На свалках найдены тонны опасных медицинских отходов
Экологи сняли на видео шокирующие кадры вывоза и разбрасывания медицинских отходов.
В крупных городах Сибири горы мусора растут с каждым днем и постепенно сами превращаются в города. Власти каждого сибирского мегаполиса решают эту проблему с по своему. Но сейчас возникла новая проблема, которая угрожает не только здоровью сибиряков, но и их жизни.
Речь идет об утилизации медицинских отходов, которая отдельными недобросовестными подрядчиками ведется с грубыми нарушениями установленных правил и норм, что может грозить настоящей эпидемией.
Справка. Ежемесячно в каждой более-менее крупной больнице, накапливается от одной до трех и более тонн медицинских отходов. Это не просто бытовой мусор. Медотходы — это всё, что связано с хирургическим вмешательством и лечением: окровавленные бинты, грязные шприцы, памперсы, капельницы, резиновые перчатки, катетеры и тому подобные вещи. Все эти предметы без надлежащей обработки представляют значительную угрозу сантиарно-эпидемиологическому благополучию наших граждан.
Как рассказал «Советской Сибири» новосибирский эколог Константин Курасов, медицинские отходы делятся на три класса. Класс «А» считается неопасным. Отходы данной группы можно выбрасывать на свалки; а вот отходы классов «Б» и В» — опасны для здоровья людей. Такие отходы значительно отличаются от другого мусора и требуют особого внимания. Медики обязаны фасовать их в желтые и красные пакеты и контейнеры, после чего этот груз нужно вывезти на специализированных машинах в цех, а там либо обезвредить с использованием принципов автоклавирования, либо сжечь в специальных высокотемпературных печах. Данная деятельность требует наличия специализированного автотранспорта, дорогостоящего оборудования, а также соответствующим образом обученного персонала. Кроме того, и сам цех, и место его размещения должны удовлетворять целому ряду санитарных требований.
—В Новосибирской области утилизация медотходов организована на должном уровне и поставлена на поток, — говорит Константин Курасов. — В нашем регионе этим занимаются четыре предприятия, работа которых соответствует регламентам и подвергается регулярным проверкам. Претензий к новосибирским компаниям у нас никогда не возникало. Примерно пару лет назад был эпизод, связанный с попыткой фирмы из Ленинска-Кузнецкого (Кемеровская область) – ООО «МедПромСервис», в штате которой, кстати, официально числится один человек, являющийся ее директором, дестабилизировать ситуацию. Выиграв государственные торги по демпинговым ценам, эта фирма начала оказывать больницам Новосибирска и Новосибирской области услуги по сбору, транспортированию и утилизации опасных медицинских отходов… На деле оказалось, что ООО «МедПромСервис» не утилизирует опасные медотходы, а просто вывозит их на новосибирские свалки, а порой и просто вываливают в лесу где-нибудь за городом. То, что на первый взгляд казалось приятной экономией, обернулось экологическим бедствием… В дело вовремя вмешались экологи. Вскоре кадры любительской видеосъемки были представлены в министерство здравоохранения Новосибирской области, иные контролирующие органы. Экспансия «МедПромСервиса» в Новосибирскую область, казалось бы, завершилась не начавшись.
Однако, вернувшись к данной проблеме спустя почти год, новосибирские экологи к своему удивлению обнаружили, что указанная компания все еще оказывает подобного рода «услуги» трем государственным больницам Новосибирской области, а также активно действует на территории Кемеровской области. При этом в некоторых городах Кемеровской области, например, Новокузнецке и Юрге, уже поняли, что к чему и отказались работать с этим якобы «переработчиком». А вот жители Кемерова, Ленинск-Кузнецкого и еще ряда кузбасских городов продолжают жить на «пороховых бочках» - опасные медицинские отходы с регулярностью, достойной лучшего применения, оказываются на городских свалках. Здесь можно заразиться не только «банальным» туберкулезом или сифилисом, но и ВИЧ-инфекцией. Микробы здесь плодятся с огромной скоростью. Весь Кузбасс сейчас в зоне риска.
Вопрос утилизации медицинских отходов привлекает к себе все более пристальное внимание. На сегодня в мире, по обобщенным данным, их накопилось уже около 1,8 млрд. тонн, что составляет примерно 300 килограммов на каждого жителя планеты. В России, по официальным данным, ежегодно образуется порядка одного миллиона тонн медицинских отходов. Однако, по мнению экспертов, эти показатели занижены как минимум в 2 - 3 раза.
По словам Константина Курасова, ежемесячный объем медицинских отходов одного только областного перинатального центра в Кемерове составляет порядка двух тонн, а среднестатистической городской клинической больницы — порядка 850 килограммов. Особую опасность, вызванную социальными факторами, представляют использованные одноразовые шприцы. Если их своевременно не утилизировать, то их могут вторично использовать наркоманы, и тем самым способствовать распространению ВИЧ-инфекции и парентеральных вирусных гепатитов.
По оценке ВОЗ, ежегодно только в результате повторного использования шприцев инфицируется около 20 миллионов человек. В России делают в год более 100 миллионов инъекций.
Сейчас в России основным действующим документом, регулирующим ситуацию в области медицинских отходов, является СанПиН 2.1.7.2790-10, четко и подробно регламентирующий каждую процедуру, связанную с накоплением, сбором, транспортированием и утилизацией медицинских отходов всех классов. Проблема состоит в надлежащем контроле за соблюдением этих требований как заказчиками – медицинскими организациями, так и подобного рода подрядчиками. Основным аргументом в пользу привлечения дешевых подрядчиков, подобных описанному ООО «МедПромСервис», является отсутствие достаточного финансирования, что выглядит несколько странно – в Новокузнецке и Юрге, а также на всей территории Новосибирской области финансирование позволяет утилизировать опасные медотходы цивилизованными способами, а вот, к примеру, в Кемерове, Ленинске-Кузнецком и других населенных пунктах нет… может быть, проблема лежит в иной плоскости?
P. S. С просьбой прокомментировать ситуацию редакция с официальным запросом обратилась в управление Роспотребнадзора по Новосибирской области. Здесь нам ответили, что обеззараживание отходов класса Б и В проводится во всех медицинских организациях на месте образования в зависимости от профиля учреждения. Отходы класса А утилизируются на полигоны бытовых отходов.
«Утилизацию опасных медотходов в отдаленных районах области, в том числе Маслянинском, Татарском и Сузунском проводят специализированные организации методом термического обезвреживания в печи, либо на полигоне при изменении их товарного вида и невозможности их повторного применения. Угроза заражения людей исключена», — говорится в сообщении Роспотребнадзора по региону.
В то же время ведомство добавляет, что не в праве устроить внеплановую проверку по фактам, изложенным выше, так как для этого необходимо «причинение вреда жизни и здоровью» или «нарушение прав потребителей».
Федор Буров
Фото и видео предоставлены Константином Курасовым