USD 100.6798 EUR 106.0762
 

История воздушного парада над Красным проспектом 9 мая 1945

Константин ГОЛОДЯЕВ
Участник парада Победы в Новосибирске Я. Ф. Осадчий и сотрудник Музея города Новосибирска К. А. Голодяев. Фото предоставлены Константином ГОЛОДЯЕВЫМ
Участник парада Победы в Новосибирске Я. Ф. Осадчий и сотрудник Музея города Новосибирска К. А. Голодяев. Фото предоставлены Константином ГОЛОДЯЕВЫМ

Утром 9 мая 1945 года летчиков новосибирского военного аэродрома подняли по тревоге…

В канун Нового года Музей города Новосибирска преподнес сюрприз, открыв неизвестные детали праздника Великой Победы 70 лет назад.
Закончился год 70-летия Победы. Отгремели праздничные салюты, поздравлены немногочисленные уже ветераны, Герои Отечества. Герои бывают не только известные. Много солдат лежит еще в лесах и болотах нашей страны, много событий Великой Отечественной еще спрятано в архивах. Но пока живы простые солдаты той войны, их, свидетелей того времени, надо не только вспоминать по праздникам, раздавая уже не нужные награды: для них более важно, чтобы с ними просто разговаривали.

Память этих людей зачастую хранит необычайное. Сотрудники Музея города Новосибирска уже несколько лет встречаются с ветеранами войны, труда, со старожилами. Все это оформляется в аудио- и видеоархив «Личность в истории города». Историй там тьма. Вот одна из них, свежая, но давняя.

Всё ли мы знаем о параде?
Герой нашего рассказа — солдат, летчик-инструктор. У него нет Звезды Героя, но в жизни его, в службе его 70 с небольшим лет назад было значимое, светлое событие, которое не отмечено в репортажах газет, не зафиксировалось в журналах кинохроники. Знакомьтесь: Яков Фёдорович Осадчий, участник парада Победы 1945 года в Новосибирске.

001-19-03.jpg

Я. Ф. Осадчий на аэродроме. Фото из личного архива Я.Ф. Осадчего

Мы все знаем об этом великом дне 9 мая 1945-го. Радостная утренняя весть, митинг на площади Свердлова, слова Михаила Кулагина: «Долгожданное свершилось! Германия разбита!», потонувшие в мощном «Ура!», песни на улицах, бесплатные сеансы в кинотеатрах.

А как же мощный гул четырех десятков самолетов над центром города? Почему нет ни одного упоминания в газетах, в мемуарах очевидцев? Ведь, оказывается, был еще и воздушный парад! Во всяком случае, так утверждает его участник — полковник в отставке Я. Ф. Осадчий.

В то время Яков Фёдорович служил летчиком-инструктором 20-го запасного авиаполка. Дислоцировалась часть в Толмачёво. Утром 9 мая, сразу после объявления Левитана о победе над Германией, в части была объявлена боевая тревога.

«Командир полка принимает решение, что сейчас мы пройдем парадным строем над Красным проспектом. Сбор на петле вдоль Оби». Ветеран нарисовал схему парада. Строй вел Балыков на американском бомбардировщике В-25. Ведомые на Ла-5 Осадчий справа и Сучков слева. Далее первая эскадрилья Снопкова, вторая и третья, поднятая из Коченёво. Эскадрильи шли на Як-9 тремя звеньями по четыре самолета. Итого 36 и три ведущих.

Высший пилотаж над Красным
«Бостон разворачивается, а остальные к нему примыкают. Сбор на петле. При подходе строем проходим над Красным проспектом на высоте 400 метров. Вся площадь Свердлова заполнена людьми, и дальше по проспекту люди, люди, люди… Главной задачей было держать расстояние, но, конечно, помню лица, обращенные к нам…». Дойдя до Северного аэропорта, эскадрильи разошлись не сразу. Командир первой, Николай Данилович Снопков, объявил: «Над этим аэродромом сделаем высший пилотаж» — и сам выполнил все фигуры: один виток штопора, вывод на 50 — 100 метров, затем петля, с петли на ранверсман, потом переворот Иммельмана, виражи, бочки и колокол. Откатали вчистую. Ну а после приземления в части, конечно, был праздник.

001-19-02.jpg

Парадный строй самолетов 9 мая 1945 года (рис. Я. Ф. Осадчего). На схеме есть ошибка. Ведущий самолет подписан как «B-25, 1 хвост», но у B-25 («Митчелл») два хвоста, и этих бомбардировщиков было немного — союзники поставили нам всего 861 единицу. А один хвост как раз у бомбардировщика «Дуглас» ДВ-7А (А-20А), которых в СССР было поставлено почти втрое больше. К тому же, рассказывая о строе самолетов, ветеран говорит: «Бостон разворачивается», а Бостон — это кличка как раз «Дугласа» А-20. Сам Яков Фёдорович подтвердил эту описку.

Удивительно, что ни областная «Советская Сибирь», ни окружная «Красноармейская звезда» никак не отметили этот парад. Вероятно, за время военных учебных полетов люди настолько привыкли к летному гулу над городом, что просто не придали этому должного значения. Да и не об авиации они в тот момент думали — все были поглощены радостью долгожданного дня.

СПРАВКА
Осадчий Яков Фёдорович. Родился 13 ноября 1920 года на Украине. В октябре 1941-го закончил Чугуевское летное училище. В марте 1943 года направлен в 20-й запасной авиационный полк в Новосибирске для переучивания на самолет Як, после чего был оставлен в полку в должности летчика-инструктора. Готовил пилотов на самолетах Як-9, изготавливаемых на заводе имени Чкалова. С 1946 года служил в Сталинградском военном авиационном училище, дислоцируемом в Толмачёво. Среди курсантов Я. Ф. Осадчего — космонавт номер два Герман Титов. Закончил службу в звании полковника. Награжден орденом Красной Звезды, тремя медалями «За боевые заслуги».

КСТАТИ
Аэродром Толмачёво возник еще в конце 1930-х как военный. В 1940-м здесь размещалась Новосибирская военная авиационная школа пилотов (НВАШ). 25 апреля 1941 года село Толмачёво Новосибирского сельского района впервые упоминается в истории авиации: сообщается, что здесь управление аэродромного строительства силами заключенных начало работы по устройству крупного военного аэродрома. Летом 1941-го аэродром Толмачёво заняли учебными полками из западных областей, а НВАШ переехала на аэродром Бердска.
В 1946 году из Кустаная в Толмачёво перебазировано Сталинградское военное авиационное училище. Среди его новосибирских воспитанников — космонавт Герман Титов, дважды Герои СССР Борис Волынов, Павел Попович и другие. С середины 1950-х годов начинается мирная история аэропорта. В 1958-м военное авиаучилище переименовано в Сибирское, а в 1960-м передислоцировано в Алтайский край.