортных средств, чтобы подменить на рейсе опаздывающее либо с неисправностями, — это требование лицензии, — говорит наш собеседник. — Рейс должен быть выполнен вовремя, перевозчику нельзя бездействовать, когда надо принимать быстрые и решительные меры, а потом разбираться с причиной задержки. Если у авиакомпании нет резервного самолета, чтобы отправить рейс вовремя, к ней применяют административные меры реагирования.

— У пассажиров есть шанс взыскать с перевозчика деньги за моральный и материальный вред из-за упущенной вследствие опоздания выгоды или непредоставления надлежащих услуг, — объясняет Юрий Рожко. — В этих целях он должен знать, что законодательством Российской Федерации в общих правилах воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требованиях к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей четко прописано, в каких случаях при задержке рейса и какие компенсации положены пассажирам. Наше управление примет жалобу или любую информацию о задержке рейса для разбирательства и принятия мер к нарушителю, действия или бездействия которого повлекли задержку.

ВАЖНО ЗНАТЬ
При перерыве в перевозке по вине перевозчика, в случае задержки или отмены рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам, а также изменения маршрута перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах следующие услуги*:
 - предоставление комнат матери и ребенка пассажирам с детьми в возрасте до семи лет;
 - два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более двух часов;
 - обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более двух часов;
 - размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более восьми часов в дневное время и более шести часов в ночное время;
 - обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более четырех часов и далее каждые шесть часов в дневное время и каждые восемь часов в ночное время;
 - организация хранения багажа;
 - доставка транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы;

* Вышеуказанные услуги предоставляются пассажирам без взимания дополнительной платы. Время ожидания отправления рейса начинается со времени отправления рейса, указанного в билете.

СПРАВКА
21 августа 2017 года в России вступила в силу Монреальская конвенция, в которой прописана повышенная ответственность авиакомпаний перед пассажирами при международных перелетах. А именно при предъявлении доказательств серьезного ущерба (например, потери работы или срыва крупной сделки из-за несостоявшегося перелета) за задержку рейса пострадавшему пассажиру полагается компенсация до 390 тысяч рублей. За потерю, задержку или порчу багажа максимальная выплата составляет 95 тысяч рублей. В случае гибели пассажира сумма выплат — 9 миллионов рублей.

Комментарии