Наша гордость. Наша память
На перроне на несколько секунд повисла тишина. Все взоры обратились туда, где, словно гость из прошлого, вдали замаячил силуэт паровоза, неспешно прибывающего на первый путь. Наверное, именно так 70 лет назад нам везли Победу… Он все ближе и ближе… Вот уже можно ясно разглядеть увитую зелеными ветвями и цветами кабину машиниста, открытые платформы с зачехленными орудиями, деревянные вагоны, те самые, что четыре долгих года доставляли на запад бойцов, оружие, снаряжение, провиант, горючее и вот наконец выполнили свою миссию, привезя в родной город победителей.
Эта картина захватывает дух современников, которые могут только догадываться, что в эти самые секунды творится в сердцах ветеранов, мысленно вернувшихся на 70 лет назад, в свою боевую юность. Кто-то вот так же возвращался в отчий дом, израненный, изможденный, усталый. Кто-то, с юных лет трудившийся на колхозных полях, в железнодорожных мастерских, стоявший у токарного станка военного завода, подставив пару ящиков, потому что не хватало мальчишеского роста, по-своему ковал Победу в тылу и ждал, ждал возвращения с фронта отца, брата, дядьки… Это их судьба. Их история. И наша общая память!
«Я с этого вокзала уезжал на фронт…»
Когда грандиозная театрализованная постановка на перроне вокзала Новосибирск-Главный закончится и ветераны будут рассаживаться в автобусы, чтобы отправиться во Дворец культуры железнодорожников, где их ожидают торжественный концерт в честь 70-летия Великой Победы и праздничное застолье, я подойду к одному из фронтовиков с вопросом: «Вам понравился праздник? Что вы чувствуете сейчас?» И Шагинур Хабибулин, вскинув голову и по-молодецки распрямив плечи, ответит: «Очень понравилось. Просто замечательно! Я растроган до глубины души… Я ведь с этого самого вокзала уезжал на фронт. Помню, родители пришли проводить меня… Мне же тогда всего восемнадцать было!»
Казалось бы, какой-то час, но перед взором гостей праздника пронеслись все главные события, красной нитью прошедшие через историю Великой Отечественной. Голос Левитана, сообщающего о вероломном нападении фашистской Германии, о кровопролитных боях на западных рубежах нашей Родины, о беспримерном героизме советских солдат, грудью заслонивших страну. Пунктиром проходят битва за Москву, где отличились сибирские дивизии, блокадный Ленинград, судьбоносная Сталинградская битва, ставшая ключевым событием всей Второй мировой. А затем сражение под Курском, бои за Днепр, освобождение Прибалтики, курс на запад, освобождение Европы и наконец долгожданная капитуляция Германии.
Хроника войны сопровождается выступлениями современных артистов, исполняющих популярные и до сих пор самые любимые песни военных лет: «Катюшу», «В лесу прифронтовом», «Вечер на рейде», «Смуглянку», «Синий платочек»...
На перроне царила совершенно особая атмосфера, объединившая и седых ветеранов, и их правнуков, мальчишек в железнодорожной форме, студентов колледжа имени Николая Лунина, воспитанников детской железной дороги и людей среднего возраста ощущением личной причастности к истории страны. Одна на всех была и горечь утрат, и радость выстраданной Победы.
Этому помогали замечательные интерактивные площадки, на которых гости праздника могли почитать выпуск газеты сороковых годов с оперативными сообщениями с фронтов, на большой карте проследить боевой путь своих отцов, дедов или специальным флажком отметить то место, где они сложили головы в кровопролитном бою… Попробовать пайку ленинградца… Подержать в руках предметы скромного солдатского быта — котелок, светильник, сделанный из гильзы снаряда... Можно было сфотографироваться на память на фоне плаката или на настоящем патефоне поставить пластинку с мелодией тех лет, станцевать вальс, отправить поздравительную открытку «С Днем Победы!» дорогому человеку.… Словом, погрузиться в атмосферу сороковых и заново оценить всю важность и ценность великой всенародной Победы.
