USD 79.6845 EUR 93.0237

Инвестиционная посевная: что посмеем, то и пожнём?

Юлия НАЗАРЕНКО
Министр экономического развития Новосибирской области Ольга МОЛЧАНОВА. Фото Михаила ПЕРМИНА
Министр экономического развития Новосибирской области Ольга МОЛЧАНОВА. Фото Михаила ПЕРМИНА

Экономический рост без привлечения инвестиций невозможен. Между тем сегодня сложилась непростая ситуация. По словам министра экономического развития Новосибирской области Ольги МОЛЧАНОВОЙ, объемы инвестиций в экономику региона в 2014 году незначительно сократились. И что же? На всеобщем фоне оттока денег, не только на уровне области, но и в масштабах страны, мы строим планы, на какие и в самые тучные годы, прямо скажем, не решались. Как ни парадоксально, у регионального минэконома на вопросы из серии «Где взять деньги?» есть вполне убедительные ответы.

Точки технологического прорыва
— Ольга Витальевна, что происходит на инвестиционном поле?

— В 2014 году общий объем инвестиций в экономику региона составил 180 миллиардов рублей, годом ранее — 184 миллиарда. Безусловно, это снижение заставляет принимать дополнительные меры. Наш главный ресурс, как известно, — кадровый. Смотрим, что наиболее активно востребовано? В России на ближайшую перспективу определено шесть направлений, они же отражены в инвестиционной стратегии Новосибирской области. Это как традиционные сферы деятельности — промышленность, сельское хозяйство, все, что связано с торговлей и сферой услуг, транспорт и логистика, так и новые сферы.

Для Новосибирска открываются хорошие возможности в области так называемых наук о жизни и человеке — в медицине, биотехнологиях, здравоохранении. Это связано и с импортозамещением. Именно в этих сферах развиваются новые технологии, призванные принципиально повысить качество жизни. И именно в этих сферах у региона хорошие позиции. Не только по Сибирскому федеральному округу, но и по России в целом. Три академии и инновационные организации Новосибирска обладают инновационным потенциалом. Нам нужно помочь им интегрировать свои усилия, чтобы получить совершенно новый продукт. Нужно подключить информационные технологии к исследовательскому и технологическому процессу. Компании соответствующего уровня у нас есть. Новые материалы, такие как нанокерамика, имеют свой потенциал. Необходимо прилагать совместные усилия, чтобы доводить это до конечного продукта. Те же нанотрубки — очень интересный проект не только для региона. Мы сегодня выпускаем продукцию, которая в разы дешевле, чем импортная. Продукция, которая имеет колоссальное влияние на современное производство (например, углеродные нанотрубки способны на 70 процентов улучшить характеристики используемых сегодня материалов, в том числе их прочность. — Ред.). Мы построили в Новосибирске такое производство мощностью 10 тонн. После реконструкции помещения в Академпарке появится возможность выпускать 50 тонн продукции в год. Ведутся переговоры с Татарстаном, где также намерены наладить производство нанотрубок на основе наших технологий в ежегодном объеме до 50 тонн и использовать их в нефтехимии.

С инвестиционной точки зрения актуально направление, связанное с рациональным природопользованием, энергоэффективностью, — наработки в этих областях у Новосибирска также есть. Кроме того, все, что связано с развитием новых видов вооружений, имеет перспективу. У нас 39 предприятий выполняют гособоронзаказ.

Безусловно, есть значимые проекты в медицине. Медицинский технопарк — первый частный парковый проект на территории области. И проект успешный. По инициативе Новосибирской области подготовлено распоряжение Правительства РФ о проведении конкурса для передачи в концессию имущественного комплекса в Первомайском районе. Медицинский технопарк будет в нем участвовать. Планируется разместить на этих площадях производство тех изделий, которые совместно разработаны медицинским технопарком и НИИТО. Это будет линейка новых продуктов. В основном планируется вложить частные средства. Подана заявка на рассмотрение этого проекта на заседании инвестиционного совета при губернаторе, где проект был одобрен. Конечно же, он получит поддержку областного бюджета.

Транспорт — наше все
— Очень важно для нас развитие транспортно-логистического направления, — продолжает глава минэконома. — Даже сейчас, в такое сложное время, увеличивается объем грузоперевозок. Здесь есть безусловные перспективы. Это могут быть проекты, осуществляемые как за счет средств федерального бюджета, так и частных инвестиций. Среди примеров — подготовка проекта строительства четвертого моста на принципах государственно-частного партнерства общей стоимостью более 25 миллиардов рублей. Это один из крупнейших проектов в РФ. Если его рассматривать вместе с прилегающей инфраструктурой, то стоит это около 80 миллиардов.

— Проект действительно беспрецедентный по размеру инвестиций. Откуда такие деньги придут?

— Речь идет не только о строительстве собственно мостового перехода, но и о создании на прилегающих территориях зоны деловой активности. К таким крупным проектам необходимо привлекать не одного, а пул инвесторов, которые будут специализироваться на строительстве тех или иных объектов. Это позволит сдавать эти объекты в оптимальные сроки и с минимальными затратами. Заинтересованность в участии уже проявили крупные российские банки, которые, скорее всего, тоже образуют консорциум, а также представители бизнеса Японии, Китая и Франции. Когда мы встречаемся с послами, они интересуются наиболее крупными инвестпроектами региона, и мы сразу предлагаем посмотреть вариант четвертого моста.

