USD 102.5761 EUR 107.4252
 

Иван МОРОЗ: Сократить «пробег» еды от поля до стола

Фото Аркадия УВАРОВА
Фото Аркадия УВАРОВА

Главная цель программы развития сельских территорий — создание таких условий, чтобы люди хотели жить в своем родном селе.

 

Еще задолго до войны санкций потребители ввели свои — ударили рублем по замороженному импортному мясу, заморским молочным «деликатесам», сдобренным химией. Это реальная поддержка агропрому, нашим фермерам и отдельно взятым крестьянам, которые везут нам свежее молоко, мясо и прочую еду. Каковы перспективы этих товарно-денежных отношений? Как развивается и как должен развиваться агропромышленный комплекс?

Сегодня наш собеседник — председатель Законодательного собрания Новосибирской области Иван МОРОЗ.

Стратегическая отрасль

 

— Иван Григорьевич, есть как минимум два повода поговорить сегодня о жизни села. Интерес к ней наших читателей обусловлен и простыми потребностями, и тем, что на недавней встрече с нашим губернатором Президент Путин отметил рост сельскохозяйственной отрасли в Новосибирской области как более высокий, чем в среднем по стране. Для вас сельская тема не чужая, вы родились и начинали трудовую биографию в селе, да и ваши избиратели — тоже люди села. Как вы считаете, АПК может стать точкой роста региональной экономики?

— Думаю, что потенциал у нас очень перспективный. Напомню, решением Правительства России сельское хозяйство отнесено к стратегическим отраслям. В целом агропрому сейчас придается особое значение. Это происходит и со стороны федерального центра, который поставил задачу компенсировать импорт отечественной сельхозпродукцией, и со стороны потребителей, которые, к сожалению, видят растущие цены на продовольствие, и со стороны немалой армии сельхозпроизводителей, которые напряженно ждут, какие же меры предпримет государство. Считаю, что настало время максимальной мобилизации сил для осуществления комплексных подходов, усиления дополнительных экономических стимулов и форм государственной поддержки.

Санкции как драйвер роста

— Итоги работы российской экономики в условиях санкций уже показали влияние этих факторов на агросектор?

— Благодаря расчистке рыночных ниш производство муки, зерновых, овощных и других растительных культур в Новосибирской области выросло на 40 процентов к аналогичному показателю прошлого года, сыра и сырных продуктов — на 29,4 процента, мяса и субпродуктов птицы — на 26,9 процента, мясных полуфабрикатов — на 24,3 процента.

Приходится констатировать, что драйвером роста производства продовольствия стали санкции, введенные российским Правительством в отношении зарубежных производителей. Конечно, на этом фоне были приняты и решения о федеральных субсидиях на пользование кредитами, о поддержке молочного производства и так далее. Если комплекс этих мер будет и дальше регулировать агропром, то его эффективность не заставит себя ждать.

Сколько у нас земли?

 — С какими вопросами к депутатам чаще всего идут аграрии сегодня? О кредитах, тарифах, технике?

— Нет, сегодня вектор проблем сместился в сторону нехватки земель для сельскохозяйственного производства и трудностей с реализацией произведенной продукции. В связи с этим в регионе до конца года планируется провести полную инвентаризацию земель. Бюджет области выделяет 24 миллиона рублей для районов, входящих в агломерацию. В ряде других такая работа была проведена ранее.

Сейчас, по официальным данным, около 622 тысяч гектаров не используется в сельхопроизводстве. При помощи инвентаризации, гибкой системы налогообложения и мер господдержки исполнительные власти планируют ввести в оборот около миллиона гектаров пашни. Инвентаризация может стать стимулом развития сельского хозяйства в области, а также дополнительной возможностью для привлечения в регион инвесторов, заинтересованных в осуществлении крупных проектов в сферах растениеводства и животноводства. Эти предложения наши депутаты уже высказывали председателю правительства РФ Дмитрию Анатольевичу Медведеву на июльской встрече в Новосибирске.

Сбыт и кооперация

 — Если сбыт — проблема, то почему растут цены?

— Потому что не отлажена система отношений: сбыт и кооперация между фермерами и продуктовыми сетями. У мелкого фермера нет ни времени, ни ресурсов, ни умения выгодно торговать — его дело производить. Нужно помочь ему обеспечить цивилизованный и гарантированный сбыт. На долю малых форм хозяйствования в сельском хозяйстве Новосибирской области приходится 40 процентов всего объема производства сельскохозяйственной продукции. Очень важно, чтобы эта здоровая, экологически чистая продукция попадала на стол потребителю не через группу посредников, а с минимальными «пробегами». Общероссийский рынок заказа на продукты питания — более 300 миллиардов рублей. В роли заказчика для такой продукции могли бы и должны выступать оптово-распределительные центры.

