NA
USD 63.1697 EUR 70.3395

Во что превращаются детские спектакли во взрослых театрах Новосибирска

Татьяна ШИПИЛОВА
«Сказка о царе Салтане»
«Сказка о царе Салтане»

Спектакли для детей в репертуаре новосибирских театров — целое собрание занимательных, ярких историй, которые разыгрываются на сцене и в зрительном зале.

Сегодня мы расскажем о том, какие постановки могут увидеть юные зрители в дни новогодних каникул и после них — по выходным дням. Постараемся хотя бы чуть-чуть погрузить читателей в этот чудесный искренний мир театра для малышей и младших школьников.

Луковое приключение
Самая свежая, мало еще кем виденная премьера появилась в афише театра «Красный факел». Это «Чиполлино» по сказке Джанни Родари.

Роль мальчика-луковки здесь исполняет талантливый молодой актер Сергей Богомолов, у которого, кстати, много блестящих ролей, например Ленский («Онегин») во взрослом репертуаре.

— Конечно, я знаю «Чиполлино» с детства. Но это другая пьеса, написанная артистами специально для театра. У нас такая придумка: на сцене цирковая арена. Поэтому здесь мы делаем яркие танцевальные, песенные и вокальные номера. Этим для меня «Чиполлино» и отличается от других сказок, в которых я играю, — поделился Сергей в перерыве репетиции. — Не знаю, какой будет реакция зрителей на этот прием, очень хочется, чтобы радовались вместе с нами. Это большая честь — играть для юного зрителя. В сказке возможно попробовать что-то новое, здесь арсенал шире: можно побаловаться, попрыгать и побегать, поиграть с текстом, придумать шутки, приколы. А возникает эта несерьезная атмосфера уже на репетициях.

052-27-03.jpg

«Чиполлино»

Режиссер-постановщик Тимур Насиров:
— Я думаю, постановка заинтересует и взрослых. Опыт показывает, что взрослые зрители мало чем отличаются от юных. Они так же любят, чтобы через каждые три минуты на сцене все кардинально менялось, чтобы действия было много и оно было бурным, им так же не очень нравятся долгие рассуждения по разным поводам, им хочется поверить в сказку.

В афише «Красного факела» наряду с «Чиполлино» еще три детских спектакля. В пресс-службе театра нам привели исторический факт: самый первый спектакль для детей краснофакельцы сыграли 8 января 1942 года. Дело в том, что во время войны здание «Красного факела» было отдано Александринскому театру из Ленинграда, а новосибирцы работали в Новокузнецке. Там «Красный факел» был единственным театром, поэтому в репертуаре появилась сказка «Маленький Мук» Гауфа. Кстати, у нашего ТЮЗа, который в годы войны работал в Анжеро-Судженске, произошло «взросление» репертуара, так как ТЮЗ тоже оказался единственным театром в городе. Заметим, до войны, будучи в Новосибирске, «Красный факел» и ТЮЗ работали каждый для зрителей своего возраста.

В прошлом сезоне «Чиполлино» на музыку Карэна Хачатуряна появился и в НОВАТе. Юная аудитория от балета в восторге, билеты раскупаются влет.

Я спросила исполнителя главной роли — обаятельнейшего Никиту Ксенофонтова, нравится ли ему танцевать для детей? Он, как и краснофакельский мальчик-луковка Сергей Богомолов, ответил: «Да, это счастье». И признался: когда, исполнив свой танец, он уходит за кулисы, то непременно в щелочку разглядывает зрительный зал — увлеченность детей действом, их горящие глаза ни с чем не сравнить, и это очень вдохновляет артиста.