Нельзя не отметить проект аэропорта Толмачёво, который имеет все предпосылки стать международным хабом. Объем инвестиций оценивается более чем в 10 миллиардов рублей. В основном это частные инвестиции. В первую очередь речь идет о грузоперевозках, а потом о пассажирских. Это позволит нам существенно увеличить объемы внутреннего регионального продукта. Кроме того, по оценкам специалистов, реализация проекта «Аэросити» может увеличить занятость работоспособного населения на этом территориальном отрезке примерно в два раза. Но данный вопрос требует участия Федерации, поскольку решается на уровне международных соглашений.

— Что питает такой оптимизм? Планы поистине наполеоновские, между тем сейчас не совсем благоприятное время — кризис на дворе.

— Вспомним, о чем говорили пять лет назад, и посмотрим, что сейчас есть в логистической сфере. В Новосибирске появилось много крупных логистических комплексов. Все, что касается западной зоны, уже освоено. На восточном направлении построены хорошие склады. Но если Промышленно-логистический парк строили за бюджетный счет, то на востоке Новосибирска реализуют проекты частные инвесторы, которые выкупали земельные участки, создавая свои складские комплексы. К правительству области инвесторы восточной транспортно-логистической зоны обратились за содействием в решении вопросов взаимодействия с РЖД и энергоснабжающей организацией. Мы помогаем найти решения, потому что понимаем растущие потребности, перспективы расширения грузопотока из Китая, Юго-Восточной Азии. Все это требует увеличения складского и транспортного потенциала нашего региона. Министерство транспорта области проводит активную работу по продвижению строительства Восточного обхода Новосибирска. Финансируется этот проект из федерального бюджета, общая его стоимость — 32 миллиарда рублей. Строительство будет проходить в три этапа до 2020 года.

Гречка для японцев
— Очень актуально для текущего момента развитие сельского хозяйства. С одной стороны, это продовольственная безопасность и импортозамещение. С другой, возможность увеличения экспортного потенциала, — подчеркнула Ольга Молчанова.

— Что именно планируется экспортировать из региона и куда?

— Если говорить о растениеводстве, то это не только пшеница, но и гречиха. К нам, в частности, приезжали представители Японии, они заинтересованы покупать у нас эту продукцию. Греча пользуется там большим спросом.

Для нас важно не просто продавать зерно, но и создать мощности по его глубокой переработке. Сейчас в различной степени готовности есть два крупных проекта в Кольцово и Барабинске. Один ориентирован только на глубокую переработку зерна, включая производство глютена, который готов закупать у нас Китай. Разработана проектно-сметная документация, идут переговоры по привлечению инвесторов. Второй проект — более комплексный, охватывает растениеводство, переработку зерна, включая производство комбикормов, формирование стада с улучшенными характеристиками генофонда, разработку новых технологий кормления с использованием новых продуктов на основе местного сырья и рецептуры.
Это и связь с наукой, и использование наших природных ресурсов для создания биодобавок, которые будут обеспечивать высокое качество продукции и рост скота в более короткие сроки. Такие разработки у наших ученых тоже есть. Это дорогой проект, он стоит более пяти миллиардов рублей.

— Каково сегодня соотношение частных и бюджетных инвестиций?

— По сложившейся практике, примерно 80 процентов составляют частные инвестиции, 20 процентов — бюджетные вложения. Думаю, эта тенденция сохранится.

Рожденные в кризис
— Что касается эффективности господдержки, которую регион оказывает частным инвестпроектам. В прошлом году Контрольно-счетная палата озвучила, в частности, негативный результат по проектам «Лиотех» и компании «Мейзон Л» со строительством кирпичного завода. Если с производством литий-ионных аккумуляторов более-менее понятно, то с кирпичным заводом — не совсем. Он же действует, и неэффективными эти вложения никак не назовешь...

— Здесь надо понимать, что такое бюджетная эффективность. Условия, заложенные в законодательстве, таковы, что все средства, которые вкладываются в реализацию того или иного инвестпроекта, должны сравниваться с тем объемом налогов, которой уплачивается после реализации проекта в областной и местный бюджеты. Мы должны обеспечить, чтобы сумма поддержки была меньше или равна той сумме, которую инвестор уплачивает в качестве налогов. Конкретно по фирме «Мейзон Л». Был кризис, и они не смогли вовремя выйти на проектную мощность и продемонстрировать бюджетную эффективность за тот период времени, который был оговорен в момент предоставления им господдержки. Сумма уплаченных налогов оказалась меньше полученной поддержки. И таких проектов у нас оказалось несколько. Я напомню, правительством области принято решение увеличить до семи лет срок обеспечения эффективности проектов. Но у «Мейзон Л» к этому времени срок оказания господдержки уже закончился. Поэтому несмотря на то, что проект интересный, что завод сегодня работает на полную мощность и его продукция пользуется большим спросом, нами принято решение: компания должна возместить в областной бюджет часть полученных средств господдержки.

Комментарии