USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Каркас Большого Новосибирска

Подготовила Инна ВОЛОШИНА
Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Эксперты круглого стола, организованного издательским домом «Советская Сибирь», рассказали о настоящем и будущем Новосибирской агломерации

Нынешний год ознаменовался для региона подписанием соглашения о создании Новосибирской агломерации (ее также называют Большой Новосибирск), в которую вошли пять городов и ряд муниципальных образований семи районов области. Большой Новосибирск сложился исторически. Создан Координационный совет по развитию агломерации, который возглавил вице-губернатор Сергей Семка. Что предстоит сделать, чтобы агломерация успешно развивалась? Какова модель транспортного каркаса? Будут ли применены новые технические и технологические решения?

Площадкой для круглого стола с участием экспертов транспорта, науки, градостроительства, представителей муниципалитетов, входящих в состав агломерации, стал конференц-зал открывшегося в этом году в Новосибирске международного отеля Park Inn by Radisson. Место встречи выбрано не случайно. «Советская Сибирь» ранее писала, что развитие индустрии гостеприимства, ориентированного в первую очередь на бизнес-туристов, тесно связано с раскрытием новосибирского индустриального, транспортно-логистического потенциала, расширением территории, привлекательной для инвестирования.

Итак, что такое сегодня Большой Новосибирск и какой видится перспектива его развития?

И снова об экраноплане
Юрий БУЛДАКОВ, почетный строитель России, главный инженер проектного института «Новосибирский ПРОМСТРОЙПРОЕКТ»:
— Хотел бы презентовать вид транспорта, подобного которому нет пока нигде в мире. Это разработка бывшего директора СибНИА имени Чаплыгина профессора Алексея Николаевича Серьезнова.

Речь идет об экраноплане. Это аппарат, который по внешнему виду представляет собой некий гибрид самолета и поезда и движется на воздушной подушке. Суда на воздушной подушке, которые уже созданы, поднимаются над поверхностью на 40 — 50 сантиметров и могут двигаться по льду, воде, болоту, пустыне — словом, практически везде, преодолевая любое бездорожье. Подобные разработки в нашей стране имеются, но используются в основном в военных целях.

В данном случае предполагается, что экраноплан будет двигаться над землей по специальной эстакаде (наш институт как раз занимался ее разработкой). Его скорость будет достигать 300 — 350 километров в час, а в перспективе — 500 — 550 километров в час. Сначала разработчики предполагали, что будут использовать авиационные двигатели, но из-за шума отказались от этой идеи. Сейчас они работают над специальным электродвигателем.

Преимущества нового вида транспорта очевидны. Строительство эстакады обойдется значительно дешевле, чем строительство железной дороги: 80 миллионов против 255 миллионов рублей за километр. Кстати, московские инвесторы собираются строить такую дорогу на маршруте Горноалтайск — Бийск с заездом в Белокуриху.

Если проект воплотится в жизнь, то из Новосибирска до Бердска можно будет добраться за 10 — 12 минут без пробок. Будем надеяться, что эта дерзкая мечта воплотится в жизнь.

