Атмосфера успеха
Вторая Новосибирская гимназия вошла в топ-500 лучших школ России
Этому образовательному учреждению к наградам не привыкать: вот уже третий раз подряд Вторая Новосибирская гимназия попадает в рейтинг «500 лучших школ России», который с 2013 года ежегодно представляет Министерство образования и науки Российской Федерации.
Кроме того, в нынешнем году, помимо общего, были составлены рейтинги школ по профилям, и гимназия вошла в списки лучших школ химико-биологического, социально-экономического и физико-химического направлений. О том, чем живет сегодня одно из лучших образовательных учреждений Новосибирска, какие инновационные проекты здесь реализуют, как заботятся об образовании, воспитании и здоровье детей, рассказывает директор Второй Новосибирской гимназии заслуженный учитель России Ирина МИХНО.
Талантливые ученики и талантливые учителя
— Ирина Михайловна, что же необходимо для того, чтобы войти в число лучших? В чем секрет успеха?
— На этот вопрос так просто и не ответишь. Как и в любом деле, в нашей работе несколько составляющих, и одной из главных является педагогический коллектив. Я глубоко убеждена: талантливых детей должны обучать талантливые педагоги. Поэтому мы в нашей гимназии приоритетное значение отдаем подготовке учителей. Все они постоянно совершенствуют свои знания, проходят переподготовку, участвуют в различных профильных конкурсах, кстати, нередко занимают в них призовые места. В гимназии трудятся несколько заслуженных учителей России, многие имеют различные отраслевые награды. Например, не так давно учитель начальных классов Екатерина Трифонова была награждена почетной грамотой Президента РФ, а учитель русского языка и литературы Наталья Цыганкова заслужила благодарность Президента России. Последние три года наши педагоги стабильно побеждают на региональном этапе Всероссийского конкурса «Лучший учитель России».
Другая не менее важная составляющая — это создание соответствующей среды, в которой находятся наши дети. С одной стороны, мы стараемся воспитать у них ощущение того, что школа — это второй дом (ведь они действительно находятся в ней с утра до вечера), что именно они здесь хозяева. С другой стороны, постоянно делаем упор на то, что быть успешным, хорошо учиться, принимать участие в жизни гимназии — это престижно и достойно. Модно, если хотите. С моей точки зрения, только такая атмосфера творчества и успешности позволяет воспитать гармоничную личность.
— На каких базовых принципах строится образование?
— Наша основная концепция состоит в том, чтобы каждый ребенок мог получать знания в соответствии с собственными потребностями. Поэтому помимо глубокой базовой подготовки, которая зачастую выходит за рамки обычной школьной программы (все дети у нас изучают два иностранных языка, а латынь, язык науки, мы преподаем факультативно), в старшей школе у нас профильное образование. На параллели по три класса — естественно-научный (главный упор на физику, химию, математику), социально-гуманитарный и социально-экономический. Недавно у нас появились и инженерные классы, правда, они до старшей школы пока не дошли. Это наш ответ на запрос государства, ведь в последнее время делается большой упор на подготовку инженерных кадров. Мы приглашаем научных консультантов из академических институтов СО РАН, СУНЦ НГУ, тесно сотрудничаем с ведущими новосибирскими вузами — НГУ, НГТУ, СибГУГиТ, СГУПС, медицинским и педагогическим университетами. В учебном плане предусмотрены занятия по выбору, и наши дети посещают лекции и семинары в вузах.
Роботы, мыло и мост из спагетти
— Расскажите подробнее об инженерных классах. Каким образом в них ведется обучение?
— Мы создали собственные образовательные программы и разработали компетенции, которыми должны владеть будущие инженеры. Суть состоит в том, чтобы еще со школьных лет воспитывать в детях способность правильно мыслить, уметь ставить задачи, планировать их реализацию и анализировать полученный результат. В интерпретации CDIO (это всемирная общественная инициатива, объединяющая ведущие инженерные вузы) вектор развития выглядит так: задумай — спроектируй — реализуй — управляй. Поэтому основной формат работы для нас сегодня — это метод проектов. Каждый ученик в год должен подготовить два таких проекта. Так, наши дети проектируют и строят роботов, возводят модели мостов из такого непривычного материала, как спагетти, собственноручно варят натуральное мыло с логотипом Второй Новосибирской гимназии (мы потом его используем в качестве подарков) и так далее. То есть воплощают в жизнь свои идеи.
— А как мыло связано с обучением?
— На самом деле связь прямая. Чтобы, если так можно выразиться, осознанно изготовить кусок мыла, надо очень много всего знать, например, химию и физику. Изучение фундаментальных наук вызывает гораздо больший интерес, если воплощаешь свои знания на практике. Если детям интересно учиться — значит, мы добились своей цели.
