USD 103.4380 EUR 106.2493
 

70 лет назад новосибирец спас руководителя КНДР Ким Ир Сена

Маргарита ТРАВИНА
Памятник Якову Новиченко из гранита стоит в КНДР с 1987 года. Советский офицер изображен в прыжке за гранатой, поддерживают его листы огромной книги.
Памятник Якову Новиченко из гранита стоит в КНДР с 1987 года. Советский офицер изображен в прыжке за гранатой, поддерживают его листы огромной книги.

Много лет назад в Корее были сделаны уникальные фотографии, где герой-новосибирец Яков Новиченко стоит рядом с радостным Ким Ир Сеном.

Президент Кореи пообещал, что случившееся в марте 1946 года никогда не будет забыто. Нет в живых легендарного корейского лидера, а данное им слово держат его соотечественники. Такое ощущение, что они наизусть выучили едва ли не каждый эпизод драматичной истории. Сегодня мы вспоминаем о подвиге нашего земляка с его дочерью Людмилой Яковлевной Калантаевой.

«Какой же это подвиг?»
— Дело было спустя несколько месяцев после освобождения Кореи от японской военной оккупации 1905–1945 годов, — возвращает нас в те далекие годы Людмила Яковлевна. — 1 марта 1946 года на привокзальной площади в Пхеньяне проходил митинг, посвященный 27-й годовщине первомартовского народного восстания общенационального масштаба, которое поднял корейский народ против японского репрессивного режима. На трибуне — Ким Ир Сен и другие руководители страны, а также комсостав Советской Армии в Корее. Ким Ир Сен выступил с речью. Внезапно откуда-то из толпы полетела с шипением граната и упала неподалеку от трибуны. Было ясно: это дело рук террористов, орудовавших под эгидой США. В тот критический момент младший лейтенант Яков Новиченко, выполнявший у трибуны задание охранной службы, рванулся вперед и накрыл гранату своим телом. Почти одновременно раздался взрыв. Кисть правой руки оторвало, в груди и ногах было немало осколков, металлом ударило в голову. Понесли его в госпиталь на операцию. Ким Ир Сен беспокоился по этому поводу, подробно узнавал, как его лечат, послал медикаменты и тонизирующие средства. Часто направлял сотрудников в госпиталь, где лежал раненый.

Позже Яков Тихонович в интервью советским корреспондентам сказал: «Я в госпитале размышлял: ну какой же это подвиг? Разве мог в тот момент поступить иначе я, офицер Советской Армии, коммунист? Нет, не мог».

Как искали офицера
Ким Ир Сен тогда отметил: «Новиченко — отличный воин-интернационалист, проявить такую самоотверженность непросто». Корея была освобождена совсем недавно, и, конечно, еще не было системы награждения орденами и медалями. И нечем было наградить за подвиг. Но Ким Ир Сен не мог просто вернуть офицера в родную страну. Он послал Якову Тихоновичу подарок — свой настольный серебряный портсигар с надписью: «Герою, 1 марта, Новиченко. От Председателя Временного Народного Комитета Северной Кореи Ким Ир Сена».

015-04-01.jpg

Во время приемов семьи Новиченко в КНДР Ким Ир Сен и Яков Тихонович держались вместе, как родные. Они и из жизни ушли в один год: корейский лидер — в июле, новосибирец — в декабре 1994 года

Встреча Ким Ир Сена с советским солдатом состоялась позже — в мае 1984 года. Корейский руководитель, возглавив партийно-государственную делегацию КНДР, нанес официальный дружественный визит в СССР. По пути в Москву на новосибирском вокзале он встретился с Яковом Новиченко, и они тепло обнялись...