Успеть сказать спасибо ветеранам
Это настроение, эти чувства очень точно выразил в своем выступлении, обращаясь к героям праздника — ветеранам, начальник Западно-Сибирской железной дороги Анатолий Абрамович Регер. Он сказал: «Дорогие ветераны, дорогие железнодорожники и жители нашего города! 9 Мая — самый дорогой и самый важный для каждого из нас праздник! Как всегда, мы встречаем его с радостью и волнением, с чувством гордости за наш народ. В этот день мы с особым чувством вспоминаем и благодарим тех, кто одержал Победу в самой страшной битве за всю историю человечества.
Война унесла миллионы жизней, но наши отцы и деды, матери и бабушки, проявив мужество и самоотверженность, сумели выстоять. И железнодорожники сыграли одну из главных ролей в этой Победе. Исходы многих сражений, в том числе под Москвой, Сталинградом и на Курской дуге, прорыв блокады Ленинграда и взятие Берлина во многом зависели от того, насколько слаженно работают труженики стальных магистралей.
Сегодня здесь присутствуют наши герои, те, чей подвиг является для нас образцом мужества и стойкости. Спасибо вам, дорогие наши ветераны! Низкий поклон за Великую Победу, за мир и светлое небо, за ваш подвиг и жизнь, которую вы нам подарили! К сожалению, с каждым годом герои уходят от нас… Но память вечна. И мы неустанно будем ее хранить во имя и во славу наших героев!
Я обращаюсь к молодежи: пока еще есть возможность, перенимайте богатый жизненный опыт, говорите с ними, узнавайте историю Победы от тех, кто добывал ее на полях сражений и в тылу. У нас, железнодорожников, всегда принято с особой заботой относиться к ветеранам, и сейчас, в год 70-летия Победы, мы продолжаем добрые традиции. Из средств компании «Российские железные дороги» оказана материальная поддержка, произведен ремонт жилья, средства, заработанные тружениками магистрали на весенних субботниках, тоже пойдут на помощь ветеранам. Но я хочу еще раз подчеркнуть, что никакая помощь не в состоянии заменить глубокую благодарность и признательность, которые мы испытываем к нашему старшему поколению.
Идут годы, но 9 Мая остается самым величественным и самым дорогим праздником! В эти дни мы ощущаем особую силу единства. Нас объединяет память о героях, преклонение перед поколением победителей. Вся сегодняшняя эстафета: эшелон Победы, георгиевские ленточки, общее настроение, волнение — во всем чувствуется сплоченность людей, объединенных страницами нашей истории.
Дорогие ветераны, гости сегодняшнего праздника! Пусть всегда будет мир на нашей родной земле! Крепкого всем здоровья, светлых надежд, счастья и благополучия!»
Праздник посетили высокие гости: представители мэрии Новосибирска, правительства Новосибирской области, аппарата полномочного представителя Президента в СФО и других властных структур. Они тепло приветствовали ветеранов и гостей праздника. Главный федеральный инспектор аппарата полномочного представителя Президента Российской Федерации в Сибирском федеральном округе Иван Александрович Гончаров огласил обращение полпреда Николая Евгеньевича Рогожкина к ветеранам. Член Совета Федерации России Надежда Петровна Болтенко подчеркнула особую роль сибиряков, и именно железнодорожников, в Великой Победе.
Эту мысль поддержал мэр Новосибирска Анатолий Евгеньевич Локоть, который сказал: «Я где-то прочитал недавно, что если все эшелоны, которые ушли с войсками и оружием на запад, выстроить в одну линию, то можно семь раз обогнуть экватор. Вот какой труд был наших железнодорожников!». Мэр поблагодарил ветеранов, тружеников магистрали за их вклад в общее дело и сообщил, что накануне Дня Победы Новосибирску было присвоено почетное звание Города трудовой доблести и славы. Публика встретила это сообщение овацией и криками «Ура!»
Первый заместитель губернатора Новосибирской области Анатолий Константинович Соболев в своем выступлении особо подчеркнул, что 9 Мая навсегда останется главным праздником для народа нашей страны. «Никакие попытки исказить историю, события тех великих лет не смогут умалить величайшую роль нашего народа в освобождении мира от коричневой чумы», — подчеркнул он.
Редеют ряды ветеранов. Дают о себе знать годы, отголоски былых ранений и контузий… Сегодня на ЗСЖД в ветеранских организациях состоят на учете 434 участника войны и 4 813 тружеников тыла. Им уже трудно часто встречаться, поддерживать связи с фронтовыми товарищами, друзьями юности.
