USD 100.2192 EUR 105.8090
 

Пункт назначения — Новосибирск

Ксения ЧЕРНОВА

Сокровища Третьяковской галереи в Сибирском Колизее

В 2015 году Новосибирский театр оперы и балета отмечает 70-летие. Ровесник Победы, театр готовился к открытию в самый сложный для нашей страны период, а его первая опера «Иван Сусанин» прозвучала спустя три дня после провозглашения Великой Победы — 12 мая 1945 года.

Этот значимый для сибирской культуры факт сопряжен с еще одной уникальной историей, в которой театр выступил как настоящий храм искусства, сохранивший для страны ее великое наследие. С 1941 по 1944 год Новосибирский театр оперы и балета стал самым главным хранителем сокровищ Третьяковской галереи, эвакуированной из Москвы в Сибирь. Об этом — в историческом очерке заведующей литературно-музыкальной частью театра, сделанном ею на основе публикаций в журнале «Третьяковская галерея».

Эвакуация. Как это было
Двадцать второго июня 1941 года Советский Союз внимал тревожному известию: начинается война с фашистской Германией. В этот же день руководство Третьяковской галереи получило важное сообщение по телефону и радио: крупнейший музей Москвы переходит на военное положение. В здании организован штаб по военно-воздушной обороне, обеспечена полная светомаскировка всех зданий, обустроено бомбоубежище. Основной задачей всего коллектива стало сохранение уникальных памятников национальной культуры, которые свято оберегает галерея. С первых дней войны работникам музея было ясно: предстоит тяжелая работа по эвакуации в глубокий тыл всех запасников и экспозиций.

…Работа начиналась ежедневно в 6 утра: в течение пяти дней под руководством директора галереи Александра Замошкина, главного хранителя Елены Сильверсван и заведующего реставрацией Евгения Кудрявцева хранители музея упаковывали ценные экспонаты, снимали картины великих художников со стен, освобождали их от рам и подрамников. Задача стояла сложная — все произведения искусства тщательно упаковывались в ящики, опломбировались, составлялась подробнейшая опись. Картины предстояло намотать на специальные рулоны, запаять и упаковать в ящики с хорошей изоляцией, чтобы защитить их от влаги и воздействия внешней среды, губительной для многих полотен. Нужно было во что бы то ни стало сохранить все сокровища русского изобразительного искусства. До последнего момента сотрудники музея не знали, куда, когда и как будут отправлены секретные эшелоны.

Наконец, 13 июля 1941 года вышло распоряжение Совета по эвакуации при СНК СССР о временном вывозе ценного груза из Москвы железнодорожным путем. В 24 (по официальным сводкам — в 17) специально выделенных вагонах разместились коллекции старых музыкальных инструментов Большого театра, уникальная коллекция произведений Третьяковской галереи, экспонаты Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, музея западного искусства, музея восточных культур. Пункт назначения — Новосибирск.

В июле движение по столице уже затрудняли постоянные вражеские налеты. Чистая случайность уберегла эшелоны, стоявшие на сортировочной станции, от сброшенной вражеской бомбы — она попала в станцию и нанесла непоправимые разрушения на следующий день, после того как состав ушел на восток. А в ночь с 11 на 12 августа две бомбы все-таки попали в здание галереи в Москве, разрушив подвальные помещения и часть зала второго этажа. Но в это время сокровища Третьяковки уже прибыли в Новосибирск.

Секретный состав прибыл в город в последнюю неделю июля, под проливным дождем сотрудники музея с помощью красноармейцев выгрузили экспонаты из вагонов и перевезли в тогда еще недостроенное здание Дома науки и культуры, ныне — Новосибирского театра оперы и балета.

Сохранить любой ценой
На первом этаже здания, где теперь располагается кольцевое зрительское фойе, были размещены ящики со скульптурой, керамикой, древнерусской живописью. Влажность не позволила разместить здесь живопись, пастель и графику — им были отведены места на втором этаже. Тут расположились и помещения для реставрации, а сами сотрудники музея устроили комнаты для проживания на третьем этаже, где ныне располагаются гримерные.

Началась ответственная работа хранителей коллекции: ежедневные обходы, круглосуточные дежурства, контрольные вскрытия ящиков, обследование произведений. На протяжении всей эвакуации велись журналы передачи дежурств, акты и дневники обследований, описи ящиков. Специалистам предстояло бороться с молью, крысами, мышами, цементной пылью, бытовыми протечками и возгораниями, а иногда и с неизвестными, проникавшими в недостроенное здание театра.