А предыстория встречи была такова. Спустя десятки лет после того рокового случая на привокзальной площади в Пхеньяне Ким Ир Сен рассказывал своим сотрудникам о подвиге Якова Тихоновича. «Мне кажется, — сказал президент, — он жив, если учитывать его возраст». Начали искать того советского офицера. Была проделана огромная работа: изучение всех воспоминаний советских генералов, находившихся в Корее в первые дни после ее освобождения, исторических материалов архива, командировки людей для уточнения местожительства Новиченко. Наконец нашелся Яков Тихонович, который жил в отдаленном селе в Новосибирской области.

— Мы тогда уже получили квартиру в Новосибирске, но папа все время проводил в родной деревне Травны. Помню, нам соседи говорят, что его в городе какие-то иностранцы разыскивают. Мы удивились. Отца в результате нашли. Встреча с Ким Ир Сеном состоялась прямо на вокзале, он все время обнимал папу и благодарил, — рассказывает Людмила Яковлевна.

Вторая встреча и все остальные
В тот день Ким Ир Сен с глубоким волнением рассказывал всем собравшимся об интернациональном подвиге, совершенном Яковом Новиченко в Корее.

Сибиряк согласился, что в его памяти свежи воспоминания о тех событиях, о том, какую заботу и внимание проявлял президент, кода офицер лежал в госпитале после страшного ранения. «Очень рад встрече с вами», — сказал Ким Ир Сен. Корейский лидер искренне интересовался здоровьем своего спасителя, его семьей. «Спасибо, я здоров. У меня шесть детей, 11 внуков и внучек», — ответил Яков Тихонович. Ким Ир Сен пригласил его в КНДР: «Приезжайте вместе с супругой, со всеми детьми, конечно же, с внуками и внучками!»

015-04-03.jpg

Во время приемов семьи Новиченко в КНДР Ким Ир Сен и Яков Тихонович держались вместе, как родные. Они и из жизни ушли в один год: корейский лидер — в июле, новосибирец — в декабре 1994 года

После этого Яков Тихонович и его родные почти ежегодно бывали в КНДР. Ким Ир Сен каждый раз, выкроив время, принимал гостей, беседовал с ними.

И однажды подарил гостям золотые часы со своим именем.

— Президент всегда просто и тепло относился к нашей семье, так же, наверное, как к своим родным, — говорит Людмила Калантаева.

Люди видели и понимали это по улыбке, по жестам: то ласково погладит внука Якова Тихоновича по щеке, то внучку лакомством угостит. Дети звали Ким Ир Сена дедушкой, а Яков Тихонович называл его старшим братом.

Советскому гражданину Якову Тихоновичу Новиченко было присвоено звание Героя Труда КНДР вместе с золотой медалью «Молот и Серп» и орденом Государственного Знамени I степени. Вручая награду, президент Ким Ир Сен сказал: «Когда вы приедете в нашу страну, я буду встречать вас как старого соратника, как друга, как спасителя моей жизни. Я навеки буду любить вас».

Эти его слова, его благородное чувство долга в отношении Якова Тихоновича передаются корейским народом из поколения в поколение.

СПРАВКА
Яков Тихонович Новиченко (28.04.1914—08.12.1994) родился в селе Травны Доволенского района Новосибирской области. Вернувшись комиссованным домой, так и остался на своей малой родине навсегда.
Участвовал в освобождении Кореи от японских захватчиков, в 1946 году проходил службу за границей, которая продолжилась вплоть до его ранения. Новиченко командовал взводом, выделенным для охраны трибуны и наблюдения за порядком на площади. Как вспоминал он сам, рассказывая историю землякам, от гибели его спас прижатый ремнем к животу томик «Порт-Артура». Из тела извлекли множество осколков, правую руку и глаз пришлось ампутировать — шипящую взрывчатку Новиченко поймал на лету рукой и накрыл собой.
В больницу приходили сотни корейцев, женщины приносили цветы, яблоки, женьшень. В КНДР он — национальный герой. Имя Новиченко вписано во все школьные учебники: «Спаситель Солнца нации, смелый воин, названый брат Ким Ир Сена».