USD 63.1697 EUR 70.3395

Правила сложения и приумножения

Подготовлено при содействии министерства образования, науки и инновационной политики Новосибирской области
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Колоссальный научно-образовательный потенциал — визитная карточка Новосибирской области

Может ли регион, обладающий несметными ресурсами в сфере науки и внедрения инноваций, влиять на формирование федеральной повестки в этих областях?

Как развивается система образования, какие задачи ставит перед собой отраслевое министерство, какие средства затрачивает бюджет на модернизацию школ? Об этом — в интервью министра образования, науки и инновационной политики Новосибирской области Сергея НЕЛЮБОВА.

C акцентом на инновации
— Сергей Александрович, в каких направлениях областное ведомство взаимодействует с федеральным центром? Какую поддержку регион получает на уровне государства?

— Программа реиндустриализации экономики Новосибирской области в 2015 году получила поддержку на федеральном уровне — ее реализация курируется заместителем председателя Правительства России Аркадием Дворковичем. С этой целью была создана рабочая группа под его председательством, утверждена «дорожная карта» по реализации программы. Минобрнауки области тесно взаимодействует с федеральным Министерством образования и науки и ФАНО России.

Правительством Новосибирской области заключен ряд соглашений о сотрудничестве с Российским фондом фундаментальных исследований, Российской венчурной компанией, Российской ассоциацией венчурного инвестирования, Фондом содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере, АО «РОСНАНО», Фондом инфраструктурных и образовательных программ и рядом других федеральных институтов развития. Основные вопросы взаимодействия по данным соглашениям со стороны Новосибирской области возложены на наше министерство.

На что может влиять регион? В рамках соглашений — на направления научных исследований и тематику конкурсов, проводимых федеральными органами власти и институтами развития. Мы получаем финансирование за счет средств федерального бюджета и институтов развития на поддержку фундаментальных исследований, которые проводятся научными учреждениями области, инновационных и научно-технических проектов, развитие инновационной инфраструктуры и другие направления инновационной деятельности нашей области.

— Расскажите, какими возможностями располагают сибирские ученые для внедрения своих идей в промышленное производство. Как развивается сотрудничество нашего региона с зарубежными компаниями, готовыми заниматься продвижением на рынок российских технологий?

— Как я уже сказал ранее, в Новосибирской области реализуется соглашение с Российским фондом фундаментальных исследований. Начиная с 2017 года в регионе будут проводиться конкурсы проектов фундаментальных научных исследований. Конкурс на предоставление субсидий на трансфер и коммерциализацию инновационных проектов, о котором я говорил выше, имеет своей целью внедрение научных разработок в экономику Новосибирской области.

Что касается нашего сотрудничества с зарубежными странами, готовыми заниматься продвижением на рынок российских технологий, то такое взаимодействие осуществляется прежде всего с нашим инновационным бизнесом. Технопарки и иные организации инновационной инфраструктуры, научные организации и организации высшего образования также имеют партнерские отношения с коллегами в других регионах России и за рубежом.

Новосибирская область является членом межрегиональных объединений, таких как «Сибирское соглашение», Ассоциация инновационных регионов России, осуществляет сотрудничество в научно-технической сфере в рамках соглашений с Белоруссией, Казахстаном и рядом других государств ближнего и дальнего зарубежья.

Плюс тысячи новых мест
— Тема науки и инноваций тесно связана с образованием. Какой будет система образования, научной и инновационной деятельности после проведения реформ? Что хотелось бы получить на выходе?

— Наше будущее — это развитие инновационного сектора экономики, инновационных предприятий, развитие трудовых ресурсов. В этом смысле реализация программы реиндустриализации экономики Новосибирской области, проекта создания территории опережающего инновационного развития «Сибирский наукополис» Новосибирской агломерации Новосибирской области приведут, во-первых, к более эффективному использованию потенциала научно-образовательного комплекса, во-вторых, к ускорению процессов вовлечения в гражданский оборот конкурентоспособной инновационной продукции и результатов интеллектуальной деятельности, в-третьих, к ускорению развития экономики области в целом путем создания новых высокотехнологичных отраслей, восстановления и модернизации на базе принципиально новых технологий действующих производств, позволяющих существенно увеличить выпуск продукции, услуг и производительность труда.

Мы должны создать все условия, способствующие тому, чтобы каждый ребенок смог раскрыть свой интеллектуальный, творческий и физический потенциал, чтобы каждый определился с жизненными приоритетами, знал свою историю, традиции, культуру, умел планировать и учиться, чтобы он гордился Родиной, уважал старших и свою семью. В этой связи уже сегодня мы должны обеспечить высокое качество и доступность образования, чтобы каждый ребенок, независимо от места проживания, мог получить возможность раскрыть свои таланты.

— Самый злободневнй вопрос в этой отрасли —  перевод школ на односменное обучение. Что для этого предпринимается?

— Принята программа по созданию новых мест в общеобразовательных организациях в соответствии с прогнозируемой потребностью и современными условиями обучения на территории региона на 2016–2025 годы. Как вы уже знаете, в рамках программы планируется построить 52 новые школы, реконструировать 70 школ с увеличением объема площадей за счет пристроек, а также капитально отремонтировать 240 зданий, имеющих 50-процентную степень износа.

В качестве примера. В 2016 году в рамках данной программы в Новосибирске достраивается и будет введена в эксплуатацию новая школа на 550 мест на Горском жилмассиве, продолжится строительство нового здания специальной (коррекционной) общеобразовательной школы-интерната № 37 в Железнодорожном районе и новой школы на 550 мест в микрорайоне Берёзовый в Первомайском районе, школы на 600 мест в рабочем поселке Горный Тогучинского района.

Быстрее, выше, сильнее
— Регион поставил цель создать такие условия, чтобы каждый третий житель области мог заниматься спортом. И в первую очередь такую возможность должны иметь дети, школьники. Как развивается это направление в сфере образования?

— С 2014 года в Новосибирской области в рамках государственной программы Российской Федерации «Развитие образования» на 2013–2020 годы реализуется проект по созданию в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятий физической культурой и спортом.

За 2014 и 2015 годы из средств федерального бюджета Новосибирской области на эти цели выделено свыше 76 миллионов рублей, софинансирование из средств областного бюджета составило 30 миллионов рублей.

За это время проведен ремонт 82 школьных спортивных залов, в двух организациях перепрофилированы имеющиеся аудитории под спортивные залы, в восьми обустроены открытые плоскостные спортивные сооружения, создано 88 спортивных клубов. В организациях, участвующих в проекте, количество учащихся, активно занимающихся физической культурой и спортом, увеличилось на 44,9 процента.

— В расписании школ прибавилось количество занятии физкультурой. Это потребовало дополнительных затрат со стороны бюджета?

— В 2016 году на создание в общеобразовательных организациях, расположенных в сельской местности, условий для занятия физической культурой и спортом из федерального бюджета выделено 22,44 миллиона рублей. Софинансирование из средств областного бюджета составило 15 миллионов. В 2016 году будет отремонтировано 26 спортивных залов, четыре плоскостных сооружения планируется оснастить спортивным инвентарем и оборудованием, созданы 15 школьных спортклубов. Численность детей, которым будут улучшены условия для занятий физической культурой и спортом во внеурочное время, составит 7 932. Ежегодно улучшаются условия для занятий физической культурой и спортом в общеобразовательных организациях. Доля таковых, имеющих физкультурный зал, в 2015–2016 учебном году составила 86,1 процента.

Комментарии