В октябре 1942 года пришло тревожное известие: в этом же здании должен разместиться и функционировать, то есть давать представления для зрителей, Белорусский оперный театр. При наличии только одного центрального входа для зрителей в театр, как раз того, где располагалась значительная часть коллекции, это решение могло стать губительным для эвакуированных экспонатов. Началось срочное перемещение коллекции в другие помещения. Только весной 1943-го директору Третьяковки Замошкину удалось добиться отмены деятельности белорусского театра в здании Сибирского Колизея. Все это время в филиале галереи в Сибири шли работы по реставрации и консервации пострадавших при эвакуации картин и экспонатов — от папирусов и восточных масок до живописи, графики и скульптуры.

Гражданский подвиг
Несмотря на тяжелую обстановку, хранители Третьяковской галереи старались вести выставочную деятельность и в Новосибирске. За неимением достаточного места в театре оперы и балета выставки проводили на других площадках. Новосибирцам представили произведения живописи и скульптуры, небольшую коллекцию этюдов и эскизов В. Сурикова. Осенью 1942-го в театре открылась выставка «Русское реалистическое искусство XVIII — XX веков», где были представлены картины В. Боровиковского, И. Репина, В. Сурикова, В. Васнецова, И. Шишкина, Ф. Шубина и других. В том же году совместно с сибирскими художниками была проведена выставка «Художники Сибири в дни Великой Отечественной войны».

В общей сложности с 1941 по 1944 год в Новосибирске с участием специалистов Третьяковской галереи было организовано 20 выставок, которые посетили свыше 500 000 человек. Многих работников филиала Третьяковской галереи в Новосибирске комитет по делам искусств СНК СССР наградил почетными грамотами за активную художественно-пропагандистскую деятельность.

Одновременно с выставочной работой хранители Третьяковки проводили лекции и беседы на вокзалах, в воинских частях, колхозах, на уборочных в полях. Холод, недоедание, плохие бытовые условия, конечно, сказывались на настрое работников музея, к тому же, помимо прямой деятельности, их, как и многих во время войны, обязывали брать наряды на осенние уборочные работы, лесозаготовки, торфоразработки. Несмотря на тяжелое положение, специалисты продолжали писать научные труды, защищать кандидатские диссертации по искусствоведению, проводить реставрационные работы. За время эвакуации запасники Третьяковской галереи пополнила тысяча новых экспонатов.

Переломный момент
После переломных событий в ходе Великой Отечественной войны в 1943 году сообщение между Третьяковской галереей в Москве и ее филиалом в Новосибирске стало налаживаться — в столице проводились выставки, куда посылались экспонаты из сибирских запасников. С этого же года началась подготовка к возвращению всех вывезенных коллекций в Москву. Девятого октября 1944 года комитетом по делам искусств был издан приказ № 545 «О реэвакуации и мерах по обеспечению сохранности при ее проведении художественных коллекций музеев г. Москвы и Московской области». В ноябре 1944 года 572 ящика с уникальными произведениями русской национальной сокровищницы прибыли из Новосибирска на Казанский вокзал столицы.

Страшно представить, что могло бы случиться, если б в то катастрофическое время не успели, не продумали, не смогли осуществить всю работу по сохранению уникальных коллекций Третьяковки. Страшно подумать, что мы могли бы безвозвратно потерять то национальное достояние, которое по праву принадлежит всем русским людям. Страшно вспоминать о событиях тех горьких лет. Мы должны гордиться, что в Сибири, далеко от культурных центров, благодаря мощному и надежному тылу Новосибирского оперного люди смогли сохранить и пополнить коллекцию великого музея, сокровищница которого одна из самых выдающихся в мире.

Двенадцатого мая 1945 года Новосибирский театр оперы и балета открылся для зрителей. Его мощные своды и прочные стены помнят то время, когда вдали от людских глаз и военных разрушений они надежно хранили величайшее достояние страны.

ФАКТ
В течение юбилейного сезона НГАТОиБ ведет специальный проект «История театра на видео», посвященный его истории и современности. По субботам новосибирцы могут смотреть на театральном сайте (а затем в любое время в Youtube) фильмы и телепрограммы на эту тему. Кстати, видеоархив стартовал с документального фильма «Тайны Сибирского Колизея», снятого в 2005 году ГТРК «Новосибирск», где рассказывается именно об эвакуации Третьяковской галереи в Сибирь. Автор фильма Елена Медведская, режиссер Слава Касаткина, оператор Пётр Сиднев. Фильм — лауреат Первой премии Международного фестиваля телефильмов в Севастополе «Победили вместе» (2008).

Фотографии статьи
Выставка в здании театра , 1942 г.