А как же земельный резерв?
Николай КРАСНИКОВ, мэр наукограда Кольцово:
— Тема, которую мы сегодня обсуждаем на круглом столе, для жителей Кольцово весьма актуальна. Любому понятно, что основа развития территорий — это дороги. Жители наукограда на себе испытали, каково жить, имея единственную транспортную артерию, да и то перегороженную железнодорожным переездом. В среднем на дорогу до Новосибирска уходило полтора часа, а то и больше, и это только в один конец. К счастью, в начале сентября был запущен тоннель под железнодорожным полотном, который эту проблему снял. Кроме того, нам существенно облегчила жизнь реконструкция дороги между Академгородком и Кольцово, которую произвели семь-восемь лет назад.
Все это, конечно, хорошо, но надо смотреть в будущее, особенно с учетом создания Новосибирской агломерации, в которую вошел наукоград. Конечно, в Кольцово создают новые рабочие места в Биотехнопарке, а также, конечно, в государственном центре вирусологии и биотехнологии «Вектор». Но все жители Кольцово по объективным причинам там работать не будут — не могут же все поголовно быть учеными! С другой стороны, на предприятиях — резидентах Биотехнопарка трудятся люди, проживающие в других местах. Значит, каждый день они добираются на работу и с работы. Не будем также сбрасывать со счетов тех, кто учится в вузах и ездит на учебу. Год от года транспортные потоки будут нарастать. Многие из тех, кто работает и учится, пользуется общественным транспортом. Значит, уже сейчас мы должны все просчитать и решить, что лучше: создавать автотранспортные предприятия в Кольцово или привлекать перевозчиков из Новосибирска и Бердска. Также надо подумать об удлинении имеющихся маршрутов общественного транспорта и организации новых.
Актуальной остается проблема Восточного обхода, о которой уже упоминалось. Когда его построят, весь транспорт, идущий с востока на юг в обход областного центра, двинется через микрорайон «Щ». Как решить эту проблему? Возможно, выходом будет строительство дополнительного выезда через Нижнюю Ельцовку. К тому же место, где Восточный обход проходит через Академгородок, — потенциальная точка роста. Это означает, что уже сегодня нужно зарезервировать там земли. Возможно, там будет студенческий кампус или гостиничный комплекс, или спортивные сооружения.

Не поедем, так полетим!
Павел ЧИСТЯКОВ, вице-президент компании «Центр экономики инфраструктуры», Москва:
— Наш центр занимается разработкой программы скоростного движения для ОАО «РЖД». В частности, мы разработали ряд предложений конкретно для Западно-Сибирской железной дороги. В первую очередь речь идет о строительстве второго скоростного пути железной дороги Новосибирск — Барнаул. Также весьма перспективным нам представляется возведение третьего пути Транссиба на участке Новосибирск — Юрга, а в перспективе и до Кемерово. Также надо будет проложить третий путь до Томска. По этим дополнительным путям будут двигаться скоростные электропоезда.

Почему именно эти направления? Мы провели анализ пассажиропотоков и выяснили, что наиболее напряженным является участок дороги Новосибирск — Барнаул, он пропускает 1,3 миллиона пассажиров в год. Причем основная нагрузка ложится на участки Новосибирск — Бердск и Новосибирск — Искитим. Весьма интенсивные пассажиропотоки также на направлениях Новосибирск — Томск и Новосибирск — Кемерово. Мы надеемся, что уже в нынешнем году РЖД примет эту программу.

Что касается финансирования, то для каждого отдельно взятого участка будут искать конкретного инвестора. Если все пойдет так, как планируется, то скоростное движение в направлении Новосибирск — Барнаул будет открыто к 2021 году, а по остальным направлениям, о которых я упомянул, — к 2025 году. Поскольку эти электрички будут двигаться со средней скоростью 120 километров в час, то до Барнаула можно будет добраться меньше чем за два часа, а не за четыре с лишним, как сейчас.

Ордынке нужен понтон
Ольга ЖЕЛНИНА, заместитель главы администрации Ордынского района:
— Представленная сегодня транспортная модель Ордынский район не затрагивает, между тем он (по крайней мере, его часть) тоже входит в состав Новосибирской агломерации. При этом мы являемся зоной отдыха, поэтому в дачный сезон в пятницу и воскресенье дорога от районного центра до мегаполиса представляет собой сплошную пробку. Естественно, это доставляет жителям и отдыхающим массу неудобств. К тому же весь личный и общественный транспорт движется непосредственно через центр Ордынского. Звучало предложение построить объездную дорогу вокруг нашего поселка, был даже проект, но пока он не воплотился в жизнь.

Также добавляет проблем тот факт, что Обское водохранилище разделяет район на две части. Конечно, летом через море ходит паром, зимой мы налаживаем ледовые переправы, но в межсезонье часть жителей Ордынского района фактически отрезана от мира. Иногда, если зима мягкая, надежную ледовую переправу возможно организовать только в январе, а то и в феврале. Люди на свой страх выходят на лед, а это очень опасно.

