Новый репертуар и интерьер новосибирского Оперного театра
Каких звезд мирового уровня мы увидим в новом сезоне оперного театра?
Эти долгие месяцы, а по сути, полгода, стали серьезным испытанием для любителей оперы и балета, а точнее, поклонников нашей славы и гордости, символа города — оперного театра. Смена руководства, строительные леса, в которые оделось историческое здание, заявленное на два месяца позже обычного открытие сезона, а главное — фантасмагорические слухи о том, что там, за закрытыми дверями, происходит («фойе покрасили в морковный цвет», «кресла сломали» и тому подобное), будоражило воображение и тревожило душу.
Время пошло
Сайт театра, какое-то время вообще бездвижный, предстал городу и миру под новой «шапкой» — НОВАТ вместо традиционного НГАТОиБ (Новосибирский государственный академический театр оперы и балета), и на нем, наряду с нейтральными новостями, какими-то уставными вещами и правилами посещения театра, точечно стали «взрываться» сообщения о новых назначениях. Так, мы узнали, что музыкальным руководителем и главным дирижером стал Дмитрий Юровский. И, что называется, выдохнули: он — из обоймы лучших на сегодняшний день, к тому же наша публика смогла получить собственные впечатления о маэстро на концертах Второго Транссибирского арт-фестиваля. Когда появилась новость о новом худруке балета, тут сердце оборвалось: а как же наш любимый Игорь Зеленский, ведь у него вроде не закончился контракт?! Ну и так далее — всех мытарств измученных ожиданием душ театралов не перечислишь.
И вот неожиданно трубный глас: до официального открытия сезона почти полмесяца, а музыкальную общественность приглашают на концерт в оперный. В проекте «Открытый НОВАТ» выступает народный артист России Денис Мацуев. Мацуев — это всегда великолепно, но как же, как же? — ведь реконструкция не завершена, и вообще в зале нет кресел?!
Креатива во всем этом мероприятии было так много, что иначе как surprise от Владимира Кехмана в стенах зала, окруженного по периметру копиями античных статуй, эту встречу не назовешь. Все участники ее попали сюда совершенно нетоптанными дорожками: журналисты и дети из хора театра — через служебный вход, учащиеся музыкальных учебных заведений и представители других культурных учреждений города — через боковые двери со стороны улицы Депутатской. Обычные ходы и выходы были заперты, фойе, чтоб не проглядывал ремонтный беспорядок, задрапировано тканью. А поскольку кресел действительно не было, то приглашенные расположились, образуя круг, в модных креслах-мешках, наполненных шариками из пенополистирола, прямо на полу партера, в центре которого стоял рояль. Менее креативная часть публики поспешила занять банкетки за чертой этого круга.
Незаурядное forte
Концерт был превосходным: некоторая ошарашенность слушателей переменой собственной участи «в греческом зале» не помешала им сполна насладиться музыкой Чайковского, Шумана, Стравинского в исполнении прославленного музыканта. Однако резонанс от этого необычного мероприятия по воле СМИ весь ушел «в свисток». Дело в том, что рояль не выдержал мощного мацуевского fortissimo — у инструмента отвалилась деталь крепления педали, которая тут же, в ходе концерта, была восстановлена, однако новостные ленты были заполнены только этим.
Сейчас, спустя время, экстравагантную презентационную акцию руководства театра можно, думаю, оценить более объективно — если не на отлично (о вкусах не спорят), то на крепкую четверку с плюсом. Тем более что на следующий вечер Мацуев дал еще один блестящий, теперь уже джазовый, концерт.
Сайт театра в настоящий момент тоже наполнен пусть не исчерпывающей, однако весьма интересной и разнообразной информацией. Так, в разделе «Афиша» мы узнали, что в репертуаре (он обнародован до конца января), вопреки слухам, сохранилась большая часть дорогих новосибирцам названий, в разделе «Новости» — что созданы две общественные структуры: научно-технический совет, призванный курировать реконструкцию, а взамен попечительского совета — некоммерческий фонд «НОВАТ опера/балет», который возглавил известный в городе культурный деятель Валерий Бродский.
Об этих структурах наша газета, надеюсь, расскажет читателям позднее, а пока констатирую: сегодня виртуальное путешествие по сайту театра (мы открываемего заново, в новых реалиях) подобно увлекательному и разнообразному по эмоциям квесту — как в организационном плане, так и в плане творческом… Словом, вспоминая телеформулу Первого канала «Как будут развиваться события, вновь покажет время», присоединимся к этой позиции.
«Спартак» как фирменный знак
О том, что ждет нас буквально через шесть дней, на открытии сезона и далее, в эксклюзивном интервью корреспонденту «Советской Сибири» рассказала Светлана Наборщикова, заместитель директора театра по связям с общественностью. Представитель новой команды НОВАТа, она хорошо известна тем, кто всерьез интересуется искусством: музыковед, критик, журналист, доктор искусствоведения, профессор Московской консерватории.
