USD 108.0104 EUR 113.0947
 

Анна ТЕРЕШКОВА: «Спокойной походкой – вперёд»

Татьяна ШИПИЛОВА
Фото Сергея ЯСЮКЕВИЧА
Фото Сергея ЯСЮКЕВИЧА

Анна Васильевна Терешкова – начальник департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии была, скажем так, непафосно элегантна и эффектна: в платье из белого шитья, кораллового цвета летнем пиджачке и светлых лакированных туфлях на шпильке. Что вполне соответствовало формату «встречи без галстуков», как заявили ее организаторы – молодые люди, обучающиеся искусству публичных выступлений в лофте «Пчела».

Классическое начало
Народу собралось раз в пять больше, чем на обычных тут посиделках, и, наверное, в первую очередь потому, что Новосибирск не только славится, но еще и «болен» культурой – у нас есть как мощный культурный бэкграунд, так и некий местный «пунктик». Потому что мы сами создаем бренды («Новосибирск – культурная столица»), а потом они отчасти превращаются в наши комплексы, и мы не устаем искать подтверждений – «так столица, или нет?» Что стало буквально вторым вопросом к гостье, но – по порядку…

Тема была обозначена задиристо «От правильных слов к успешным проектам», поэтому Терешкова сразу предположила, что, возможно, будут заданы и неудобные для нее вопросы, и отважно предложила свой ход – е2-е4:

– Мне кажется, что многие вопросы отпадут, если я расскажу свою биографию…

Ход был верным: с младых ногтей активистка, спортсменка, кавээнщица и на этот раз заслуженно покорила аудиторию, так как была искренна, открыта и старалась не обходить острых углов, говоря о служебном и личном.

Сразу призналась (хотя годиков пять можно было с чистой совестью утаить, никто бы и не заметил), что ей 46 лет: «Только глупые люди скрывают свой возраст, возраст – это состояние души, а не состояние твоего паспорта». Анне Васильевне, как выяснилось, есть с кого брать пример: ее отцу, геофизику, доктору наук 84 года, он бодр и до сих пор ходит на работу пешком. Родителям же она обязана ранним и глубоким погружением в культуру и спорт. Музыкальная школа, абонемент на симфонические концерты, по выходным – семейные лыжные вылазки, походы в бассейн и обязательно – в театр или на выставку.

– Родители меня в этом смысле не щадили, считая, что надо впихнуть в единственного ребенка все, что есть прекрасного в этом мире. Я считаю, что это был даже перебор. Поэтому в своей семье я сразу сказала, что детей должно быть много, так как реализовать через одного ребенка всего себя невозможно, да и не всегда получается стопроцентное попадание. А когда детей двое-трое (у Терешковых их – пять! – Т.Ш.), получается идеальная картинка: вот тот – спортсмен, вот тот – умный, третий – еще что-то, – хохочет Анна Васильевна вместе с залом. Не смеется, а именно хохочет, заразительно, по-молодому, не теряя обаяния красивой взрослой женщины, как лидер, большого юного сообщества, на лету готового подхватить твою эмоцию.

«Очень хотелось замуж!»
Это товарищеское ощущение аудитории, можно предположить, осталось со стройотряда, поездок в Сургут и на Шикотан, где она была командиром, заводилой и…главным грузчиком. Поскольку на Курилах к стройотряду девушек-медичек прикрепили трудных подростков, некоторые из которых были изрядными «лбами», но по закону таскать в цех огромных рыбин им как малолетним запрещалось. И наставницы, которым было немногим больше, обвязавшись специальными поясами, чтобы не надорваться, вершили показательный трудовой подвиг на их глазах.

В своих организаторских идеях на Шикотане она нечаянно зашла далеко. Можно сказать, с перспективой на всю жизнь. Если дословно, в эпическом стиле, то дело было так:

– Студенты жили на Шикотане в бараках, и к нам в барак подселили стройотряд новосибирского нархоза. У них был комиссар, с которым мы решили, чтобы подружить наши отряды, устроить студенческую свадьбу. Устроили. Весь остров гулял, все подружились, а мы в результате потом и на самом деле поженились.

Поженились, рассказывает Анна Васильевна, после поездки и многие другие пары, причем все в один день пошли подавать заявления, и во Дворце бракосочетания выстроилась очередь в 60 человек:

– Это было отдельное шоу. Нас пытались несколько раз выставить за порог, но мы были настойчивы – очень замуж хотелось, – вспоминает и снова хохочет она.
Потом растила детей, а муж зарабатывал на жизнь – такой уговор был в молодой семье с первых дней совместной жизни. Он был отличником, шел на красный диплом, но чтобы принести в дом лишнюю копейку, ходил на рассвете подметать Центральный рынок, подрабатывал грузчиком.

Проверяется любовью
Когда дети подросли, она поступила в университет на отделение английской филологии, чтобы получить второе, после мединститута, высшее образование. И это было очень сознательно и очень всерьез: таким образом (изучая английский, другие страны и их культуру) Анна выстраивала в себе фундаментальные мировоззренческие вещи. Например, что такое, по ее убеждению, патриотизм:

– Патриот – это тот человек, кто, имея свободный выбор поехать в любую страну, выбрать любую сферу деятельности, выбирает этот город, эту страну – принципиально. Потому что любит ее и хочет работать на ее благо…

И она по аналогии вспомнила случай из юности, когда ее отец сильно волновался и не очень удачно выступил от имени родителей на школьном выпускном. Тут же Аня услышала осуждающие реплики в его адрес и впервые грубо накричала на взрослых.