«Паук, я тебя не боюсь!»
Рекордсменом по количеству детских спектаклей в репертуаре (не считая «Глобуса» и кукольного) является драматический театр «На левом берегу». Здесь ребятам адресовано девять названий. В театре пояснили: трудно сказать, какой спектакль самый популярный, зрители прекрасно воспринимают все детские постановки. Но за границей (а театр не однажды бывал там на гастролях) наиболее востребована «Муха-цокотуха» — красочная, музыкальная, с понятным без слов сюжетом. С ней-то и был забавный случай в Тунисе. Там есть обычай: по окончании представления (хоть детского, хоть взрослого) вместо аплодисментов зрители бегут на сцену обнимать и целовать артистов, фотографироваться с ними. Когда на этот раз «братание» закончилось, сибиряки обнаружили, что пропали две куклы-гусеницы, которые являются в спектакле участницами большой сцены.

— На следующий день нам ехать в другой город за 250 километров, там русских артистов вообще ни разу в жизни никто не видел, — рассказывает завлит театра Владимир Солодов. — Пришлось в дороге перекраивать сюжет сказки, чтобы обойтись без гусениц. Сыграли. А когда возвратились, организаторы гастролей вернули нам гусениц, отобрав их у арабской детворы, наших вчерашних зрителей. Другие спектакли уже играли по программе, но за реквизитом следили внимательнее.

Еще один случай с «Мухой». На спектакле при появлении Паука маленькая девочка заплакала в голос. Когда представление закончилось, ее сводили за кулисы и познакомили с артистом, который исполнял эту роль. И вот через некоторое время та же девочка снова пришла на «Муху-цокотуху». Появился Паук, она выбежала к авансцене и, махая кулаком, стала громко кричать: «Я не боюсь тебя, Паук, я после спектакля с тобой разберусь!»

052-27-02.jpg

«Сказки по телефону»

Вот так ляля
Целая коллекция забавных эпизодов, когда юные зрители высказывали самое живое и непосредственное отношение к происходящему на сцене, скопилась и в городском драматическом театре под руководством Сергея Афанасьева. О некоторых из них рассказала завлит ГДТ Алсу Фатыхова.

— Недавно показывали мы благотворительный спектакль — пушкинскую «Сказку о царе Салтане» — в отделении онкогематологии Краснообской больницы. Спектакль этот игровой, интерактивный, дети живо реагировали на всякие загадки, обращения к ним. Но два эпизода были совершенно неожиданными и оттого очень всех повеселили. Возможно, вы помните, что Царевна Лебедь несколько раз на протяжении сказки обращается к князю Гвидону с вопросом: «Здравствуй, князь ты мой прекрасный! Что ты тих, как день ненастный? Опечалился чему?» И тут, когда актриса в третий раз произнесла этот текст, один мальчик не выдержал и с явным недовольством пробурчал: «Опя-я-ять!» Чего, мол, пристала к князю. И дети, и родители покатились со смеху. В сцене превращения Лебедя в Царевну герои расступились, и зрители увидели нарядную, преображенную белой фатой актрису Янину Третьякову. Тут же раздался детский голос с нотами удивления и восхищения одновременно: «Ляля!» Все опять дружно рассмеялись: действительно ляля, точнее не скажешь…

Есть свои устные мемуары о чудесах общения с залом на детских спектаклях и в «Старом доме», и в театре музыкальной комедии. Причем если почитать родительские отзывы на сайтах театров, то можно заметить, что маленькие зрители очень чутки к талантам, даже если те выходят на сцену не в самой главной роли. Ну, например, когда Анатолий Григорьев (он же Пер Гюнт, Орест, Вэлин, Лопахин во взрослых спектаклях) в мюзикле «День рождения кота Леопольда» преображается в Серого Мышонка. Это касается многих и многих артистов, когда заслуженные и ведущие отдаются общению с залом, наполненному малышами, как на собственном бенефисе.

Театр «Глобус», у которого в репертуаре примерно полтора десятка спектаклей для детей от трех лет до подросткового возраста, в последние годы осваивает новое возрастное пространство в рамках беби-театра. На эти компактные камерные спектакли приходят родители с крошками, которым нет и года, а самым старшим — три. В театральном городе Новосибирске подрастают новые театралы!

Комментарии