Помню, как несколько лет назад, когда мы делали очерк о фронтовике, ветеране-железнодорожнике электромеханике ШЧ — Инская Василии Макаровиче Макаренко, он со слезами на глазах вспоминал свою поездку в столицу в составе ветеранской делегации ЗСЖД на один из предыдущих юбилеев Победы. Ветеран говорил: «Москва приняла нас душевно. Люди на улицах не стеснялись в выражении чувств, жали руки, поздравляли с праздником, желали здоровья, дарили цветы. Я был так благодарен руководству дороги за эту поездку… Ведь только благодаря их заботе и вниманию к нам, ветеранам, я снова оказался в столице. А ведь до этого посещал Москву только после фронта, в конце сороковых. И тогда Москва была особенной, ни с чем не сравнимой, а нынче я ее и вовсе не узнал. Разрослась, расстроилась… Этот День Победы запомнится мне надолго не только масштабом торжеств, но и той заботой, которая была проявлена к нам, фронтовикам. Мы, пятеро ветеранов с разных отделений дороги, ехали с отличным комфортом в удобных купе на двоих. За нашим здоровьем постоянно следил врач, сопровождавший нас. А обеды, которые мы заказывали по меню, как в ресторане, приносили прямо в купе. Мы говорим: «Да мы сами еще орлы, дойдем до вагона-ресторана!» — и слышим в ответ: «Отдыхайте, а мы о вас позаботимся!»
Годы идут, умножая седины и, увы, отнимая силы, здоровье. Но, несмотря ни на что, каждый раз в День Победы ветераны-железнодорожники, взбодрив и дух, и тело, надевают парадные костюмы и, сопровождаемые заботой и вниманием сегодняшних работников дороги, которые и под локоть поддержат, и водички вовремя принесут, приезжают на встречу на специально выделенном по такому случаю транспорте. И мне кажется, они делают это не для себя, а, движимые чувством долга, для нас с вами, для тех самых мальчишек в железнодорожной форме, что стоят парадной шеренгой и равняются на них.
По традиции, в этот день ветераны вместе с руководством Западно-Сибирской железной дороги и представителями органов власти посетили монументы, связанные с Великой Отечественной войной, возложили цветы к барельефу воинам-сибирякам, отправляющимся на фронт, на здании вокзала. Постояли с непокрытыми головами, вспоминая своих ушедших товарищей… Помолчали… Кто-то обронил слезу...
Живая связь поколений
Знаменательный юбилей Победы совпал еще с несколькими круглыми датами. В мае сибирские железнодорожники отметили столетний юбилей земляка, прославившегося в предвоенные и особенно в военные годы, Николая Александровича Лунина. А годом ранее ветеранская организация открытого акционерного общества «Российские железные дороги» отметила тридцатилетие.
Буквально на днях вышла из печати новая книга, созданная коллективом авторов — активистов ветеранского движения под редакцией председателя Межрегионального совета ветеранов войны и труда ЗСЖД Петра Филипповича Мысика «Живая связь поколений».
Как пишут авторы книги, это документальный рассказ о зарождении ветеранского движения на дороге, «о работе советов ветеранов войны и труда, актива и активистов этой общественной деятельности. О тех, кто на излете своей жизни и работы на железнодорожном транспорте считают своим долгом самыми различными способами облегчить невеселую жизнь старикам, больным и одиноким, одухотворять их, предоставлять возможность жить интересами коллектива, где многие отработали всю сознательную жизнь…»
В предисловии к этому изданию начальник ЗСЖД Анатолий Абрамович Регер выразил душевную признательность ветеранам, которые не только отстояли независимость нашей Родины на полях Великой Отечественной, но и подняли с колен разрушенное хозяйство страны, по сути заново отстроив транспортную инфраструктуру государства.
«Вы, уважаемые наши ветераны, передали нам не только лучшую, самую технологичную и самую социально ориентированную железную дорогу. Вы вложили в наши души нечто большее — великую любовь к своей магистрали, гордость за профессию железнодорожника, высочайшую ответственность за порученное дело. Низкий вам поклон за это! Вы и сегодня не порываете связей со своими коллективами, оказываете помощь молодым руководителям и специалистам, передаете им богатейший производственный и жизненный опыт, любовь к России и железной дороге!» — написал А.А. Регер.