Мы полагаем, что значительно улучшить ситуацию могло бы строительство понтонного моста через Обское море на участке Спирино — Чингисы, который можно было бы использовать круглогодично. Это сразу сняло бы транспортную напряженность. По нашим предварительным подсчетам, если этот понтонный мост использовать круглый год, то он окупится в течение пяти лет. Кстати, переправа оказала бы добрую услугу и жителям соседнего, Сузунского района, которые находятся в том же положении, что и мы. Естественно, на средства из районного бюджета такое масштабное строительство не осилить. Как нам кажется, в этой ситуации было бы уместно государственно-частное партнерство, о котором сегодня так много говорят. И мы, жители двух районов, были бы очень благодарны правительству Новосибирской области за поддержку в этом вопросе.

Что дает транспортная модель
Сергей НОВОКШОНОВ, заместитель начальника управления архитектуры и строительства, начальник отдела территориального планирования министерства строительства Новосибирской области:
— В рамках реализации схемы территориального планирования области планируется проведение различных мероприятий, в частности ряда научно-исследовательских работ. Темой одной из таких работ будет подготовка комплексной транспортной схемы Новосибирской агломерации, которая должна будет увязать целый ряд вопросов. Новосибирск как центр агломерации также является и крупнейшим транспортным узлом, и взаимоувязка внутреннего развития агломерации с транспортной схемой должна быть очень четко прослежена. Выводы, полученные в результате научно-исследовательской работы, должны быть заложены в документы по территориальному планированию, которые будут готовиться для всех муниципальных образований, входящих в агломерацию.

Главной целью разработки комплексной транспортной схемы является обеспечение сбалансированного развития территориальной транспортной системы Новосибирской агломерации, ориентированной на ее стратегические цели. В этом плане базовыми принципами остаются повышение безопасности и надежности передвижения в сочетании с расширением свободы выбора целей, путей и способов передвижения.

Хотел бы сказать главное: без учета состояния транспортной инфраструктуры комплексного планирования развития территорий быть не может. Необходимо четко отслеживать, что с ней происходит, и решать возникающие вопросы в рамках установленных базовых ориентиров. И тут необходимо будет разводить задачи по финансированию в краткосрочной, среднесрочной и долгосрочной перспективе. Иными словами, нужно будет точно определить, какие проекты следует финансировать в первую очередь и где изыскивать источники финансирования. Надеюсь, что научные исследования, о которых я упоминал, подскажут ответы и на эти непростые вопросы.

Бердский акцент
Виктор ТЮХАЕВ, заместитель главы Бердска:
— Как известно, город Бердск находится в излучине, и у нас имеются два моста через Бердский залив — автомобильный и железнодорожный. Это наша боль и наше узкое место. Заторы там практически постоянно. Весь транспорт, который движется в южном направлении и обратно, идет по Вокзальной улице, которая является частью федеральной трассы М54. Да, там построили добавочную полосу, но хочу отметить, что из Бердска всего три выезда и все они выходят на ту же федеральную трассу М54. И это на сто тысяч населения! И так все непросто, представляете, что будет дальше?

Как и другие участники круглого стола, я тоже хотел вернуться к проблеме Восточного обхода. Как уже отмечали, сначала весь транспорт, который идет с востока на юг, пойдет через микрорайон «Щ», а потом — к нам. Страшно даже подумать, что тогда будет: наверное, вся федеральная трасса встанет. Нам кажется, ситуацию могут изменить только запуск скоростных электричек, которые оттянут на себя большую часть пассажиров, пользующихся сегодня автобусами и маршрутками, и понтонный мост Спирино — Чингисы, о котором говорила коллега. Эта переправа тоже весьма облегчила бы нам жизнь, поскольку те, кто едут с юга на запад, получат возможность ей воспользоваться и существенно сократить путь, избежав заезда в Новосибирск.