В соответствии с дорожной картой в агропромышленном комплексе РФ планируется создать 33 таких крупных центра и 200 — 300 более мелких — регионального значения. Решение о создании этой сети уже принято Президентом России. В Новосибирской области, согласно проекту, на базе Промышленно-логистического парка будет создан один из запланированных оптово-распределительных центров. Сегодня на выделенной площадке уже проводятся работы по созданию необходимых коммуникаций и транспортной инфраструктуры. Общий объем инвестиционных вложений составит более пяти миллиардов рублей. Первую очередь объекта введут в эксплуатацию в третьем квартале следующего года.

Создать новые товарные группы

 — Но на этот суперсклад, наверное, должна поступать продукция не в мешках и бидонах, а хоть как-то переработанная. Мы с этим справимся?

— Согласен, это еще одна серьезная проблема. По данным министерства сельского хозяйства, в течение шести месяцев 2015 года в Новосибирской области ежедневно реализуется 1 362 тонны молока, на одного жителя это менее пол-литра. При этом всего половина перерабатывается в регионе. Другая половина вывозится в Омскую область и Алтайский край, для них мы сырьевой придаток и денежный мешок одновременно. Даже те перерабатывающие мощности на 2,3 тысячи тонн, что расположены у нас, принадлежат не нашим компаниям. Конкурировать с ними, создавая аналогичные продукты, нет смысла. Нужна новая стратегия производства, которая даст возможность нашей области создать такие товарные группы молочной и зерновой продукции, которые не производятся в соседних регионах.

С переработкой зерна такая же ситуация, как и с молоком: в прошлом году новосибирские мукомолы выдали 97 тысяч тонн муки при годовой потребности около 300 тысяч тонн, и это только для хлебобулочных изделий. Увеличение объемов и новых видов переработки в том и другом случае требует привлечения федеральных средств, займов и субсидий.

Первые в России

 — Здесь, на местном уровне, законодатели могут активнее лоббировать интересы сельхозпроизводителей. Какими формами поддержки это возможно?

— Наш депутатский корпус еще 2006 году первым в России принял поистине прорывной для сельского хозяйства закон «О государственной поддержке сельхозпроизводства». Благодаря этому Новосибирская область в числе первых в стране начала масштабное техническое перевооружение аграрного сектора. Хозяйствам возмещалась треть стоимости приобретенных машин и механизмов. В результате реализации закона во многие хозяйства области пришла современная техника на миллиарды рублей. Это позволило повысить технологический уровень проведения полевых работ, что положительно сказалось на урожае и его качестве. Затем мы переориентировали господдержку на стимулирование животноводческой отрасли.

Кроме того, закон позволил реализовать крупные инвестиционные проекты в ряде хозяйств области по строительству и реконструкции животноводческих комплексов, объектов перерабатывающей промышленности, развитию других сфер производства.

Сейчас новым направлением господдержки стало товарное рыбоводство. По итогам прошлого года по добыче рыбы мы стали лидерами в Сибирском федеральном округе. У области амбициозные планы — в ближайшем будущем 100 процентов рыбы перерабатывать на своей территории.

В каждом хозяйстве своя себестоимость

— Таким образом, закон почти десять лет работает без поправок?

— На его основе принимался целый ряд отдельных законов. Это десятки нормативно-правовых актов, от регулирования заготовки древесины до вопросов недропользования и господдержки садоводов и огородников. Для законодателей нового созыва принципиально важно сохранить норму закона о ежегодном 15-процентном увеличении общего размера господдержки аграрному сектору.

Но перед ними стоит задача пересмотреть систему в отношении субъектов господдержки. Нужно сделать акцент на средний и малый бизнес, ограничить величину господдержки юридических лиц, чтобы она доходила до непосредственных производителей — крестьян. При этом я категорически не согласен с лозунгом «Дайте ресурсы и не вмешивайтесь в хозяйственную деятельность». Возмещать затраты — смотреть себе под ноги, помнить, что в каждом хозяйстве своя себестоимость. Поэтому будет справедливым перейти на субсидирование единицы готовой продукции.

— Даже при условии, если рентабельность ниже среднего?

— Вопросы субсидий для товаропроизводителей, конечно, должны быть продуманы, чтобы не получилось так: чем хуже работаешь, тем больше поддержка. Отдача от государственного рубля, конечно, важный показатель экономики, однако хочу напомнить о главной цели программы развития сельских территорий, которая состоит в том, чтобы люди хотели жить в своем селе. А для этого каждое муниципальное образование, каждая семья должны видеть перспективу: где люди будут работать, какую получать зарплату, кто и где будет учить детей, насколько полным будет обеспечение социальной инфраструктурой.

Особо хочу подчеркнуть, что при всех изменениях мы должны сохранить главное, что изначально закладывалось в законы: создание условий для жизни в селе, сохранения сельского образа жизни, обеспечения занятости населения. У нас все для этого есть — рабочие руки, работающие законы, наконец, Сибирское отделение Российской академии наук. Объединив усилия, мы, думаю, сможем создать в области не только две-три территории опережающего развития, но и сделать такой территорией весь регион.

Валентина МАЛЬЦЕВА