Детективы не стареют
Известный писатель рассказал, почему тиражи издаваемых книг упали в сто раз
Наш земляк Михаил Черненок, автор популярных детективов «Тайна старого колодца», «Кухтеринские бриллианты», «Ставка на проигрыш», «Киллеры не стареют», «Роковое место», через несколько дней отметит 85-летие. Поклонники писателя, его коллеги по перу готовят поздравления юбиляру.
Владимир Зюськин, поэт, журналист, президент клуба поэзии «Международная ассоциация свободных поэтов», кандидат в члены Интернационального Союза писателей, рассказал, как познакомился со знаменитым автором детективов.
«После окончания университета в 1968 году я отрабатывал положенные два года по распределению в тогучинской районной газете «Ленинское знамя». Чуть позже в коллектив газеты влился Михаил Черненок. Здесь он и начинал свою литературную деятельность. Первый его детектив напечатан именно в «Ленинском знамени». Причем продолжение он писал прямо в номер.
Я работал заведующим отдела писем. Но мыслил себя не журналистом, а поэтом. Не удивительно, что на почве увлечения художественным творчеством мы с Михаилом крепко подружились. И несмотря на то что через год я уехал из Тогучина на родину, в Екатеринбург, где проживали мои родители, дружба наша не иссякла. Она продолжается вот уже сорок восьмой год.
В конце восьмидесятых в Свердловске (так тогда назывался Екатеринбург) проходил фестиваль приключенческой литературы. В числе приглашенных был и Михаил Черненок. Я, обрадованный возможностью встречи с ним, мчался в гостиницу «Свердловск», где он поселился, как говорится, на всех парусах. Впрочем, парусов у меня не было. Ехал в троллейбусе и обратил внимание на огромного дога, который тоже был в этом транспорте, но почему-то без хозяина и без намордника.
Было понятно, что собака потерялась. Выходя из троллейбуса, я стукнул себя по бедру и сказал: «Пошли, Джек!» Как ни странно, дог повиновался, словно ждал этой команды, и вышел вместе со мной. В гостинице мы поднялись в лифте до нужного этажа и вошли в номер, где остановился Михаил. Он сидел за столом, уставленным вином и закусками, в окружении товарищей по перу, прибывших на фестиваль. Все они были уже изрядно подогреты и встретили нас с догом радостными возгласами. Мы выпивали, а дог закусывал такими деликатесами, которые вряд ли попали бы ему в обычный день. Особенно старался Миша, подкладывая псу дорогую колбасу.
На самом фестивале, который проводил журнал «Уральский следопыт», я не был, но встречу с другом запомнил хорошо, отчасти благодаря догу, который оказался центром внимания. Все его гладили, говорили ласковые слова. Вспоминая Есенина, называли «братом меньшим».
С тех пор мы с Мишей не встречались. Все собираюсь к нему в гости и никак не соберусь. Может быть, удастся приехать на его девяностолетие. Но до этого нам обоим надо дожить. Будем стараться!»
Библиотека имени Черненка
Как поживает Михаил Яковлевич в родном Тогучине и где собирается отметить день рождения? Выяснилось, что место праздника определено — в тогучинской библиотеке, которая теперь носит его имя.
— Наверное, в молодости такое радует, а сейчас… нормальное ощущение! — делится Михаил Черненок. — Библиотека имени Черненка — все-таки это признание. Значит, тогучинцы, читатели библиотеки, знают меня и мои книги.
— Чем занимаетесь в свободное время? Говорят, трудитесь в огороде?
— Нет, с огородом мы закончили, это требует много сил. А раньше все время что-то выращивали. Особенно супруга моя Зоя Ивановна — такая огородница! Рука у нее легкая, урожай всегда был хороший. Я — только так, когда вспахать что-нибудь надо было. Сейчас мы в основном дома: мелочовкой занимаемся, сканворды разгадываем.
— А не доводилось ли вам самому выступать в роли детектива?
— Я учился расследовать, когда работал на флоте. После окончания штурманского отделения Новосибирского командного речного училища меня направили в судоходную инспекцию. Для предупреждения аварийности на судах приходилось заниматься расследованием аварийных происшествий. Правда, речь шла не об уголовных преступлениях, а о служебных нарушениях, и каждое такое расследование заканчивалось аварийным заключением: «Мною, инспектором судоходной инспекции Черненком М. Я., личным выездом на место аварии и произведенным расследованием установлено…» Когда появилась моя первая книга, она так и называлась — «Следствием установлено». Позднее я был заседателем народного суда в Томске, наслушался самых разных уголовных дел, и этот опыт пригодился.
— Помните песика, которого вы кормили деликатесами в Свердловске вместе с Владимиром Зюськиным?
— Как не помнить! Такой здоровый дог! Где Володя добыл эту собачку — не знаю, но такие вещи не забываются.
— По вашему мнению, сегодня молодежь любит читать?
— При советской власти был бум, когда люди гонялись за книгами. Тогда и тиражи были огромные. Мои книги, например, издавались по 100, 200 и даже 300 тысяч экземпляров. А сейчас три — пять тысяч. Наверное, книг покупают мало. Зато теперь с помощью компьютера можно прочитать любую книгу. Сам я компьютерной техникой не увлекаюсь, иногда только в новостях роюсь, а мои внучки с мобильниками и смартфонами управляются, как повар с картошкой. В Интернете очень много и моих книг. Думаю, тот, кто заинтересуется, прочтет.
СПРАВКА
Михаил Яковлевич Черненок родился 8 ноября 1931 года в поселке Высокая Грива Тогучинского района. С 1969 года работал журналистом, был сотрудником районной газеты «Ленинское знамя», редактором отдела прозы журнала «Сибирские огни». Его книги издавались как у нас в стране, так и за рубежом: в Болгарии, Венгрии, ГДР, Чехословакии, США, Испании и Финляндии.