– Я отстаивала своего отца. Так же искренне патриот будет отстаивать свою родину, потому что он ее искренне любит.

Молодой человек из первого ряда спросил:

– Почему с патриотом у нас чаще всего ассоциируют человека с автоматом, и как воспитывать патриотизм у молодежи?

– Патриотизм солдата, который выполняет свой воинский долг осознанно, честно – величина безусловная,– ответила Терешкова. И словно в продолжение давнего спора, когда она еще не была представителем властных структур, а свободным галеристом, потом директором Сибирского центра современного искусства, развила свою мысль: – Патриотом может быть и художник, творец современного искусства, потому что он работает для своей страны, он пропагандирует ее, порой, извините, вскрывает ее язвы, чтобы все увидели, пришли и залечили эти язвы… А воспитать в молодых патриотизм, считаю, можно только собственным примером.

Когда человек неискренен, налево направо врет, ворует, его разглагольствования на эту тему никого не убедят.

За проектом – человек
Сама она, по собственному признанию, никогда не преувеличивала силу «красоты говорения», ораторского искусства – она верит в целеустремленность и умение человека убедить в правоте и состоятельности своей идеи других:

– Друзьям, коллегам я всегда говорю: «Убедите меня! Так, чтобы я полюбила эту тему, чтобы я ее потом отстаивала, чтобы я была уверена в ней так, будто она придумана мною». Это касается любых идей, проектов, начинаний…

Зал заинтересовался, а чем культурные проекты отличаются от бизнес-проектов, какие сложнее защищать?

– Культурные дольше и тяжелее. Потому что бизнес-проект можно прописать в цифрах и схемах, а как ты опишешь, к примеру, картины или музыку, которые будут созданы?

Была на встрече и другая интрига – не только поближе познакомиться с начальником департамента, но и привлечь внимание к собственным проектам (вполне реальным) и даже – несбыточным сверхидеям. Ну, например, забрать все федеральные объекты в областную и городскую собственность и управлять ими всем новосибирским миром.

– Если вы хотите, чтобы, к примеру, оперный театр существовал, он должен оставаться в федеральном подчинении: бюджет ни города, ни области его никогда не потянет, – отвечала руководитель департамента, добавив, что конкретно в нынешней ситуации на какое-либо развитие культуры денег вообще нет, только на поддержание. – Мы даже ремонтировать ничего не можем, уже не говоря, чтобы увеличивать какие-то достатки.

Но это, по мнению Терешковой, не повод для пессимизма: как показывает жизнь, самые громкие самые интересные проекты обычно почти ничего на старте не стоят – тот же Тотальный диктант, парк Пушкина – надо только самим быть инициативнее. Не ждать, что мэрия что-то такое особое для горожан непременно изобретет, и всем будет интересно жить.

Хотя справедливости ради добавим: то, что рассказала потом Анна Васильевна об оговоренных уже перспективах открытия с помощью Москвы новосибирского филиала Центра Современного искусства (который у нас был, но переместился в Томск) и об идее, поддержанной мэром, относительно создания центра прикладной урбанистики, очень вдохновило участников встречи. Потому что это выводит Новосибирск в совершенно иной, более широкий и креативный контекст развития культурного пространства.

О свободе-свободе
– Приходится ли вам делать на работе то, что не нравится вам как человеку или противоречит вашим принципам? – такой вопрос прислали по Интернету.

Вообще, перемещение из свободных художников в «вертикаль власти» сопровождался, по словам Терешковой для нее довольно смешными и странными ощущениями, как переход в противоположный стан, а если по существу:

– Здесь, наверное, я должна сказать: слава Богу, что я вышла из политики. В этом смысле я благодарна Михаилу Прохорову, который так красиво распустил партию… И теперь я понимаю, как это здорово выйти из политики и какая это свобода-свобода… Главное, считаю, сохранить внутреннюю свободу и свои внутренние принципы, что же касается проектов, которые я начинала и начинаю, они пока ни разу не встречали сопротивления. Поэтому пока никаких противоречий ни в работе в мэрии, ни с этой командой у меня нет.

Поскольку в «Пчеле» собралась в основном молодежь, то на прощание гостью попросили дать три совета по успешному построению карьеры.

– Наверное, на меня повлияла работа в мэрии, но я скажу: «Учиться, учиться, и еще раз учиться!» – опять смеялась она вместе с залом. – На самом деле, уверена, надо работать над своими мозгами всю жизнь. Как только ты перестаешь чувствовать время, оно откидывает тебя назад, и ты уже не можешь добраться до каких-либо высот. Второе – надо учиться общаться с людьми, чтобы учиться у них. Какой-то мудрости можно научиться и у бабушки, которая расскажет тебе притчу, и ее главная мысль станет тебе лозунгом на всю жизнь. И третье – надо учиться слушать людей, потому что, внимательно слушая человека, ты помогаешь ему раскрыться и, благодаря этой энергетике, ты сможешь более тонко общаться с другими людьми. А по большому счету: доверяйте себе и будьте самодостаточны. Вот это ощущение уважайте в себе. Не надо колыхаться, надо идти вперед спокойной такой походкой.

СПРАВКА
Анна Терешкова родилась в 1969 году в Новосибирске. Окончила Новосибирский медицинский институт по специальности «педиатр». Работала переводчиком в Сибирской контрактной корпорации, менеджером ЗАО «Восход-Бейкер», директором музея «Сибирский центр современного искусства», с 2012 года – директором Сибирского филиала Государственного центра современного искусства. С 26 мая 2014 года – начальник департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии города Новосибирска.