USD 70.3847 EUR 76.7344
 

Юрий ПЕТУХОВ: «Выборы — это всегда столкновение интересов»

Валентина МАЛЬЦЕВА

Быть открытыми к диалогу, ответственными перед избирателями призвал кандидатов в депутаты председатель Избирательной комиссии Новосибирской области

Тринадцатого сентября в регионе состоятся сотни избирательных кампаний разного уровня. Выбирать будем депутатов Законодательного собрания, горсовета Новосибирска и большинства муниципальных образований. Накануне этого события политическая борьба строго регламентирована во избежание злоупотреблений со стороны стремящихся к власти лиц.

Тем не менее драматургия даже хорошо прописанного сценария каждый день насыщена живыми эмоциями всех участников настолько, что по мере приближения к дате голосования психологическое напряжение просто начинает зашкаливать. В такой обстановке непросто соблюдать спокойствие и по максимуму обеспечивать строгое следование букве закона.

О готовности избиркомов, партий, депутатов и избирателей к масштабному политическому событию сегодня беседуем с председателем Избирательной комиссии Новосибирской области Юрием ПЕТУХОВЫМ.

Транзит времен
— Юрий Фёдорович, вы ведете статистику, сколько выборов вы уже проводили?

— Не веду. Точно знаю, что 13 сентября будем проводить 476 кампаний. Я в избирательной системе с 1995 года — сначала как член окружной избирательной комиссии, потом заместитель председателя окружной комиссии, с января 2000 года — председатель городской муниципальной избирательной комиссии, с июля 2011-го — в нынешнем статусе. Можно представить, сколько выборов за это время «утекло». Больших, локальных — разных...

— Как за это время изменились избиратели?

— Страна изменилась, конечно, и люди меняются. В избирательное законодательство внесен ряд поправок, в том числе и в базовый закон. Мы живем в период транзита от одной общественно-экономической формации к другой. Россия за два десятилетия прошла путь, которым европейский континент шел сотни лет. У нас формируются другой базис, другие правоотношения.

Я из армии вернулся в 1988 году, это уже была другая страна. Каждое десятилетие происходит колоссальное обновление. Информационный век предоставил нам такую широкую коммуникативную площадку, как Интернет, — это тоже оказало влияние буквально на все, в том числе и на технологии в избирательной системе.

Если сравнивать характеристики избирателей, то несомненно одно: люди становятся более требовательными, заинтересованными в итогах голосования.

— Насколько они научились использовать главное преимущество демократии — возможность спросить с власти? Есть ли какие-то признаки этого?

— В определенном смысле — да, научились. Есть интерес к диалогу с партиями, кандидатами, депутатами, исполнительной властью, заинтересованность в действенности законов. Конечно, не все пока идеально с этим инструментом демократии, но движение определенно есть.

У каждого своя часть пути
— Судя по прошлому опыту, получается, что выбирают того, кто сумел физически «притянуть» свой электорат на участок в день голосования?

— Для этого нужно как минимум быть убедительным, чтобы люди поверили — этот кандидат сможет представлять интересы людей и справиться со своей работой.

— А если человек не приходит на выборы, значит, этот депутат ему не нужен, или причина просто в настроении избирателей?

— Я вижу два важных фактора, которые влияют на явку, хотя это явление, конечно же, многоаспектное. Первый фактор — избирателя ни один кандидат не сумел заинтересовать своей личностью и программой. Второй — человеку субъективно не интересно. За этим может стоять убежденность в том, что и без него выберут, что его голос ничего не решает и так далее. В том и другом случае сказывается уровень правовой культуры и правосознания всех участников избирательного процесса. В том числе и кандидатов в органы власти. Без активной, постоянной работы с людьми невозможно рассчитывать на их внимание.
Для нашей системы принципиально важно максимально добросовестно пройти часть своего пути — довести до всех участников объем информации: как, где голосовать, предоставить сведения обо всех кандидатах.

Своя часть пути есть и у партий, кандидатов — они должны стать узнаваемыми. Кандидатам и партиям необходимо выстраивать диалог с людьми, а не прятаться за агитационные материалы, когда нет прямой коммуникации с избирателями. Не стоит гнушаться простых технологий — пойти во дворы, провести десятки встреч с жителями, узнать, что их беспокоит.