Начало положено
Валерий ХАБАРОВ, доктор технических наук, профессор, декан факультета бизнес-информатики Сибирского государственного университета путей сообщения, руководитель проекта «Комплексная транспортная модель Новосибирска»:
— Нам есть от чего оттолкнуться. Когда в свое время мы разрабатывали комплексную транспортную модель Новосибирска, мы включили в нее, помимо собственно города, прилегающие территории. Был проведен всесторонний анализ состояния транспортной системы Новосибирска и прилегающих территорий: Бердска, Кольцово, Краснообска и Мочище. При помощи веб-камер, беспилотных летательных аппаратов и средств визуального наблюдения мы проанализировали транспортные потоки. Это дало возможность делать определенные прогнозы, например, спрогнозировать возможные транспортные заторы, автомобильные пробки и так далее. Наша модель позволяет подсчитать, за какое время можно проделать путь от одного пункта до другого, определить возможную нагрузку на общественный транспорт в заданное время. Она помогает ответить на многие вопросы: что будет, если застроить новые микрорайоны, ввести новые объекты либо построить новый мост или дорогу и другие.

В качестве примера могу привести Восточный обход, который сейчас строится. Сегодня можно сказать, что при запуске его первой очереди транспортный поток, обходящий Новосибирск с востока и двигающийся в южном направлении, пойдет через Академгородок, причем нагрузка будет не менее 800 автомобилей в час. Понятно, что это создаст для жителей научного центра большие проблемы, поэтому об этом надо думать уже сейчас, не дожидаясь, пока Восточный обход сдадут в эксплуатацию. Подводя итог, хочу сказать, что теперь мы сможем спрогнозировать, что произойдет при различных моделях развития территорий, входящих в агломерацию.

Выстраиваем деловые контакты
Сергей Ведерников, генеральный директор ПАО «Томская судоходная компания»:
— Водный транспорт имеет традиционные преимущества, думаю, их необходимо в полной мере задействовать в вашей будущей агломерации. Наше предприятие готово принять активное участие в процессе развития транспортного комплекса Новосибирской области. По приглашению министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области мы вошли в рабочую группу по подготовке программы по переводу грузовых потоков с автомобильных дорог на водный транспорт.

Наша судоходная компания перевозит минерально-строительные материалы — щебень, песок, гравий, добываемые в Новосибирской и Томской областях. Мы планируем расширять деловые контакты со строительными, дорожными и всеми другими заинтересованными новосибирскими компаниями, у нас есть для этого все необходимые производственные мощности и ресурсы.

Электричка, да не простая
Сергей МИЛЕВСКИЙ, начальник отдела архитектуры и градостроительства Новосибирского района Новосибирской области:
— Мы тоже рассчитываем на поддержку, правда, несколько по другому поводу. Новосибирский район окружает мегаполис, и по сути сегодня многие воспринимают его как бы продолжением города. Действительно, областной центр постоянно растет, появляются новые микрорайоны и коттеджные поселки.

Сегодня многие люди хотят жить на природе, но в то же время в комфортных условиях и в непосредственной близости от города, а значит, на территории нашего района, потому что мегаполис, каким бы он ни был большим, все же имеет четкие границы. Мы думаем, что со временем эта тенденция будет только усиливаться.

Это означает, что понадобятся новые дороги. В идеале надо бы создать на территории района густую транспортную сеть, как в Западной Европе, к примеру, в окрестностях Гамбурга. Пока наш район еще не застроен, это можно успеть сделать.

СПРАВКА
Новосибирская агломерация — крупнейшая городская агломерация Сибири с населением около 1,9 миллиона человек (2012), что составляет более 2/3 населения Новосибирской области и 9,95 процента населения Сибирского федерального округа. Транспортные связи внешней зоны агломерации осуществляются железнодорожным, автобусным и автомобильным транспортом по дорогам общей сети с использованием местной и междугородной маршрутной сети.
Ее ядро образуют города Новосибирск, Бердск, Искитим, Обь, рабочий поселок Краснообск и наукоград Кольцово. Кроме того, в агломерацию входят районные центры: городской округ Искитим и городские поселения в составе муниципальных районов Мошково, Колывань, Коченево, Новосибирский муниципальный район и частично прилегающие к нему Мошковский, Искитимский, Коченевский и Колыванский муниципальные районы.

ЦИФРА
Транспорт Новосибирска
 - 397 транспортных районов
 - 3 481 транспортный узел
 - 9 702 отрезка транспортной сети
 - 29 848 поворотов
 - 186 маршрутов общественного транспорта
 - 1 963 остановки общественного транспорта
 - 413 светофоров
 - 2 993 пешеходных перехода