— Светлана Витальевна, почему сезон решили открыть именно балетом «Спартак», вроде озвучивались другие варианты?
— «Спартаком» мы открываемся потому, что это грандиозный масштабный спектакль, демонстрирующий новосибирскую труппу во всем ее великолепии. Потому что там танцуют замечательные артисты Роман Полковников, Анна Жарова, приглашенный солист Иван Васильев. То есть это будет грандиозное зрелище под стать грандиозному, обновленному (подчеркиваю — обновленному!) зданию Новосибирского театра оперы и балета, который теперь носит звучное и яркое название НОВАТ.
— Как доподлинно оно расшифровывается — Новосибирский академический театр?
— Да, Новосибирский академический театр. Могут быть другие расшифровки — по разумению зрителей. Пожалуйста, фантазия может работать как угодно. Самое главное, что здесь подчеркнуто слово НОВЫЙ. Новосибирск — новый сибирский город. НОВАТ — новый сибирский театр, сохраняющий исторические традиции, естественно…
О рокировках и реалиях
— На сайте театра Игорь Зеленский по-прежнему числится художественным руководителем балета. Но прежде в новостях мелькало имя Дениса Матвиенко в этой должности. Что за рокировки, что за интрига?
— У Игоря Анатольевича пока продолжается контракт с новосибирским театром, в июне 2016 года он заканчивается, и Зеленский отбывает на работу в город Мюнхен, в Баварский балет, с которым, я имею в виду — балетом, мы намерены поддерживать самые тесные дружеские творческие связи. Что касается Дениса Матвиенко, то он с июня 2016 года приступает к художественному руководству балетной труппой. Он уже ей представлен. И дал несколько инаугурационных интервью, одно из них размещено на нашем сайте. Денис два года руководил балетной труппой одного из крупнейших европейских театров — Национальной оперы Украины, и мы надеемся, что и здесь он себя достойно проявит. Кроме того, поскольку он еще действующий танцовщик, Матвиенко собирается танцевать в спектаклях театра, как это делал Игорь Анатольевич. То есть мы приобретаем не только художественного руководителя, но и премьера...
— Что после «Спартака»?
— Обо всех планах, чтобы далеко не забегать, говорить пока не буду, скажу о ближайшем времени. 19, 20 и 21 ноября — премьера балета Асафьева «Пламя Парижа» — тоже грандиозный, сопоставимый со «Спартаком» спектакль. Причем скажу, что балетмейстер Вайнонен, чья хореография положена в его основу, всегда мечтал об огромной сцене. С точки зрения размеров его не удовлетворяла ни сцена Большого, ни сцена Мариинского театров. К сожалению, он не дожил до постановки «Пламени Парижа» в Новосибирске, которая впервые здесь была осуществлена в 1971 году. Но, по словам его сына Никиты Вайнонена, который эту постановку видел, отец был бы очень ею доволен — именно о такой сцене он мечтал. Так что мы возвращаемся, можно сказать, к мечте хореографа. Главные партии в новом спектакле танцуют Роман Полковников и Анна Жарова — это будет 20 ноября, а 19-го и 21-го вы увидите первых исполнителей этого балета в Михайловском театре, где Михаил Мессерер впервые его восстанавливал. Это уже известный новосибирцам Иван Васильев и солистка Мариинки Оксана Бондарева.
Блистательный марафон
— А что со «Щелкунчиком»? Были слухи, что его убрали из репертуара, и вот на сайте мы видим афишу: 31 декабря — «Щелкунчик». Что все-таки решено, спектакль останется в репертуаре?
— Мы со «Щелкунчиком» не расставались, это какие-то домыслы, я не знаю, откуда они появились. Он в декабре и январе пройдет 24 раза. Честно вам скажу: такого количества спектаклей не поднимет даже Большой театр. Причем пройдет он с лучшими солистами, в своих базовых красивых декорациях. Так что приглашаем и взрослых, и детей. Что касается 31 декабря, то это будет совершенно особый день, так как в «Щелкунчике» главные партии танцуют действительно мировые звезды — Наталья Осипова и Сергей Полунин. Пара очень красивая, изысканная. Ну, естественно, в Новосибирске солисты тоже прекрасные…
— Иначе бы эту идею более чем с двумя десятками представлений подряд трудно было осуществить…
— Безусловно. Так что приглашаю вас и ваших читателей в обновленный Новосибирский театр оперы и балета. Я вам гарантирую: вы получите колоссальное удовольствие от убранства, от интерьеров. Я уже не говорю о спектаклях!..