Новичкам нужно дать шанс
— Что касается программ партий. Мы едва успели освоить принципы четырех — пяти партий, а теперь окончательно запутаемся — уж очень много желающих пойти во власть. Мне кажется, не очень-то думали об избирателях, когда в ответ на общественный запрос о либерализации сократили членство в партиях с пятидесяти тысяч до пятисот. Как вы считаете?

— Да, это усложняет выборы и для избирателей, и для нашей системы. С другой стороны, создает дополнительные шансы для вновь созданных партий. Думаю, что практика покажет, насколько целесообразен такой подход к развитию российской демократии. Сегодня только в Новосибирской области зарегистрировано 65 региональных отделений политических партий, 64 из них могут участвовать в выборах.

— Могут. А будут?

— Пока некоторым партиям-новичкам недостаточно опыта, правовой грамотности, чтобы собрать документы для избиркома, но опыт приходит постепенно. Мы оказываем и методическую, и правовую поддержку региональным отделениям.

Надеюсь, что институт сбора подписей выявит, кто сумеет пройти эту пробу сил и добиться поддержки. Пока с уверенностью можно сказать только о том, что большей возможностью обладают парламентские партии — у них широкая сеть местных отделений, устоявшийся электорат, за ними многочисленные выборные кампании. Но нужно действовать активно и новичкам. Тогда их шансы возрастут, и выборы могут принести неожиданные результаты.

— А вы готовы к неожиданностям? Или работа избиркома заключается в том, чтобы этих неожиданностей не было?

— Неожиданности были и будут. Избирательные кампании — это всегда соприкосновения и столкновения политических, мировоззренческих, духовных, экономических, финансовых интересов.

У нас слаженная команда. Объем работы был проведен колоссальный. Мы провели серьезную методическую и правовую подготовку избирательных комиссий, решили не создавать окружные избиркомы и возложили их полномочия на территориальные — там более опытные, подготовленные люди. На всех уровнях нашей системы провели обучение. Этому предшествовала большая совместная работа с Законодательным собранием Новосибирской области, с профильным комитетом, внесены десятки поправок в региональное законодательство, чтобы привести его в соответствие с федеральным. При этом учли уже имеющуюся судебную практику, договорились о привлечении юристов, делопроизводителей и иных специалистов в окружные комиссии.

Плата за демократию?
— Насколько сегодня популярен в предвыборной борьбе такой жанр, как провокация?

— Не без этого. Уже сейчас некоторые участники устраивают маленькие скандальчики. Считаю, что у таких конкурентов нет перспективы. Они есть у тех, кто не на скандалах строит свою кампанию, а общается с людьми.

— Какие опасности вы предвидите: низкую явку, провокации, неграмотные действия участников избирательного процесса, грязные технологии, незаконные действия агитаторов? Или все это — неизбежная плата за демократию?

— Мы уважаем всех участников избирательного процесса и надеемся, что они руководствуются такими же принципами по отношению к своим оппонентам и избирателям. Я всегда призываю помнить о том, что права и свободы каждого из нас заканчиваются там, где начинаются права и свободы другого человека. И чтобы удержаться в этих рамках, нужно прежде всего соблюдать законодательство.

Принцип взаимной ответственности
— Непрямые выборы глав муниципальной власти — эти процедуры теперь вообще не касаются ваших компетенций? Как вы оцениваете новый порядок избрания глав муниципальной власти?

— Да, это не компетенция Избирательной комиссии Новосибирской области, этим занимаются соответствующие органы. Новый порядок избрания, на мой взгляд, это компромиссное решение, в котором прописан принцип взаимной ответственности разных уровней и видов власти перед людьми. Раньше в конфликтных ситуациях говорили: вы же сами его избрали… Теперь избиратели могут сказать: мы передали свой властный мандат депутату, который от нашего имени голосовал за главу муниципалитета, который в свою очередь предложен губернатором и депутатами. При этом возникает принцип взаимной ответственности. И если глава не выполняет каких-то полномочий, избиратель может обратиться и к высшему должностному лицу, и к депутатам.

— Как донести до понимания людей это право?

— Это прерогатива депутатского корпуса, органов местного самоуправления, государственных органов.

— Что бы вы пожелали кандидатам на период выборной кампании?

— Трезво оценивать себя и свои возможности, уважать избирателей. Не нужно ложных, невыполнимых обещаний.

— Какой режим работы избиркомов будет в фазе активной кампании? Сколько бессонных ночей у вас в календаре выборов?

— Конечно, лучше соблюдать обычный режим, но нам в ближайшее время ненормированный режим работы обеспечен.