С такой же теплотой и искренностью написана вся книга, повествующая о том, как «закалялась сталь» ветеранской организации. Как в кризисные восьмидесятые годы прошлого века старая гвардия пришла на помощь более молодым коллегам. Как создавались ветеранские комиссии по профилактике безопасности движения и охране труда. Как бережно поддерживались традиции наставничества. И сегодня в составе общественных инспекторов — почетные железнодорожники, квалифицированные специалисты, бывшие дорожные мастера, которых интересует все: и знания молодых железнодорожников, и их квалификация, и их желание работать. Они делятся своим бесценным опытом, помогая молодежи не только овладевать профессией, но и по-настоящему любить свое дело.
Другая важная забота ветеранских организаций с первых лет и по сегодняшний день — всемерная забота о ветеранах. В новой книге очень много внимания уделено тому, как при полном взаимопонимании и помощи со стороны руководства дороги, профсоюзной организации разрабатывалась и улучшалась система социальной поддержки бывших тружеников магистрали. Как на ЗСЖД, первой на всей сети дорог не только по экономическим показателям, но и по социальным инициативам, был создан благотворительный фонд. Какая большая работа проводится при поддержке Красного креста...
И, конечно, главные герои книги — сами ветераны, активисты, бывшие крупные руководители, мастера, бригадиры, рядовые работники. Их всех объединяет не только преданность родной магистрали, но и потрясающее неравнодушие, готовность и сегодня, несмотря на возраст, тратить время и силы на заботу о других. Они были воспитаны по принципу «Сначала думай о Родине, а потом о себе» и по-прежнему ему верны.
Пётр Филиппович Мысик, чьим вступительным словом открывается книга, пишет:
«Вместе с моими товарищами, небезразличными, душой болеющими за родной коллектив людьми, их еще по праву называют «золотой фонд» магистрали, мы прошли долгий и трудный путь формирования дорожной ветеранской организации как эффективно действующей, имеющей достойный авторитет на дороге, в регионе и нашей отрасли. Сегодня я могу с удовлетворением сказать, что благодаря огромной поддержке руководства дороги и дорожного комитета профсоюза, руководителей предприятий, благодаря каждодневному кропотливому труду активистов ветеранского движения мы имеем на дороге стройную систему поддержки ветеранов и пенсионеров. Мои коллеги, с кем мы работали рука об руку не один десяток лет, прочитав эту книгу, наверняка получат большой душевный импульс. Вспомнят, как все начиналось, какие замечательные традиции чествования ветеранов были заложены на нашей магистрали, какая огромная работа проводится советами ветеранов…»
Говорят, не стареют душой ветераны… И это чистая правда. Как бы ни менялась сама система железных дорог России, какие бы экономические и технические новшества ни входили в нашу жизнь, старая гвардия по-прежнему держит руку на пульсе родной магистрали, помогая и советом, и делом. Если заглянем в устав ветеранской организации ОАО «РЖД», то мы увидим там строки о том, что она «привлекает ветеранов к разработке и осуществлению предложений по совершенствованию работы железнодорожного транспорта, развитию изобретательства и рационализации, новых форм хозяйствования и экономического стимулирования, обеспечению безопасности движения». Это помимо традиционных ветеранских забот по сохранению исторической памяти и воспитанию молодого поколения.
Что очень ценно в этой деятельности — ветераны не чувствуют себя оторванными от своих коллективов, потому что передают знания, любовь к профессии и опыт молодым железнодорожникам, вносят своей заинтересованностью и активной помощью посильный вклад в развитие железной дороги. А значит, они и сегодня в строю!
Полагаю, в одном из следующих выпусков нашей рубрики мы подробнее расскажем о 30-летней истории ветеранской организации Западно-Сибирской железной дороги. А сегодня еще раз поздравим ветеранов магистрали со всеми памятными датами. Пожелаем им крепкого здоровья, благополучия, оптимизма, и, конечно, мирного неба над головой.
P. S. Автор выражает благодарность за помощь в подготовке материала председателю Совета ветеранов Западно-Сибирской железной дороги Петру Филипповичу Мысику.