— А им интересно?
— Конечно! Приведу простой пример: сегодня в нашей гимназии обучаются 1 150 человек, и более 800 из них ежегодно принимают участие в различных предметных олимпиадах (я имею в виду начальный этап), хотя дело сугубо добровольное. Некоторые наши ученики участвуют сразу в нескольких олимпиадах, пробуют свои силы в разных предметах. На мой взгляд, это лучшее доказательство того, что дети учатся с интересом.
Политика дружбе не мешает
— Вы упомянули, что школьники изучают два иностранных языка. А где они могут применить полученные знания на практике?
— Считаю, очень важно, чтобы наши ученики общались со своими ровесниками из других стран, тем более что сегодня для этого есть все возможности, тот же Интернет. Поэтому уже несколько лет мы тесно сотрудничаем с гимназией польского города Живец. Причем сотрудничество это началось по инициативе польских коллег — они увидели наш сайт и решили связаться с нами. В 2014 году мы совместно реализовали проект «Природа и ее ресурсы на благо человечества». В рамках его реализации сначала к нам приехала делегация польских гимназистов. Ребята жили в семьях наших учеников, была обширная и интересная программа, наши дети показали своим сверстникам из Польши Новосибирск, его достопримечательности. А потом наша делегация отправилась в Польшу.
В нынешнем году был проект «Память прошедших лет», посвященный 70-летнему юбилею Победы в Великой Отечественной войне. Польские дети рассказывали, как их дедушки и бабушки сражались с фашизмом, привезли старые фотографии. Мы повели их на монумент Славы, возложили цветы у Вечного огня. Тогда же мы их свозили на Алтай, это была очень интересная поездка. А когда наша делегация отправилась с ответным визитом в Польшу, она специально поехала через Берлин, чтобы дети увидели Рейхстаг. Впечатлений масса!
— На каком языке юные сибиряки общались с польскими гимназистами?
— В основном на английском. Но при этом учили друг друга родным языкам, даже песни пытались петь, они — по-русски, наши — по-польски. Дети — они вне политики, некоторые разногласия между нашими странами дружбе не мешают, а ребята получают бесценный опыт.
«Гимназия в кадре»
— Чем еще, помимо учебы, живет гимназия?
— Образовательный процесс построен таким образом, чтобы каждый ребенок мог проявить себя в том, что ему нравится, причем не только в учении. Как я уже говорила, наши дети проводят в школе весь день, поэтому огромное значение имеет внеурочная деятельность. Об этом можно рассказывать долго, но мне особо хотелось бы упомянуть наш проект «Гимназия в кадре». Суть его состоит в том, что дети снимают фильмы, причем все делают сами: пишут сценарий, подбирают актеров, режиссируют, снимают, монтируют.
Например, 4 А класс снял фильм «Мой друг смартфон». В нем речь идет о мальчике, которому подарили смартфон, из-за чего он чуть не потерял всех своих друзей и даже заболел. Но заканчивается все благополучно: родители вместо гаджета дарят сыну щенка. А к юбилею Победы 8В класс снял фильм «Нас всех навсегда опалила война». Его главная героиня, ученица гимназии, хочет написать стихи о войне. Чтобы проникнуться духом тех лет, много читает, встречается с ветеранами, посещает памятные места… Лента получилась прекрасная, ее даже показали на канале «Россия 2». Наши ученики уже сняли шесть фильмов и останавливаться не собираются. У нас и спектакли ставят: десятиклассники, к примеру, поставили спектакль «До свидания, мальчики», тоже к юбилею Победы. Ко Дню учителя они порадовали нас интерактивным спектаклем «Мещанин во дворянстве, или Совсем не об этом….», в котором приняли участие учителя, причем их об этом заранее не предупредили. Сколько смеху было!
— При такой напряженной программе и активной внешкольной жизни не слишком ли перегружены ученики?
— Мы постоянно заботимся об их здоровье. В гимназии есть свой оздоровительно-профилактический центр, куда ребята могут обратиться с любыми проблемами. В этом центре имеются стоматологический кабинет, кабинет физиолечения, дети получают массаж, кислородные коктейли, фиточаи, бифилин. Есть программа для профилактики снижения остроты зрения. Огромное значение для нормального развития ребенка имеет правильное питание, поэтому у нас прекрасная столовая, которую оценили не только дети, но и родители. В гимназии созданы все условия для занятий спортом, имеются секции футбола, волейбола, баскетбола, проводятся занятия лечебной физкультурой. Ученики регулярно побеждают в различных городских и областных спортивных соревнованиях. Одним словом, мы стараемся, чтобы наши гимназисты были умными, талантливыми и здоровыми!